Скатертью дорога

С Виктором Корбутом по стране и миру

Возвращаясь из сопредельного польского Подляшья на Гродненщину, я поймал себя на мысли, что в пейзаже чего–то недостает. Причем как будто и раньше меня также посещало это чувство — еще 20 лет назад, когда впервые побывал по ту сторону границы. У нас — поля, леса, бесконечная природа. У них чуть ли не каждый клочок земли человеком обустроен: тут ремонтная мастерская, через 5 километров — харчевня, еще через 10 — магазин. За рубежом — налаженная инфраструктура, на родине, говоря словами социальной рекламы, — «край нетронутой природы». Неужели обустроить придорожный сервис — столь трудная задача?


Все зависит от места. В окрестностях Минска прогресс уже есть: открываются разные автомобильные и общепитовские пункты. Хотя и здесь попадаются камни преткновения. Читатели «СБ», возможно, помнят серию публикаций об инициативе предпринимателя Виктора Повзуна, надумавшего построить кафе на 29–м километре трассы М6 (Минск — Гродно). Но бюрократы быстро пришли на «помощь» бизнесмену и накрыли его начинания медным тазом.


Неудивительно, что на пути от западной границы меня встретили лишь две захудалые забегаловки, но уж никак не заездные дворы со всеми удобствами. Впрочем, и на том спасибо: от супчика, хоть и по завышенной цене, не откажется ни турист, ни «дальнобойщик». Желудок — орган капризный, он давит на мозг и вынуждает платить любые деньги даже за самый бессовестный, с позволения сказать, «сервис».


В Минспорта и туризма вроде хороших идей хватает, чтобы обжить пустынные дороги. На днях замминистра Чеслав Шульга анонсировал новый проект — создание туристско–информационных центров вдоль трассы Брест — Москва. Такие «уголки путешественника» появятся сначала в Бресте, Орше и Смоленске. Кроме того, развивается инфраструктура вокруг гребного канала в Заславле. Здесь строят туристическую деревню с кафе, деловой центр, банный комплекс, spa. Но таких инициатив могло бы быть и больше. На одном из официальных сайтов я прочел весьма познавательную информацию: оказывается, еще в 2006 году Правительство утвердило госпрограмму «Дороги Беларуси» на 2006 — 2015 годы. Ответственные за ее исполнение организации — облисполкомы, Минторг, Белкоопсоюз, концерн «Белнефтехим» — должны привлекать и частный капитал.


Все четко. А в реальности системность хромает. Но достойные прецеденты есть. Новый объект придорожного сервиса в приграничном поселке Поречье открыла предпринимательница Анна Шендерук. На другом конце страны, в деревне Еремино Гомельского района, за обустройство дороги Гомель — Могилев взялся агрокомбинат «Южный». Предприятие вложит средства в кафе, трактир, корчму, гостиницу, музей сельского быта и город мастеров. Вдобавок будут организованы для туристов конные прогулки по окрестностям и рыбалка. Красивая идея. Вот только до ее реализации еще ждать и ждать: проектно–сметная документация только разрабатывается. А путешествовать со всеми удобствами хочется прямо сейчас.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter