Иерусалим. Вечный город, вечные споры

Сказано — сделано?

6 декабря представитель Белого дома выступил с сенсационным заявлением о намерении президента Дональда Трампа признать в этот же день Иерусалим столицей Государства Израиль, а также начать перенос туда посольства США в этой стране. И хотя тут же прозвучала оговорка, что этот процесс займет годы, а вопрос о статусе границ по–прежнему останется предметом обсуждения, само заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы. Некоторые эксперты даже считают, что этот шаг перевернет в буквальном смысле всю ситуацию на Ближнем Востоке.


Конечно, президент Трамп и ранее выступал с неоднозначными заявлениями (например, о разрыве ядерной сделки с Ираном или о скором применении силы в отношении КНДР), но редко воплощал их на практике. Ближайшее время покажет, воплотится ли громкая анонсация о «входе в Иерусалим» в новую американскую стратегию на Ближнем Востоке. Затронутая Трампом тема является настолько деликатной, что какие бы дальнейшие действия ни предпринял Белый дом, уже само прозвучавшее заявление является новым политическим фактом.

В настоящее время территория Иерусалима находится под контролем Израиля. В 1980 г. кнессет принял закон, в соответствии с которым город является единой и неделимой столицей еврейского государства. Это означает отказ в притязаниях палестинцев, чтобы столица Палестинского государства располагалась в Восточном Иерусалиме. Таким образом, ведущая сверхдержава своим шагом лишь признает упомянутый выше закон.

Если уж говорить об изменениях, то они касаются процесса мирного урегулирования. Ведь США открыто выступают против ряда резолюций ООН, а также позиций иных субъектов международного права. В настоящее время ни одно государство не признает открыто и официально Иерусалим столицей Израиля и не размещает там свои посольства.

Не секрет, что США являются ближайшим союзником Израиля, а активное произраильское лобби действует на всех уровнях административной американской системы. Однако вашингтонским политикам, зачастую прибегая к эвфемизмам (например, «нахождение посольства на территории какого–либо города вовсе не означает признание его США столицей данного государства»), удавалось не доводить ситуацию до открытого конфликта.

О серьезности проблемы говорит тот факт, что с предостережениями пришлось выступить не только представителям мировых держав, включая Великобританию, ближайшего союзника США, но и Папе Римскому Франциску I.

Каковы последствия этого шага, если Трамп все же пойдет на него? США — крупнейший и влиятельнейший игрок на Ближнем Востоке. Без них были бы невозможны переговоры по Ирану, Сирии, Ираку и другим болевым точкам. Как теперь будут воспринимать Вашингтон в регионе — очевидно. В ближайшие дни президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган созывает экстренный саммит Организации исламского сотрудничества, чтобы на нем под турецкими знаменами объединить мусульман, недовольных решением Белого дома.

К сожалению, новый импульс будет придан радикальным идеям и движениям в регионе. Мусульманский мир получит очередное в его глазах «доказательство» бесперспективности отстаивания своих интересов в рамках международного права.

Президент Трамп укрепит свою репутацию как политика, склонного «наломать дров» и/или делать громкие заявления, не подкрепляя их реальными делами. Обе стороны такой репутации в условиях, когда мир сталкивается с новыми вызовами, не сулят ничего хорошего. Можно по–разному относиться к США, но невозможно решать глобальные проблемы, не договариваясь с ними. Проблема в том, что без Вашингтона восполнить образовавшийся вакуум в переговорном процессе некому.

Если же Вашингтон все более и более будет восприниматься как недоговороспособная и даже не отвечающая за свои слова сторона, постепенно будет выстраиваться новая система решения международных проблем, и вряд ли она будет лучше существующей.

Не до конца ясны и мотивы Трампа. Президент апеллирует к тому, что он выполняет предвыборное обещание, а также закон, принятый в США еще в 1995 г. Учитывая невыполнение президентом ряда других предвыборных обещаний, эти аргументы выглядят несколько шаткими.

Политика на Ближнем Востоке требует очень тщательных, хорошо продуманных и осторожных шагов. Каждое решение должно быть взвешено с учетом его позитивных и негативных последствий. Такой стратегии придерживается в регионе широкое международное сообщество, в том числе и наша страна. Как следует из заявления пресс–секретаря МИД Дмитрия Мирончика, Беларусь не планирует переносить свое посольство из Тель–Авива в Иерусалим. Наша страна подтверждает свою позицию о приверженности решениям ООН по принципам палестино–израильского урегулирования, включая статус Иерусалима. В МИД исходят из того, что этот вопрос должен решаться в формате прямых переговоров вовлеченных сторон на имеющейся международной правовой основе, в полном соответствии с действующими резолюциями Совета Безопасности ООН и ранее заключенными соглашениями.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter