Кому выгодно решение о дисквалификации Беларуси

Ситуативный тупизм

Группа «Галасы ЗМеста» не примет участия в «Евровидении‑2021». Причины, которые называет Европейский вещательный союз (ЕВС), весьма завуалированные: вторая песня «про зайцев», которую предоставил коллектив вместо ставшей уже знаменитой «дудочки», снова показалась оргкомитету конкурса instrumentalized («манипулятивной») или brought into disrepute («приводящей к дурной репутации»). Причем в официальном письме так и пишут: или‑или, может, так, а может, эдак, понимайте как хотите.


Ясно, что обычно скрывается за столь обтекаемыми фразами: четко сформулировать свои претензии у нас не получается, поэтому используем в качестве ответа стандартный шаблон, ничего личного. Редакция «СБ. Беларусь сегодня» обратилась в офис ЕВС за более подробными разъяснениями: какие именно строчки двух песен творческого коллектива вызвали у них опасения, как именно группа «Галасы ЗМеста» сможет разложить моральный облик матушки‑Европы и дурно повлиять на ее репутацию, почему музыкальный конкурс манкирует группой «Галасы ЗМеста», в политических играх забывая о тонких душевных настройках музыкантов. На каждый из вопросов от пресс‑службы Европейского вещательного союза пришла очередная отписка: «Мы отсылаем вас к нашему предыдущему заявлению и пока не даем никаких дополнительных комментариев».

Наблюдаем за реакцией наших соотечественников на решение ЕВС. Большая часть белорусов, разумеется, поддерживает барановичский коллектив, поклонники подбадривают ребят словом и лайками: «Красавцы, вы уже победили!», «Диме и ребятам уважуха», «Респект, наши ребята. Мы вас любим и гордимся» и так далее и тому подобное. Искупаться в позитиве можно на официальной странице группы «Галасы ЗМеста» в YouTube, там же — изучить реакцию здоровых людей, патриотов, чьи теплые слова сегодня так важны музыкантам. Председатель Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт, помнится, благодарил всех после «дудочки» — и поклонников, и хейтеров — за песню‑миллионник. И тогда же предвосхитил успех следующего релиза: «Такое неслыханное внимание к белорусской песне — просто мечта». Коллектив «Галасы ЗМеста», который еще полгода назад ни о какой популярности не мечтал, с песенкой про «зайчиков» занимает девятое место в трендах на YouTube более чем со 140 тысячами прослушиваний. 

На такой успех «не можна» смотреть без зависти. Кто‑то в эти минуты захлебывается ядом в фейсбуках, руководствуясь старым философским кредо: «Ерунда, что своя хата сгорела, главное, у соседа корова сдохла». Итак, овраг между белорусами в очередной копает некто Сергей Будкин, руководитель культурного фонда, офис которого находится в Вильнюсе. «Давай пака, БТ», — пишет он, не скрывая злорадства, на своей страничке в соцсети. Его пост ликующе комментируют с десяток поклонников. Среди них Игорь Ворошкевич, вот уж никогда бы за олдскульным рокером, автором одной популярной песни «Бяжы, хлопец», не замечала любви к «Евровидению»: «Дудачку адабралi ў кдбэшных квншчыкаў» — подбрасывает в воздух Ворошкевич, 61 год, родом из Барановичей, откуда, собственно, и группа «Галасы ЗМеста», которую он ­оскорбляет. Фактически взрослый мужик, Ворошкевич норовит поднять на вилы односельчан. Он атакует, а мне за него стыдно: что у вас в головах, люди? Как вы поживаете в своей ненависти? Ворошкевичу на подмогу спешит некто Руслан Стариковский, устроитель в Минске одного рок‑фестиваля. Вот что пишет Стариковский про «Евровидение»: «Если с умом подойти — то можно хорошо заработать». В сущности, мотивов своих Стариковский даже не скрывает: хотелось бы заработать. И далее (орфография сохранена): «Если отбор проводить не по бт‑шному, а хотя бы как в Украине. Когда отбор на евро — это реальное ТВ шоу с рейтингами и спонсорами. И рождение новых имен шоу‑бизнеса». Рука‑лицо, Руслан, сколько раз Белтелерадиокомпания проводила отборы с реальными и даже нереальными шоу, приглашением звезд, экспертов, участников фан‑клуба евросонга, сколько раз мы держали кулачки, в том числе и сами телевизионщики, чтобы новое имя благодаря таким отборам зажглось! Мы видели все отборочные туры даже онлайн. Не ты ли сам говорил, что, к сожалению, новых имен пока не видно. И даже в такой скудной палитре «бт‑шные», как ты выражаешься, продюсеры смогли выбрать и зажечь имена новых артистов, часть которых, кстати, вы сейчас носите на руках всей своей «непримиримой» тусовочкой, вырядив их в бело‑красные ленточки. Кстати, вчера вы этой же самой тусовочкой ругали «Евровидение» фриковым попсовым шоу и критиковали глубокое падение нравов в самой Европе. А сегодня поднимаете «фу, попсятину» на знамена и решение о дисквалификации Беларуси воспринимаете как личную заслугу или победу. Ну и когда вы врали, ребята, тогда или теперь? Что это вообще за явление такое? Мой коллега Игорь Тур называет его «ситуативным тупизмом», и мне определение нравится. Исключительно «тупизм», который работает и в отношении спортсменов: вы годами пишете в своих оппопомойках, что наши пловчихи и футболисты зажрались, но стоит кому‑то из них поднять бчб‑флаг — все, эти бездарные еще вчера спортсмены становятся героями для маленькой прослойки общества, которая ну никак не может допустить, чтобы наша страна жила спокойно.


Специально для этой прослойки напомню, что Белтелерадиокомпания два раза провела в Минске детский конкурс «Евровидение». Как отдыхали и работали здесь участники конкурса, его организаторы и партнеры, какие слова нам на камеру говорили — многие помнят. Процитирую пленку 2010 года: «Я думаю, это было одно из лучших шоу, на которых я вообще когда‑либо был», — признавался управляющий конкурсом песни «Евровидение» Сванте Стокселиус после финала детского «Евровидения» в Минске. Картина повторилась слово в слово в 2018 году: все члены ЕВС, которые были у нас на очередном международном евровизионном сейшене, радостно причмокивали в ответ на белорусское гостеприимство и неустанно благодарили Белтелерадиокомпанию за смелость взять на себя проведение конкурса. 

Обращаю внимание, что за последние три года у нас ничего не изменилось: страна та же, власть та же, белорусы те же, а вот отношения с ЕВС, очевидно, вышли на новый уровень.

Сейчас мы можем только догадываться, какие реальные причины стоят за теми решениями, которые принимает оргкомитет ЕВС, отстраняя Беларусь от конкурса. Как после заморозков всегда наступает оттепель, так и большие боссы рано или поздно найдут возможность договориться. Нам, простым меломанам, следует помнить об этом, прежде чем слепо набрасываться друг на друга в спорах о музыкальных вкусах. Иначе, когда вся картина целиком откроется, некоторым диванным критикам будет очень неловко за свои неадекватные комментарии и снова придется на ходу «переобуваться».

viki@sb.by

МНЕНИЯ

Композитор Евгений Олейник: 


— Во‑первых, обсуждение «Евровидения» и участия в нем Беларуси в Европарламенте уже является сигналом о политическом вмешательстве. Это факт, который отрицать не получится. Во‑вторых, никаких лингвистических анализов от Европейского вещательного союза не опубликовано, и это тоже факт. Я вижу во всем этом временный фактор: видимо, сколько‑то там выделенных на борьбу с «крывавым рэжымам» миллионов евро еще не до конца использованы.


Елена Кондратьева‑Сальгеро, публицист, редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ» (Франция):

— По неофициальной, но безоговорочно всем понятной и очень внятной трактовке, это отстранение, конечно же, является закономерным и ожидаемым следствием очередного «пакета санкций» против всего, что так или иначе имеет отношение к русскому миру и не проклинает его с пеной у рта, согласно установленным на сегодня критериям политкорректности. Если бы белорусы, например, спели что‑нибудь на мотив нобелевской лауреатки Алексиевич (только не ранней, а «поздней» Алексиевич, и только не про Дзержинского!), их несомненно бы встретили на ура. И этот простенький, но совершенно неопровержимый нюанс хорошо понятен всем, кто в теме. Сколько ни отводи глаза.


Сергей Веселовский, журналист, политический обозреватель (Россия):

— Отстранение оргкомитетом «Евровидения‑2021» белорусских музыкантов от участия в конкурсе — это большая удача. Я был бы рад, запрети организаторы участвовать представителю России. Почему? Да потому, что от песенного музыкального конкурса на этом шабаше фриков почти ничего не осталось. И вопрос даже не в предвзятом судействе с лишением талантливых исполнителей высоких мест. «Евровидение», подобно сказочному Иванушке, испившему водицы из лужицы, из человеческого дитяти превратилось в сборище козлищ, соревнующихся меж собой красотой копыт и крутостью рожек.


Популярный российский блогер и публицист «Голос Мордора» (Михаил Михайлов):

— Белорусов легко бы допустили к «Евровидению». Без проблем. Даже с политической песней. Вот, например, какой‑нибудь Михалок с чем‑то про воинов света и добра или еще что‑то в этом роде. Вэлкам, Уайт Раша! Ви лав ю! А то, что было представлено, — оно недопустимо. По политическим мотивам. Потому что политика там неправильная. Как‑то уж слишком сильно под эти песни добрая улыбочка слазит со светлых лиц и начинают хищно сверкать хорошо натруженные и заточенные клыки. О чем, собственно, и песни. Именно это организаторам и неприятно больше всего. А всю муть, что «Евровидение» не политизированный конкурс, можете выбросить в мусорное ведро. Впрочем, если вы умные люди, вы давно уже это сделали. Как минимум — с допуска на конкурс мадам Джамалы из Украины.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter