Зарубежный роман: как мы охотились на брачного афериста

Сканер для скамера

В прошлом году в стране зарегистрировано свыше 4000 фактов мошенничества. По Витебской области — около 350. В нынешнем году статистика не менее тревожная: уже возбуждено 830 уголовных дел. Среди преступников немало так называемых интернет-скамеров — людей, специально занимающихся сбором и получением личных сведений о пользователях с целью развода их на деньги. Популярная схема — обман доверчивых женщин, которые ищут солидных женихов на сайтах знакомств и мечтают выйти замуж за рубеж. На какие уловки идут брачные аферисты, насколько правдоподобные легенды придумывают и почему им верят дамы? Корреспондент «Р» решила изучить проблему изнутри.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

 Капитаны дальнего плавания

Историй банального обмана, построенного на женских чувствах, пруд пруди. И хотя далеко не все жертвы после неудачной «интернет-любви» бегут в милицию, оперативники могут рассказать десятки случаев головокружительных романов, которые, увы, для всех потенциальных невест закончились одинаково — потерей крупных сумм денег.

Начальник криминальной милиции ОВД администрации Октябрьского района Витебска Владимир Бондарев делится своим мнением: мошенники не очень изобретательны, и если бы женщины интересовались новостями, то обязательно нашли бы схожие моменты между своими любовными историями и широко освещаемыми в СМИ криминальными эпизодами.

— Раньше были в моде моряки, теперь появились одинокие, истосковавшиеся по любви офицеры США, воюющие в горячих точках мира. Недавний случай: к нам обратилась 45-летняя витебчанка. На протяжении нескольких месяцев она общалась с американским летчиком. Тот решил якобы отослать ей посылку со своими сбережениями и дал координаты транспортной компании, которой поручена перевозка. У компании есть англоязычный сайт, с его помощью дама могла отслеживать передвижение груза. Нам, кстати, так и не удалось установить, настоящий это сайт или двойник. Но, как вы уже догадались, доставка посылки была сопряжена с многочисленными трудностями: то курьеру требовалась дополнительная плата, то таможенные платежи возросли, то маршрут приходится менять, а это дороже… Одним словом, ценный груз так и остается пока на другом континенте, а наша заявительница уже отослала мошенникам более 10 000 долларов. Истратила все свои накопления, влезла в долги.

Уголовное дело в отношении виртуального летчика возбуждено. Владимир Бондарев не скрывает: надежды найти преступников небольшие, хотя кое-какие зацепки есть. Пока дан ряд международных поручений — все будет зависеть от реакции зарубежных коллег.

Специалисты, которые более детально разбираются в сложной логистике международных махинаций, констатируют: в некоторых малознакомых нам странах подобные разводы происходят практически на легальном уровне. Там существуют целые фирмы с многочисленным штатом сотрудников по безопасности. Правительство заинтересовано в наращивании валютных потоков в страну, а потому закрывает глаза на их деятельность. И даже если оперативникам удастся выйти на конкретных лиц, не факт, что там выдадут виновных или осудят мошенников на родине.

Начальник отдела по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий криминальной милиции УВД Витебского облисполкома Эдуард Головнев подчеркивает: отследить, куда уходят средства обманутых жертв, очень сложно. Зачастую зарубежные банки — лишь промежуточный этап. Несколько заочных банковских операций, и реальные доллары уже превращены в электронные деньги, а значит, и все следы потеряны.

Такое мошенничество прибыльно, иначе не сидели бы «женихи» на сайтах целыми командами. Кстати, иногда в надежде на крупный улов интернет-женихи даже встречаются с жертвами своих афер. Недавний случай — с 38-летней предпринимательницей из Новополоцка. Светлана не обращалась в милицию: боится, что о ее наивности узнают друзья. Стыдно. Но родственники в курсе, она лично представляла им жениха-россиянина.

…С Виктором встретилась на сайте знакомств. Завязалась романтическая переписка. В итоге житель Ленинградской области приехал в Беларусь. Красавец, спортсмен, бизнесмен. Наколки на руках, ногах и груди «невесту» не смутили: на вчерашнего уголовника интеллигентный друг никак не был похож. Через пару недель новополочанка познакомилась с будущими родственниками: мамой своего избранника, его братом и двумя дочерьми от первого брака. Дала согласие на переезд в Санкт-Петербург. Чуть позже Сергей намекнул, что не хватает наличности для покупки квартиры. Светлана с готовностью выложила накопления — 15 000 долларов. А потом жених исчез, все «родственники» оказались подставными: их за определенную плату просто наняли сыграть роль.

 «Я очень по тебе скучаю»

Что ж, а давайте мы попробуем изменить привычный ход вещей и сами откроем охоту на зарубежных «женихов». Обведем вокруг пальца тех, кто сам привык обманывать. Заодно проверим, насколько изобретательны преступники.

Выбираю наиболее популярный сайт знакомств. Регистрирую анкету. По ней я вполне самодостаточный преподаватель вуза. С одной стороны, человек неглупый, с другой — донельзя уставший от обыденности и жаждущий новых впечатлений. Иллюстрирую анкету морскими пейзажами и красивой тачкой.

Есть! То что надо — уже в первые минуты претенденты на более близкое знакомство посыпались как из бездонной бочки. Смиты, Джорджи, Джонни, Майклы, Питеры…

Блондины, брюнеты, шатены. Брутальные, солидные, спортивные. На яхтах, у самолетов, под пальмами и на деловых переговорах с американскими, британскими, немецкими флагами. Буквально в первый час ко мне сразу постучались три врача-ортопеда (у этой легенды явное лидерство!), два офицера и магнат с нефтяной вышки. Делаем выбор? Конечно же, владелец маленькой, но нефтяной империи.

Пока нефтяник Франк строчит мне письмецо, я подвожу первые итоги: как минимум каждый второй на сайте — скамер. Отличительные особенности: всего одно или два фото (конечно же, чужих), душещипательная история о погибшей жене, выдуманная особая миссия, не позволяющая якобы пользоваться аудио- и видеосвязью. Плюс обязательная попытка сразу же увести жертву обмана с сайта в WhatsApp или на электронную почту. Зачем? Так безопаснее. Переписку, как правило, такие пройдохи ведут одновременно с несколькими женщинами, поэтому часто используют уже заготовленные и подходящие по смыслу послания. Будьте внимательны — и заметите это по скорости набора сообщений и отсутствию ответов на ваши конкретные вопросы.

Стоит признаться, Франк в этом плане оказался более оригинальным. Придерживаясь общих «правил», он использовал много инноваций. Например, жена у него не погибла, а умерла от онкологии. Сейчас по контракту с ООН работает на нефтяной вышке в Саудовской Аравии. Тему изучил хорошо: то и дело козыряет специальными терминами типа «шлейф», «верфь», «добыча», «буровая установка».

— Уважаемый, неужели ты думаешь, что я бы не хотел услышать твой голос?! Но сейчас, дорогой, это нереально. Нефтедобывающая компания Chevron Oil and Gas, на которую я работаю, очень строго следит за соблюдением правил — пользоваться мобильной связью запрещено, — «нефтяник» с явно кавказским письменным акцентом красноречив и на чувства не скуп.

 Лови мечту за хвост

Уже на второй день переписки он признается в любви. Меня такие темпы не смущают: и вправду, зачем время терять? Франк — молодец, не забывает ревновать: почему, мол, не сразу ответила на письмо? Скажи-ка, чем занималась вчера?! К концу первой недели нашего не очень активного общения он уже собрался переезжать в Беларусь на постоянное место жительства. В Витебске он планирует инвестировать деньги в местный бизнес, открыть благотворительный фонд и построить небольшую больничку для бедных. Кое-что достанется и мне: жених предложил выделить средства на открытие собственного бизнеса — жена должна соответствовать такому солидному человеку, как он.

Я только за! Нахваливаю его предпринимательскую хватку и сильно переживаю за жизнь и здоровье Франка: по его словам, на нефтяную вышку все чаще совершают набеги морские пираты, которые воруют оборудование.

— Бесценный мой, будь осторожен: пираты очень плохие люди! — дрожащими от волнения пальчиками стучу по клавиатуре и с нетерпением жду ответа.

Он просит молиться, а сам обещает не рисковать. Вроде все складывается замечательно, но мою интуицию не обманешь. Чувствую, скоро, скоро там, на далекой нефтяной вышке в Персидском заливе, у любимого случится что-то непоправимое. И тогда плакали все мои надежды на богатую жизнь. А он, хитрец, не торопится сообщать печальную новость. Хоть ты в спину его толкай: давай уже, переходи к делу!

Но Франк медлит. Решил, видно, что я еще не совсем готова к самопожертвованию и потому всячески подогревает интерес. Вот попросил подыскать для нашей будущей семьи хороший особняк. Только так, чтобы был в центре моей «провинции»: он привык жить в цивилизации. У него якобы два дома — в Чикаго и Нью-Йорке. Я тоже, конечно, не бездомная и не лыком шитая. Сообщаю: у меня две квартиры и загородный дом. Найти особняк? Не проблема — посылаю фото величественного Свято-Успенского собора, стоящего над Двиной.

«Особнячок» жениху явно нравится, он интересуется ценой. Пишу, что чуть больше миллиона долларов, но можно, мол, поискать и подешевле.

Милый Франк оскорблен: «Дорогой, я не хожу за дешевыми вещами. Я хочу лучшего для меня и моей женщины. Что такое жизнь, если мы не получаем то, чего хотим, и не можем быть счастливы, пока живем?»

 Я в восхищении. Это так романтично. Значит, берем Свято-Успенский? Берем, прости меня, Господи…

 Коробка с миллионами

Еще пару дней возвышенной переписки. Честно говоря, уже устала. Спустя три недели после знакомства мой милый наконец-то переходит к делу. Ему нужно срочно со мной поговорить, у него несчастье.

— Родной, опять морские пираты?! — кажется, я догадлива не в меру.

Увы. Не они. «Жених» начинает издалека:

— Уважаемый, знаешь ли страну под названием Бруней? — спрашивает.

— Расскажи, родной, что случилось с Брунеем?! — всполошилась я.

Зря испугалась. С маленьким азиатским государством все в порядке. А вот с моим возлюбленным — беда. Оказывается, до Саудовской Аравии Франк добывал нефть именно в Брунее. Заработал там кучу денег, но вывезти наличность не успел: стартовал проект ООН, не хватило времени на оформление нужных бумаг. Оставил деньги на хранение в службе безопасности. А теперь эта служба из-за неумелого руководства и нынешней эпидемии «крякнулась». Вот ему сегодня и сообщили: деньги пропадут.

Одним словом, поехать за добром, нажитым непосильным трудом, сам Франк не может: связан контрактом. Получить переводом тоже нельзя: офшорная зона. Тем более что в коробке еще есть драгоценности и важные бумаги. Одним словом, ближе меня у нефтяника никого нет. Надо учесть и то, что деньги-то будут тратиться в Беларуси.

О-о-о! Тут мой корыстный интерес взыграл. Благодарю за доверие, обещаю все получить и сохранить в лучшем виде. Франк предупреждает: только не рассказывай, мол, никому, а то придут нехорошие люди и украдут коробку.

 Ну что ты, родной, у меня этими коробками вся квартира завалена: из Афганистана деньги слали, из Ирака драгоценные украшения передавали, да и из США доллары тоже не единожды перебрасывали. И никто ничего пока не украл!

 Это я так думаю. А письменно обещаю совсем другое: никому, мол, не скажу, а заветную коробочку сразу же в банковскую ячейку отнесу.

Франку идея нравится. Он хвалит мою мудрость. И инструктирует дальше: чтобы получить посылку, мне нужно написать письмо в ООН. Вот те на! В «Рэспублiку» писала, в «СБ. Беларусь сегодня» тоже писала, а вот в ООН еще никогда! Это я тоже, конечно, мысленно парирую. А вслух, ссылаясь на малоопытность, предлагаю: сбрось, мол, образец, я подпишу. Жених спрашивает мое полное имя, фамилию, отчество, адрес и домашний телефон. Нет проблем! Элеонора Ивановна Кузькина рада подписать прошение в «ООН». Полный адрес — следственного изолятора города Витебска. Телефон — дежурной части УВД. А так как посылку пообещали доставить к порогу, на всякий случай заблаговременно предупреждаю милицию: принесет гонец из Саудовской Аравии 3 миллиона долларов, пусть не забудут поделиться!

Франк счастлив. Что ж, время пошло. Сутки ждем ответа. «ООН» не торопится. А «жених» аккуратно готовит меня к тому, что за коробочку придется чуть-чуть заплатить. Зато потом, мол, он даст мне код, и я открою посылку еще до его приезда. Нет, я женщина порядочная и благородная. Без хозяина, обещаю, к миллионам даже не притронусь!

 Кто кошка и кто мышка?

«ООН» отписалась. И потребовала у Кузькиной 4100 долларов за услуги. Даже прислали фото той самой коробки с кодовым замком. Я бы была не я, если бы не торговалась. Огорчила «нефтяника»: у меня только 2000. Подожди, мол, милый, недельку, соберу всю сумму. Но «милому» невтерпеж, ведь уже завтра мне кто-то просто может сказать, что я дура. Поэтому стоит поторопиться. Попросил отослать еще одно письмо в ООН с обещанием перечислить деньги двумя траншами. Сделала.

…А я тороплюсь, мне на работу надо. И банки закрываются. Жених чуть не на коленях просит обождать десять минут: он уточнял, ООН вот-вот ответит и вышлет мне счет. Он пытается удержать меня у монитора сладкими речами, признаниями в любви и обещаниями благ неземных. Наконец, судя по всему, помощники мошенника сварганили счет, и я сообщаю: все получила, теперь сломя голову несусь в банк. «Милый» счастлив, но просит сразу же отправить квитанцию в качестве подтверждения платежа.

Через пару часов я «вернулась из банка». Сообщила большую радость — мне удалось перечислить не 2000, а 3000 долларов! Выпросила, мол, небольшой овердрафт. Мой бесценный на седьмом небе от счастья:

— Дорогой, правда? Где квитанция об оплате? Вы еще не отправили это мне, чтобы увидеть?

— Сканирую и загружаю, любимый. Я так рада, что скоро будем вместе! Я уже присмотрела тебе хороший особнячок, подобрала службу охраны для наших денежек и даже репетирую нашу будущую встречу, — обнадеживаю.

Тот расслабился, ждет квитанцию и рассыпается в благодарностях: «Большое спасибо за вашу любовь ко мне, я действительно ценю ваше присутствие в моей жизни, дорогая».

А «дорогая» в этот момент ставит последнюю точку в виртуальном романе. Высылаю в далекую Саудовскую Аравию (а может, в какой Непал, Сенегал, Мозамбик или российскую тюрьму) три фотографии. И подписываю:

— На фото ниже: особняк по улице (указываю тот адрес, что упоминала в письме «ООН»). У него романтичное название «Следственный изолятор», в котором для тебя уже забронировали отдельные нары в камере за номером 103. На следующем фото (два милиционера с разъяренными овчарками) ты можешь убедиться в надежности наших охранных служб и безопасности твоих драгоценных сбережений. И последний снимок (омоновцы с автоматами во время задержания преступника) — репетиция нашей встречи. Думаю, она тебе понравится, бесценный мой?

Ошарашенный «жених» еще успел прочитать эпилог на тему «Добро пожаловать в Беларусь — Интерпол тебя ждет», после чего молниеносно исчез из WhatsApp и закрыл свой профиль.

Вывод журналистского расследования: разводы на сайтах знакомств тупы и банальны, если, конечно же, сразу включать мозг, а не отождествлять каждого мошенника с заморским принцем, который только и ждет, чтобы бросить к твоим ногам все богатства мира.

КОМПЕТЕНТНО

Василий ШУПЛЯК, начальник отдела главного управления уголовного розыска криминальной милиции МВД:

— Количество преступлений с использованием информационных технологий увеличивается. Маскируются IP-адреса, применяются многоходовые технологии, а потому установить истинное местонахождение преступника не всегда представляется возможным. Интернет — публичное место, тут множество сайтов знакомств. Люди, пользующиеся их услугами, должны осознавать: они в любой момент могут стать жертвой мошенников или вымогателей. В стране ежегодно регистрируются десятки таких случаев. Будьте осторожны!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Юлия ГОНЧАРОВА, официальный представитель Следственного комитета:

— Доверчивые (и не только) белоруски часто становятся жертвами мошенничеств, осуществляемых с использованием методов социальной инженерии. В производстве следователей находится много уголовных дел такого рода. Есть примеры, когда женщины берут кредиты и отправляют деньги виртуальным людям. В абсолютном большинстве случаев злоумышленники находятся за пределами страны. Наши оперативные службы могут отследить место регистрации счета или кошелька. Следователи направляют запросы в ту страну, куда переведены деньги, но их сразу же снимают со счета и вернуть почти невозможно. К сожалению, в большинстве случаев уголовные дела возбуждены по фактам, а не в отношении конкретных лиц, поскольку установить их крайне сложно.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter