Сказ о рыбаках и рыбке

Населению республики надо не менее 180 тысяч тонн рыбы и рыбной продукции в год. Основная ее часть импортируется в виде продуктов глубокой заморозки. На долю собственной, наиболее ценной, живой и свежей рыбы приходится только 8,3 процента. И это при том, что она является важнейшим продуктом питания. На увеличение его производства и ассортимента, повышение качества, наращивание экспорта, а также сокращение импорта и направлен проект Государственной программы развития рыбохозяйственной деятельности на 2011—2015 годы.

Журналисты «БН» вместе со специалистами закинули неводы в пруды и вытащили их полными живым товаром и... проблемами.

Населению республики надо не менее 180 тысяч тонн рыбы и рыбной продукции в год. Основная ее часть импортируется в виде продуктов глубокой заморозки. На долю собственной, наиболее ценной, живой и свежей рыбы приходится только 8,3 процента. И это при том, что она является важнейшим продуктом питания. На увеличение его производства и ассортимента, повышение качества, наращивание экспорта, а также сокращение импорта и направлен проект Государственной программы развития рыбохозяйственной деятельности на 2011—2015 годы.

Бакланы хуже браконьеров

Рыбхоз «Солы» Сморгонского района, можно сказать, средней величины — 193 гектара прудов и водоемов. Нынче предприятию надо произвести и продать 110 тонн товарной рыбы, а также получить 40 тонн рыбопосадочного материала. В расчете на одного работника приходится почти по 9 тонн продукции. Так что забот достаточно всем, причем не только во время путины. Как заметила директор рыбхоза Мария Бурак, кстати, единственная женщина среди 19 руководителей аналогичных предприятий отрасли, ей в последнее время приходится быть и инженером, и маркетологом, и мастером участка, да и мало ли еще кем. Нужно постоянно интересоваться ситуацией на рынке, принимать иногда нестандартные решения. Немало хлопот рыбхозу доставляют браконьеры и бакланы. Последние из них за день съедают до полукилограмма рыбы каждый. Если учесть, что количество этих птиц в здешних местах, по мнению экологов, составляет около 150 особей, то потери колоссальные. Поэтому бакланы, возможно, даже хуже браконьеров, полагают в «Солах». Ведь закон для них не писан.

— Да и слабоват он у нас пока, — делится Мария Павловна. — Поймать за руку браконьера с вещественными доказательствами, который сегодня использует современные достижения науки и техники, непросто. Огородить свои владения мы не в состоянии, а на развешенные объявления о том, что находиться посторонним лицам на территории рыбхоза запрещено, как требуют того различные инструкции, никто не реагирует.

Так считают и в других рыбхозах республики. Как решить данную проблему в отрасли, подходящего рецепта пока еще никто не дал. Большая концентрация в прудах рыбы, которая в сотни раз выше, чем в естественных водоемах, привлекает множество расхитителей. Этому способствуют и удаленность водоемов от населенных пунктов, мобильность браконьеров, большие территории. Только за вегетационный период минувшего года на прудах рыбхозов изъято более 83 километров сетей, около 440 единиц орудий лова из сетематериалов, 19 плавательных средств, задержано полтысячи человек, 350 привлечены к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Но, как показывает практика, никакие штрафы не останавливают воровство. А с исключением из законодательства статьи о возбуждении уголовного дела по факту повторного административного нарушения в течение года, рассказали в Департаменте по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода республики, количество нарушений на прудах заметно увеличилось. Действующее законодательство не позволяет в полной мере обеспечить сохранность прудовой рыбы, так как работники рыбоводных хозяйств не наделены правами задержания совершающих хищение рыбы из прудов, а административная ответственность несоизмерима с размерами причиненного вреда.

Хищение рыбы наносит значительный ущерб отрасли. Так, организованная группа за ночь может изъять из пруда до полутонны и более рыбы, что равнозначно более 2 миллионов рублей. А штраф за ее вылов в прудах составляет от 350 тысяч. Получается, что за одну ночь браконьеры отрабатывают любые штрафы. И не боятся воровать снова и снова.

Продать труднее, чем вырастить?

Ежедневно с первых дней сентября, в том числе и по выходным, рыбхоз «Солы» начал поставлять свою продукцию, в основном карпа, в торговлю. Для реализации предприятию определена своя зона обслуживания — Островецкий, Сморгонский и Ошмянский районы. В сентябре нужно было продать 20 тонн, в октябре — 30, в ноябре — 32. И так расписан каждый месяц для каждого рыбхоза. Вот тут-то и приходится проявить все свои организаторские способности и сноровку.

В нашем меню рыба не дотягивает до научно обоснованных норм питания, которые составляют от 16 до 24 килограммов в год в зависимости от возраста человека. Причин тому немало. Одна из них — недостаточная пропаганда ее потребления. Да и почему-то не очень охотно берут свежую рыбу предприятия торговли. Не случайно на одной из планерок министр сельского хозяйства и продовольствия Михаил Русый потребовал определить места реализации прудовой рыбы в белорусской столице на осенне-зимний период и согласовать объемы поставок этой продукции в магазины. А с каким трудом в свое время они обзаводились аквариумами! Поэтому основная нагрузка по реализации продукции — по-прежнему забота рыбхозов. Те же «Солы» за январь—сентябрь продали более 31 тонны товарной рыбы. Из этого количества предприятия «Белкоопсоюза» реализовали около 8 процентов, торговли — 6, а 86 процентов продано собственными силами. Так что реализовать готовую продукцию, тем более самим, может быть, действительно сложнее, чем ее вырастить.

— Но она у вас дешевле, чем на Комаровском рынке в Минске. Почему? — задаю вопрос главному бухгалтеру рыбхоза Марии Большаковой.

— Наша зона обслуживания несравнима с белорусской столицей, — поясняет та. — Торговую наценку можно поднять и до двадцати процентов, но тогда килограмм рыбы стоил бы 8,5 тысячи рублей. Для жителей нашего региона дороговато, могут и не купить. Поэтому приходится снижать цену до 7500—7600 рублей.

По ценовому фактору выращенной в рыбоводных организациях прудовой рыбе очень сложно конкурировать с импортной мороженой, хотя сравнение в этом плане, может быть, несколько и некорректно. Но если проанализировать все составляющие, то при сложившихся ценах на комбикорма, которые в себестоимости рыбы доходят до 50 процентов, нефтепродукты, с учетом уплаты налогов, процентов за пользование кредитами, выплаты заработной платы, розничная цена на прудовую рыбу должна составлять 7100—7200 рублей за килограмм, а у торгующих организаций и того больше. Но даже при такой цене покупательский спрос на нее остается невысоким, так как розничная цена у потрошеной импортной рыбы составляет 7 тысяч рублей. При этом рыбоводство, основанное в большей степени на производстве карпа, как известно, является высокозатратной отраслью. Эта рыба, считают в Департаменте, с учетом ее биологических особенностей не может быть самоокупаемой. Чтобы получить, например, килограмм привеса карпа, нужно скормить 4 килограмма концентратов. Поэтому для выживания отрасли обязательно придется налаживать производство осетровых, форели, разводить сомов, другие ценные виды рыбы, чем уже занимаются в рыбхозах «Селец» и «Новолукомльский». И организовывать свою переработку.

В тему

До 1990 года карп продавали населению по 1,1 рубля за килограмм, а рыбхозам из бюджета доплачивалось 2,9 рубля за килограмм. Сегодня об этом можно только мечтать. Последний раз деньги для удешевления рыбы выделялись года четыре назад.

Но и без поддержки отрасли решать ее проблемы будет довольно сложно, а кое-кому, может быть, даже невозможно. По крайней мере, так считают многие рыбоводы, с которыми приходилось беседовать при подготовке этого материала. По мнению руководителя рыбхоза «Новинки» Поставского района Александра Лихоманова, например, без поддержки предприятие не сможет сохранить нынешний уровень производства. Уже в минувшем году рыбхозы реализовывали прудовую рыбу себе в убыток. А у тех же «Новинок» рентабельность производства оказалась одной из самых высоких — 3,3 процента.

— Расходы на доставку в торговые точки и реализацию составляют в среднем по отрасли 1792 рубля за килограмм, — прокомментировал ситуацию Андрей Сергеев, начальник управления рыбоводства в естественных водоемах Департамента по мелиорации и водному хозяйству. — В результате розничная цена килограмма карпа с учетом хотя бы 10 процентов рентабельности должна составлять нынче не менее 8074 рублей.

Карп осетру не товарищ

Проектом Государственной программы развития рыбохозяйственной деятельности на 2011—2015 годы предусмотрено наращивание производства товарной рыбы до 22,7 тысячи тонн, а объема переработки — до 4 тысяч тонн. Кроме того, особое внимание будет уделено селекционно-племенной работе, технологии производства рыбопосадочного материала лососевых, осетровых и сиговых видов рыб за счет строительства специализированных питомников. Дальнейшее развитие получат садковое рыбоводство на естественных водоемах, фермерское рыбоводство. Но прежде чем ставить задачи на перспективу, в главном аграрном ведомстве исходили из наработок и неиспользованных возможностей. Так, для ведения рыболовного хозяйства можно использовать 990 озер и водохранилищ общей площадью 156 тысяч гектаров и 6 тысяч километров рек. Фактически же передано в аренду 440 водоемов, пригодных для ведения рыболовного хозяйства.

В тему

Максимальный объем производства рыбы в республике был достигнут в 1988 году и составил 20,6 тысячи тонн,

в том числе 18,4 тысячи тонн рыбы выращено в государственных прудовых рыбоводных организациях и 2,2 тысячи тонн выловлено из естественных водоемов. Затем производство этой продукции резко упало, а к 2005 году

снизилось в 3,4 раза.

Разработанная программа развития отрасли на 2006—2010 годы позволила реанимировать ее, увеличив производство продукции с 4 тысяч тонн в 2004 году до 14,8 тысячи тонн в минувшем. Построены цеха по переработке пресноводной рыбы общей мощностью 1,7 тысячи тонн в год. Еще 5, в том числе в рыбхозах «Солы»,  «Новолукомльский», «Новинки», появятся в ближайшее время. Как показывает практика, производство товарной продукции лососевых, осетровых и сомовых — дело выгодное. Ее рентабельность может достигать 20—30 процентов.

— В естественных условиях ценные виды рыб созревают от 6 до 20 лет, — знакомит с особенностями этого производства Андрей Сергеев. — Для их выращивания у нас имеются хорошие условия. В 2006 году начали завозить осетровых из России, запустили их в сбросовые теплые воды. Благодаря такой технологии процесс производства ускорился примерно в два раза. И если за три года карп набирает вес от килограмма до полутора, то осетр в «Новолукомле» за такое же время — два-два с половиной килограмма. При этом себестоимость его составляет примерно 19—24 тысячи за килограмм. Преимущество очевидно: время для выращивания двух видов рыб почти одинаковое, а разница в цене существенная. Так что карп осетру действительно не товарищ, в том числе и по вкусовым качествам.

Перспективам товарного рыбоводства в проекте государственной программы внимания уделено не меньше чем другим направлениям дальнейшего развития отрасли. Предпосылки для этого были заложены уже в ходе реализации ныне действующей госпрограммы. Введено 9 комплексов по производству посадочного материала, восстановлены садки на теплых водах Лукомльской и Березовской ГРЭС, сформировано необходимое поголовье рыбы. Наращивание форели, например, планируется за счет увеличения количества спецхозяйств. Формируются ремонтно-маточные стада белуги и велоноса. Уже в следующей пятилетке выбор ценных пород рыбы отечественного производства увеличится со 100 тонн до 2,5 тысячи тонн. Так что наш стол станет разнообразнее и богаче. Ведь еще пару лет назад мы вообще не выращивали ценные виды рыб, удовлетворяя потребности в них только за счет импорта.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

НА СНИМКЕ:  во время выборки рыбы для реализации в ОАО «Рыбхоз «Солы» Сморгонского района; рыбовод ОАО «Рыбхоз «Солы»  Владимир МАРИНЮК во время сортировки карпа для реализации; сортировка карпа на реализацию в ОАО «Рыбхоз «Новинки»; в рыбхозе «Новолукомльский» ценные породы рыб выращивают в садках; лаборант-гидрохимик ОАО «Рыбхоз «Новинки»  Ирина ВЕРТИНСКАЯ анализирует воду из прудов на содержание фосфора; директор ОАО «Рыбхоз «Солы» Мария БУРАК во время отправки рыбы на реализацию.

Фото Владимира ШЛАПАКА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter