Ситцевое утро, атласный закат...

Каждую хату на деревенских пейзажах осиповичской рукодельницы Нины Свиридовой можно потрогать руками

С необыкновенными работами я познакомилась, а точнее, «поздоровалась» в историко-краеведческом музее в деревне Сычково Бобруйского района. История получилась комичной. В музее прямо у входа дремал пожилой человек, спустив кепку на красноватый нос. На мое приветствие мужчина не отреагировал, а директор Людмила Осипова, рассмеявшись, заметила, что это кукла. Оказалось, есть у «молчуна» имя — Иван Иванович, и хобби — рыбак… Вот уж действительно, попалась я на удочку! Но на этом сюрпризы необычной для сельского музея экспозиции не закончились. В соседнем зале я увидела еще несколько кукол — в национальных костюмах, нарядах XVIII века,  объемные чудо-картины.

Трудно дать конкретное название технике мастерицы Нины Свиридовой, с помощью которой она создает свои шедевры. Только представьте: деревенский пейзаж, на котором зимнее пронзительно-морозное утро поблескивает розово-белой парчой, заборы укутаны голубоватым бархатом, ситцевые дорожки разбегаются от заснеженных белых хат. И при этом каждую перекладинку на заборе, каждую покрытую инеем веточку можно потрогать! Но как такое возможно?

Секрет «Усадьбе» открыла лично мастер Нина Свиридова. Оказывается, объемные картины она создает в технике лоскутного шитья, используя картон, пенопласт, дерево и, самое главное, фантазию. Продумывает и «прошивает» каждую деталь, масштаб. Для «куклочеловеков» шьет из ткани большие туловища, «лицам» из капрона придает особые черты, одевает в настоящую одежду.

Нина Александровна по профессии — учитель начальных классов, как сама себя называет — универсальный специалист. До пенсии работала в школах в Осиповичском районе, затем в Москве. Там и пристрастилась к своему хобби.

— Я хорошо рисовала, шила, с детьми на уроках мастерила мягкие игрушки, — вспоминает Нина Свиридова. — И надо же, буквально в то время ликвидировали швейный цех на «Мосфильме», а все, что осталось — ткань, лоскутки, — развезли по столичным школам. Вы представляете, моя фантазия и столько материала! Я тут же открыла кружок мягкой игрушки.

После смерти мужа Нина Александровна решила вернуться на родину. С собой, как сейчас с улыбкой вспоминает, везла не богатство, а ткань, лоскутки, нитки. В Осиповичах не только продолжила заниматься любимым делом, но и давала мастер-классы в Центре творчества. Как рождаются будущие работы? В ее куклах можно узнать знакомых людей, фрагменты повседневной жизни. Все даже слишком реально. На «капроновых» лицах — морщинки, улыбки, разочарование и грусть, легкомысленность и суровость. Руки княгини — полные, холеные, а у пожилой крестьянки словно измучены тяжелым многолетним трудом. Всем знакома знаменитая «Всадница» Карла Брюллова. У Нины Александровны репродукция необычна. Девушку, как, впрочем, и коня, можно потрогать, а сама картина, кроме оригинальности, наполнена добрым юмором…

— Наша повседневная жизнь бывает очень тосклива и однообразна, вот я и хочу своими работами сделать ее радостней.  На каждую работу у меня уходит около месяца. Наверное, все было бы намного быстрее, если бы здоровье не подводило: по зрению я инвалид второй группы, практически ничего не вижу. Конечно, могла бы «сложить лапки» и сидеть, но не могу. Целый день провожу за шитьем. Квартира — настоящая мастерская, даже наводить порядок бывает очень трудно.

Нина Свиридова очень любит, когда ее работы «путешествуют» по музеям, участвуют в выставках, «живут» своей жизнью. Вот недавно вернулся из музея Василий Теркин — гимнастерка практически не запылилась. В доме у нее, признается, совсем мало места для картин и кукол. Что-то раздает знакомым, дарит, но с каждым днем коллекция растет. Творческую фантазию, шутит Нина Александровна, даже когда тебе чуть-чуть за 70, унять невозможно…

Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «СГ»
Фото Павла ЧУЙКО, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter