Системный анализ будущего

Госкомиссия подвела итоги вступительной кампании
Госкомиссия подвела итоги вступительной кампании

В этом году студентами вузов и ссузов стали более 120 тысяч человек. Много? На 12 тысяч меньше, чем в прошлом. Ведь была всего одна попытка сдать тестирование. В итоге максимальный результат — 100 баллов — получили 18 абитуриентов, а неудовлетворительные оценки, не позволяющие участвовать в конкурсе на поступление, — 33.818. Именно сложность тестов и система их оценки вызвала у госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний больше всего вопросов.

Между прочим, в прошлом году на 100 баллов выполнили тест 86 абитуриентов, два года назад — 67. Нынче — в 4 — 5 раз меньше! Причем по некоторым предметам — белорусский и иностранные языки, физика, биология, химия — из года в год «стобалльников» практически нет. Зато количество «двоечников» прибавляется. Большинство выпускников школ не могут осилить и половины заданий. Выходит, по мнению госкомиссии, оценка знаний производится не по всему кругу вопросов, а лишь по небольшой их части. Это снижает статистическую достоверность теста и повышает роль фактора случайности.

Из–за слишком низких результатов тестирования пришлось даже по отдельным предметам снизить планку, начиная с которой отметка считается неудовлетворительной: по математике — с 16 до 11 баллов, по физике — с 19 до 11, по химии и биологии — с 20 до 14. Таким образом, поступить в вуз могли абитуриенты, правильно ответившие всего на 2 — 3 вопроса из 40 — 60 заданий теста. Еще один нюанс. Получилось, что из–за низких результатов тестирования средний балл аттестата играл едва ли не решающую роль, что не совсем оправданно.

Какие предложения? Госкомиссия полагает, что необходимо разработать единые научно обоснованные требования к тестам. Скажем, непонятно, почему на решение задач по математике отводится 150 минут, на физику — 180, а на биологию — 120. Или чем объяснить то, что в тестах по русскому и белорусскому языкам разное количество заданий, а время на их выполнение отводится одинаковое?

Кроме того, по мнению госкомиссии, чтобы перевести результат тестирования в 10–балльную шкалу, достаточно разделить его на 10 (с точностью до десятых долей). И не нужно мудрить с переводными коэффициентами, которые ничего не дают, кроме нареканий со стороны поступающих: мол, почему 63 балла — это «шестерка», а 64 — уже «семерка»? К тому же вполне обоснованы и жалобы абитуриентов на то, что нигде нельзя ознакомиться с правильными ответами на тесты, чтобы проанализировать свои ошибки, из–за которых «пролетел» мимо вуза. Если это сложно технически или не хватает людей, которые бы консультировали каждого абитуриента, объясняя, где он ошибся и почему, может, целесообразно ввести частичную оплату за тестирование? Даже необременительная для родителей выпускников сумма, учитывая огромное количество тестов (около полумиллиона), позволит усовершенствовать систему организации и проведения ЦТ. Тогда и не будет таких ситуаций, как в этом году, когда в одном из районов вступительные испытания проводили в бывшем здании кинозала, где не было не только естественного освещения и достаточного количества мест, но даже вентиляции. А на улице — плюс 31. Это привело к тому, что пришлось обращаться за медицинской помощью и приостанавливать тестирование.

Какой оценке верить?

Однако дороги назад, к традиционным экзаменам, уже нет. Наоборот, госкомиссия считает, что их нужно вовсе отменить. Особенно по тем предметам, по которым проводится тестирование. Ведь многие абитуриенты, получившие хорошие баллы по профильному предмету на ЦТ, не рискнули сдавать по нему еще и экзамен. В итоге в 13 вузах по 21 специальности вообще не было конкурса! Причем по 15 специальностям проводился вузовский экзамен по профильному предмету. Впервые за многие годы остались незаполненными 75 бюджетных мест в 6 университетах (БГУ, ГрГУ им. Я.Купалы, Мозырский государственный педуниверситет, Барановичский госуниверситет, БГПУ им. Танка и Могилевский госуниверситет им. А.Кулешова).

Более того, в БГАТУ, например, письменный экзамен по математике и физике оказался не чем иным, как вузовским тестированием, что запрещено правилами. Пришлось срочно менять и форму проведения испытания, и состав экзаменаторов.

Еще одна странная тенденция. Госкомиссия обратила внимание, что результаты вузовских экзаменов кардинально отличаются и от оценок в аттестате, и от баллов, набранных на ЦТ. Например, в БГУ более 20 процентов абитуриентов, сдавших тесты на положительные отметки, получили «неудовлетворительно» по этому же предмету на экзамене. И наоборот, экзаменационные отметки некоторых потенциальных студентов оказались выше школьных, что, как правило, нехарактерно. В частности, из 162 абитуриентов БГУ, сдававших вступительный экзамен по математике, 9 человек получили «десятки», имея более низкие отметки в аттестате. И какой оценке верить?

Из–за жалоб на субъективизм в некоторых художественных учебных заведениях впервые заменили членов экзаменационных комиссий по предмету «творчество». Так, экзамены по рисунку, живописи и композиции в БГАИ, Минской государственной гимназии–колледже искусств проводились членами резервной предметной комиссии, в которую включили не только преподавателей вузов, ссузов, но и представителей творческих союзов, работников музеев. Заменили также экзаменаторов в Брестском госуниверситете им. Пушкина, в Брестском техническом университете и юридическом колледже БГУ. В итоге — не было ни апелляций, ни обоснованных жалоб. Госкомиссия считает, что экзамены по профильным предметам в отдельных вузах — не что иное, как лазейки для субъективных подходов.

Словом, тестирование (хоть и есть претензии к технологиям его проведения и информационной защите) все же более объективно оценивает знания абитуриентов, чем экзамены. Любопытная цифра. В этом году 18 процентов студентов — выпускники сельских школ. А в 29 вузах проходной балл у них даже выше, чем у городских абитуриентов. Это радует.

Еще раз о равных возможностях

Настораживает другое. На факультет международных отношений БГУ зачислили 15 (из 17) победителей республиканской олимпиады по предмету «Человек. Общество. Государство». Однако по конкурсу не прошли абитуриенты, набравшие 340 баллов из 400 возможных. В БГЭУ на банковское дело из 20 бюджетных мест 18 заняли льготники. А в МГЛУ на переводческом факультете (специальность современный иностранный язык) 25 плановых мест распределили между 8 победителями республиканской олимпиады по иностранному языку и 17 абитуриентами, которые поступали вне конкурса. В то же время тех, кто набрал 375 баллов, не зачислили. Поэтому госкомиссия предлагает выдавать на республиканских олимпиадах по каждому предмету не более 5 дипломов, дающих право на прием в учебные заведения без вступительных испытаний. Не помешало бы ограничить и прием льготников на престижные специальности, чтобы не ущемлять права других абитуриентов.

Не повезло нынче и тем, кто не поступил на военные специальности. 35 процентов кандидатов, отобранных военными комиссариатами, не прошли профессиональный отбор непосредственно в вузе, а поэтому их даже не допустили к участию в конкурсе на поступление. А выбор «гражданских» специальностей для таких абитуриентов был ограничен, поскольку они имели «не тот набор» результатов испытаний по профильным предметам. Поэтому госкомиссия рекомендует впредь проводить профотбор абитуриентов на военные факультеты до того, как закончится регистрация на ЦТ. Неудачно была установлена и дата резервного дня тестирования — 12 июля. Ведь в отдельных вузах прием документов завершался уже 11 июля.

Хотя в целом вступительную кампанию госкомиссия оценила весьма высоко. Благодаря новым правилам приема продолжительность абитуриентского марафона сократилась с 5 до 3 месяцев. А бурная дискуссия по поводу объединения всех вузов в один поток себя не оправдала. Студенты нынче осознанно выбирали «свой» университет. В итоге не только выравнялся конкурс в столичных и региональных вузах (2,6 человека на место), но и впервые за последние годы практически выполнены (на 99,8 процента) планы приема абитуриентов на условиях целевой подготовки. Из 22 вузов страны только Белорусская государственная сельскохозяйственная академия не добрала «целевиков». Кстати, и на сокращенный срок обучения нынче поступило на 19 процентов больше выпускников ссузов. А значит, удалось все же наладить связь между средними специальными и высшими учебными заведениями.

Кстати

По требованию госкомиссии студентами нынче стали еще 7 человек, которым первоначально необоснованно отказали в зачислении. 13 работников вузов и ссузов привлечены к дисциплинарной ответственности, а 5 находятся под следствием за получение или подстрекание к даче взяток.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter