Сказ о том, как исчезли Шклов с замком. И как ученые искали их

В 1963 году археологи нашли на реке Серебрянка недалеко от города Шклова удивительное творение рук человеческих, высеченное из песчаника. Это был идол, своеобразная скульптура славянского языческого божества. Высота его составляла более метра, вес под 250 килограммов, туловище цилиндрическое. А вот лицо имело индивидуальные черты. Ученые предположили, что идола создали примерно в Х веке. А потом, после принятия христианства, местное население спрятало его под землей.

Сегодня в тех местах археологи делают открытия, а дачники вместе с картошкой выкапывают курительные трубки, керамику и редкие монеты.

В 1963 году археологи нашли на реке Серебрянка недалеко от города Шклова удивительное творение рук человеческих, высеченное из песчаника. Это был идол, своеобразная скульптура славянского языческого божества. Высота его составляла более метра, вес под 250 килограммов, туловище цилиндрическое. А вот лицо имело индивидуальные черты. Ученые предположили, что идола создали примерно в Х веке. А потом, после принятия христианства, местное население спрятало его под землей.

О находке в свое время много говорили, писали. Да и сейчас она не забыта. Заведующая Центром истории доиндустриального общества Института истории НАН Беларуси, доктор исторических наук, профессор Ольга ЛЕВКО считает:

— Эта интересная находка подтверждает наше предположение о том, что древнейшее Шкловское городище еще в племенную эпоху было центральным среди поселений, разбросанных по низине. Идол — свидетельство того, что где-то поблизости находилось языческое святилище для всего местного населения. Если мы найдем его, то с уверенностью сможем сказать: Старошкловское городище существовало как центр округи первого тысячелетия нашей эры. А затем превратилось в город. Следовательно, город Шклов вырос из племенного центра. А это очень важно. Таких городов у нас в Беларуси немного.

В письменных источниках Шклов впервые упоминается в 1520 году, когда он принадлежал князьям Гаштольдам. До 1917 года городом владели богатые и влиятельные подданные как Великого княжества Литовского, так и Российской империи. Город принадлежал Ходкевичам, Синявским, Чарторыйским, Зоричу, Державину, Воейкову, Кривошеину. Все они по-своему содействовали его развитию и известности. Кто промыслами, кто театром. В свое время Шклов входил в семерку экономически развитых городов страны, богатых торговых субъектов. Еще в далеком 1577 году ему было дано магдебургское право.

Одним словом, история города на Днепре весьма и весьма интересна. Многие события, прошумевшие над ним, подкреплены письменными источниками. А главное, находятся остатки древней старины, подтверждающие строки из летописи. В том числе и такой факт: город этот рождался трижды, и каждый раз в новом месте. Он «шагал» то за четыре, то за два с половиной километра, пока не обрел постоянное место своего расположения. И еще один неоспоримый факт: сколько здесь археологических памятников, изученных и неизученных! Уже известная вам Ольга Левко говорит:

— Там до сих пор есть свыше 50 памятников, абсолютно не потревоженных. И курганных могильников, и городищ, и селищ разных эпох, начиная от каменного века и заканчивая поздним средневековьем. Причем хорошо сохранившихся.

— Ольга Николаевна, на той территории, о которой вы говорите, есть уникальный объект. Его долго искали и не могли найти. Вам повезло, вы открыли и исследуете его. Это Шкловский замок.

— Прежде чем говорить о нем, я должна отметить одно важное обстоятельство. Мало кто знает, но изначально Шклов находился не здесь, где он расположен сейчас, а на высокой горе у реки Серебрянка, между деревнями Старый Шклов и Хотимка. Это, как уже упоминалось, относится к периоду племенной эпохи. Первые раскопки там провел известный белорусский ученый Георгий Штыхов, потом в 80-е годы я провела там небольшие работы, заложила два шурфа на городище. А сейчас достаточно большую площадь изучил заведующий кафедрой археологии Могилевского университета Игорь Марзалюк. Он прокопал огромный вал подковообразной формы. Такие валы насыпали в ХІ—ХІІІ веках. А потом их использовали, подсыпая, когда началась эпоха замков.

— И какую функцию выполнял древний Шклов на реке Серебрянка?

— В одно время роль погоста. Погостами назывались пункты сбора дани киевскими князьями. Известно, что княгиня Ольга плыла по Днепру вверх к северным своим владениям и создавала их. Возможно, что одним из таких погостов стал и древний Шклов. Он просуществовал практически до конца ХІ века. Однако и позже жизнь в этом поселении не замерла. Вещи, которые мы там находим, свидетельствуют о его расцвете. И это дает нам основание считать, что городище в старом Шклове превратилось в городской центр, а при нем развивались и городские посады.

— И все-таки судьба его была предрешена?

— Да, в первой половине XVI века владельцем Шклова стал Альбрехт Гаштольд — полоцкий воевода, оставивший свои «печати» на шкловских изразцах, которыми обкладывались печи. Но когда род Гаштольдов угас и больше наследников не осталось, шкловское имение выкупает сосед, владелец Быхова Иероним Ходкевич. И сразу испрашивает разрешения у короля ВКЛ перенести город с маленькой реки Серебрянка к Днепру. Получив его, строит замок и город в приглянувшемся месте, в четырех километрах от прежнего. Таким образом, в середине XVI века заканчивается жизнь на Старошкловском городище и начинается новая история города.

— История города, канувшего потом на два столетия в Лету? Который никто не искал и о котором прочно забыли?

— Как ни прискорбно, но это факт. Хотя в письменных источниках было много сведений о том, что это бурно развивающийся город, один из семи наиболее экономически развитых на территории Великого княжества Литовского. Кроме того, есть целая серия инвентарей города. Это описание города, его построек, описание видов хозяйственной деятельности. А сам город где? Где был расположен замок? Нет материалов археологических. То есть город просуществовал более двух веков на берегу Днепра, а местоположение его определить никто не может, словно провалился сквозь землю, словно следы его навсегда смыл Днепр. Получился такой пробел между серединой XVI и концом XVIII века.

— А почему, Ольга Николаевна?

— Как известно, новый Шклов (нынешний райцентр) построил граф Адам Чарторыйский после того, как старый город, принадлежавший Ходкевичам и Синявским, неожиданно запылал — пожар был страшный, сгорело сразу 300 домов. Собственно, и раньше там случались пожары, Шклов, находясь на восточных рубежах ВКЛ, подвергался частым нападениям, разрушениям.

— И потомки выбросили из памяти притягивающее к себе беду место?

— Не берусь судить, но археологам пришлось долго искать исчезнувший город с его замком. Больше всех повезло мне. Я нашла его в 2002 году. И «отыскался» он на территории деревни Рыжковичи, ныне это окраина райцентра. Там, где изгиб реки Днепр.

Когда я начала вести раскопки, то сразу нашла основание той дозорной башни, которая стояла по центру. А потом нашла хозяйский дом, прикрытый валом, расположенным ближе к Днепру. Жили там сами Ходкевичи или нет, я не знаю. Но дом был богатый. В нем имелась стеклянная и керамическая импортная посуда. И много курительных трубок. Мы этот дом исследовали пять лет. Пока не вскрыли полностью. Кстати, здесь в 2002 году мы нашли первую монету середины XVI века, заложенную под фундамент дома, которая и подтверждает время его возведения.

— А клады находили, они могут быть там?

— Я вам скажу прямо: монетами усеяна вся территория бывшего города. Люди, которые там живут, каждый год горстями собирают монеты XVI—XVII века. Там идешь между картофельными рядами — лежат изразцы, фрагменты курительных трубок. Потому что, повторюсь, город был богатый.

— Вы уже на протяжении 10 лет изучаете этот регион, за время раскопок исследовали более 300 квадратных метров площади Шкловского замка, не считая работ на «месте шкловском», то есть в бывшем городе. Что выявлено, что найдено, что поразило?

— О том, что найдено на замчище, я уже говорила. А на городской территории выявлены руины Воскресенской церкви и Доминиканского монастыря. Причем при раскопках фундаментов каменной церкви вскрыты под ними останки сгоревшего деревянного храма XVII века и захоронение. Один из гробов, который был обит металлическими пластинами, сохранился лучше всех, в нем мы нашли даже фрагмент золототканого покрывала. Вообще, за годы исследований собран значительный по объему и разнообразный вещевой материал. Я вам скажу откровенно: каждый год приносит археологам какие-то новые открытия, порой неожиданные. Мы, например, нашли скелеты обгорелых лошадей, в черепе одной из них засела пуля.

— Вас и этот сезон порадовал открытиями?

— У меня есть желание найти те ворота (браму), которые соединяли замок с городом. Я уже делала две попытки и приблизилась максимально к тому месту, где это соединение могло быть. Недавно в слое пожара 1580 года мы нашли боевой топор, копье. Выше лежали предметы XVII века, в том числе наконечники стрел, а главное, мы нашли завесы, которые могут быть от деревянных ворот. Может, и правда приблизились к браме? Но пока это предположение. Будем продолжать вести исследования.

Что еще обнаружили? Расписные декоративные тарелки, кубки, кувшины, более полусотни курительных трубок, а также многочисленные и разнообразные изделия из стекла, в том числе и венецианского производства, изделия из цветного металла. К оригинальным находкам этого года я бы отнесла бронзовую копоушку. Такого назначения предметы, выполненные из кости, нередкая находка в древнерусских городах. Но копоушка из Шкловского замка отличается материалом и миниатюрными размерами, имеет отдаленные аналоги с финно-угорскими изделиями более раннего времени. Это первый подобный артефакт на нашей территории.

И еще об одном объекте мне хочется сказать особо. За пределами средневекового Шклова на возвышенности находилось еврейское кладбище. И сейчас там видны следы каменных надгробий. Но больше всего поражает памятник архитектуры. Это каменная конструкция со ступенями, ведущими на гору, которая была покрыта обыкновенной деревянной крышей. И когда покойника несли на кладбище, надо было пройти через этот проход, он очищал человека от грехов, давая ему дорогу в рай. Как-то приезжала еврейская община, и местный житель краевед А. П. Грудина водил туда гостей. И они сказали: это очень редкая конструкция. Да, редкая. В Беларуси мы ничего подобного еще не находили.

— А коль так, то все уникальное, Ольга Николаевна, надо сохранить, восстановить.

— Все правильно. В прошлом году вместе с местными властями мы подавали списки памятников, чтобы взять их под охрану. И тех, которые были известны, и  новых, о которых я рассказала.

Шкловский замок — один из перспективных памятников дерево-земляного оборонительного зодчества. Место здесь живописное и сохранились следы исторической топографии: рвы, валы, русло реки Серебрянки. Есть идея, которую поддерживают и местные власти, — сделать замок под открытым небом, восстановить его, воссоздать пусть не полностью, а какую-то часть строений. Во-первых, это на историческом древнем Днепре, во-вторых, у нас сейчас Министерство спорта и туризма формирует программу «Золотого кольца Беларуси». Мы думаем, что Шкловский замок под открытым небом вписывается в это кольцо. Если эта идея удастся, я буду рада. Ну а дальше вместе с замком необходимо восстановить и исторический ландшафт местности на территории площадью 10 гектаров, исходя из историко-археологических материалов. Потому что все это — наша средневековая культура. И ее, безусловно, надо сохранить.

Евгений КАЗЮКИН, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter