Россия запретила ввоз молочной продукции с семи белорусских заводов

Сказ про паршивую овцу. Увы, не одну…

РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР после временного ограничения все-таки с 7 декабря запретил ввоз молочной продукции ОАО «Милкавита», «Рогачевский молочно-консервный комбинат», «Слуцкий сыродельный комбинат», «Молочная компания «Новогрудские дары» и «Сморгонские молочные продукты» — филиал ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат». Причина — «непринятие госветслужбой Беларуси должных мер по недопущению поставок в Россию опасной продукции» этих предприятий, говорится в сообщении пресс-службы ведомства. Кто ответит за ущерб? Валютный.


Убеждена: наши молочные продукты самые вкусные и полезные. Особый и натуральный вкус белорусских сметаны или творога не сравнится ни с какими другими заморскими вкуснятинами в ярких красочных упаковках. И это неудивительно: перерабатывающие комбинаты работают только по ГОСТам. Мы не используем никаких побочных продуктов — ни пальмовое масло, ни ГМО. Белорусская «переработка» сертифицирована, более 90 предприятий работают по международной системе анализа рисков и критических контрольных точек. У большинства производителей внедрена система менеджмента безопасности, которая стабильно обеспечивает контроль по всей технологической цепочке — от фермы до потребителя.

Однако претензии Россельхознадзора к качеству белорусской сельхозпродукции появляются с завидным постоянством. Наша сторона не раз доказывала, что зачастую под видом белорусских в России продаются иные или просто сфальсифицированные продукты. Нет никаких гарантий, что этикетку с нашей маркой не переклеят или качественную продукцию не смешают с чем-то низкосортным. Скажем, закупают тонну белорусского творога, но в сети она каким-то чудесным образом превращается в объем, равный 20-тонной фуре.

Все это так. Но поэтому тем более обидно и досадно, когда, образно говоря, одна паршивая овца все стадо портит.

В октябре специалисты Россельхознадзора совместно с нашей ветеринарной службой проверили предприятия, «ранее неоднократно допускавшие нарушения ветеринарного законодательства при поставках продукции». В их числе шесть молочных комбинатов. В результате были «подтверждены факты использования запрещенных к применению в животноводстве неразрешенных ветеринарных препаратов или превышающих установленные законодательством ЕАЭС предельно допустимые их уровни».

Сначала просто предупредили: обеспечьте контроль качества. В конце ноября Россельхознадзор снова арестовывает партии белорусских сыров из-за превышения в них консервантов. Это продукция вышеназванных молочных комбинатов. Все те же лица.

Поразительно: предприятия едва не закрыли, накрылся бы экспорт. Риск слишком велик и оценивается в валюте. Что непонятно руководству и специалистам? Откуда такое отношение к собственному предприятию, а главное — к имиджу страны? 

Минсельхозпрод не устает повторять и объяснять, какие препараты можно применять, а какие категорически запрещены. Скажем, тот же метранидазол. Ну почему «Молочный мир», «Савушкин продукт», «Беллакт» и ряд других предприятий длительное время не имеют ни одного случая попадания метранидазола или других антибиотиков в своей продукции.

В то же время ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», «Милкавита», «Рогачевский молочно-консервный комбинат» и другие включили «дурака». По данным Минсельхозпрода, более 50 случаев каждый месяц. Фактически в каждой пробе найден запрещенный препарат.

Причем Россельхознадзор за две недели предупредил предприятия о проверках. Предупредили руководство райисполкомов, всех, кого только можно. Приехали на «Милкавиту», зашли в цех — творог рассыпан по полу, работники в грязных халатах. На складе готовой продукции на мешки с сухим обезжиренным молоком с протекающей крыши капает дождь. Чем это можно оправдать?

И потом, может и мы едим подобный творог? Директор «Милкавиты» уж точно вряд ли.

С белорусских предприятий на рынок небезопасная продукция не поступает, заявил 3 декабря в Минске журналистам заместитель министра здравоохранения — главный государственный санитарный врач Беларуси Игорь Гаевский.

— У нас тройной лабораторный контроль. Вся продукция соответствует требованиям. Нюансы бывают, мы находим нарушения текущего порядка, наказываем, призываем к порядку. К сожалению, такие моменты есть. Но чтобы товар, который не соответствует показателям безопасности, выпускался и поступал в торговую сеть, такого быть не может, — уверен Гаевский.

Все точки расставил министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц, обсуждая этот вопрос на коллегии: «Не можешь обеспечить качество и эффективность — уходи с работы!»

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter