Система вертикали власти должна работать в интересах человека

Важным событием уходящего года стало изменение структуры правительства, направленное на повышение эффективности его деятельности. В отличие от ранее действующей в новой структуре ликвидированы дублирующие звенья, трехступенчатая система управления заменена двухступенчатой. Основными органами стали министерства и государственные комитеты. Выстроена четкая система вертикали власти — от правительства до райисполкомов. В интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель главы Администрации Президента Беларуси Александр ПОПКОВ рассказал, что все нововведения направлены на решение главной задачи — сделать систему власти отлаженной, надежной и в то же время восприимчивой к инновациям в управлении, способной перестраиваться применительно к новым условиям развития общества.

Главная задача, которую поставил Александр Лукашенко после президентских выборов, это повернуть власть лицом к народу. Начинать данный процесс он потребовал с верхних эшелонов власти — Совета Министров, министерств и ведомств. Президент Беларуси поставил задачу дебюрократизировать государственный аппарат, максимально приблизить власть к интересам человека, решению его повседневных нужд и запросов без волокиты и формализма.
Как подчеркнул Александр Попков, только на основе продуманной, целенаправленной политики по неуклонному повышению качества жизни людей можно рассчитывать на постоянную широкую и твердую поддержку проводимого в стране социально-экономического курса. Доверие народа к власти предполагает профессиональную и четкую работу государственного аппарата в центре и регионах, отметил заместитель главы Администрации Президента.
По его мнению, важным является создание имиджа государственных структур как деловых партнеров человека. Совершенно недопустимо, когда человек порой тратит недели и месяцы на пустые хождения по инстанциям, чтобы решить элементарные вопросы. Прежде всего необходимо организовать эффективную работу учреждений и организаций, напрямую связанных с обслуживанием населения, по принципу “одного окна”.
Заместитель главы Администрации Президента убежден, что в результате структурных изменений республиканских органов государственного управления более эффективно будут решаться поставленные на текущую пятилетку задачи, повышаться результативность управленческой деятельности.
На качественно новом уровне определены концептуальные основы совершенствования работы органов власти и управления. В результате новшеств обеспечивается плавный переход от управления государством, где превалируют командно-административные методы, к экономическому регулированию. А самое главное — достигается четкая управляемость и скоординированность во всех взаимосвязанных отраслях, материальные, технические и кадровые ресурсы концентрируются на решении приоритетных задач.
Новая структура правительства сформирована на принципах преемственности и совершенствования прежней структуры. Сейчас образовано 25 министерств, 7 государственных комитетов (было 6). При этом ликвидированы все 8 комитетов при Совете Министров — 2 реорганизованы в государственные комитеты, 5 преобразованы в департаменты министерств и госкомитетов. Вместо Комитета по делам религий и национальностей создан специальный государственный орган — Уполномоченный по делам религий и национальностей.
Вместо 8 организаций, подчиненных правительству (6 концернов, Белкоопсоюз и Белорусская железная дорога), сохранено только 5 (4 концерна и Белкоопсоюз). Концерны, входящие в состав министерств и выполняющие только хозяйственные функции, преобразованы в производственные объединения. Из имеющихся 47 республиканских органов государственного управления образовано 37.
Новая схема управления значительно упростила решение многих вопросов. В частности, процедуру оформления отвода земли и имущественных прав. Сейчас решение всех этих вопросов сосредоточено в одном органе — Государственном комитете по имущественным отношениям и земельным ресурсам. Он создан на базе нескольких структур — Комзема, фонда имущества Минэкономики. Фактически теперь необходимую справку можно получить в два-три раза быстрее. Сокращено и число чиновников, которые задействованы в этой процедуре.
Вместо трех государственных структур, осуществляющих функции стандартизации, сертификации, технического надзора и контроля (Госстандарт, Госстройнадзор Минстройархитектуры, Комэнергоэффективности) создан единый независимый специализированный Государственный комитет по стандартизации, метрологии и надзору в строительстве и энергетике, которому предоставлены большие права.
Александр Попков обратил внимание на реорганизацию и некоторых других важных структур. В частности, более ответственные и сложные функции возложены на Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство связи и информатизации. Этот блок вопросов напрямую затрагивает интересы всего населения страны, и от эффективной системы управления им во многом зависит и стабильность в государстве. Взвешенные, а где-то и нестандартные решения, которые приняты в процессе преобразования, не разрушают все наработанное за последние годы, а наоборот, качественно улучшают основу и приближают ее к достигнутому мировому уровню.
Все вопросы, связанные с транспортным комплексом — авиационным, автомобильным и железнодорожным, сосредоточены теперь в одном государственном органе — Министерстве транспорта и коммуникаций. Здесь создан департамент по авиации (с правами юридического лица), в подчинение министерства также передана Белорусская железная дорога.
Особенно существенные изменения произошли в системе органов по чрезвычайным ситуациям. Комитеты по материальным резервам и по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС переданы в состав Министерства по чрезвычайным ситуациям, на их базе созданы два новых департамента. В результате эта система становится более мощной, а значит, более действенной и эффективной, от работы которой во многом зависит безопасность государства и народа.
Александр Попков подчеркнул, что в новом, значительно обновленном составе работает Министерство здравоохранения, реорганизация которого велась длительный период. Теперь оно занимается практически всем комплексом вопросов: лечения, реабилитации, восстановления после лечения и оздоровления населения республики. Здоровье людей — залог здорового образа жизни во всем государстве. Для более полного удовлетворения потребностей системы здравоохранения в лекарственных отечественных препаратах концерн “Белбиофарм” преобразован в производственное объединение и передан в подчинение Минздрава. Кроме того, в состав этого министерства включен Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, что позволило обеспечить единые подходы к лечению, реабилитации, восстановлению после лечения и оздоровлению населения республики.
Для централизации и решения смежных правовых и финансовых задач Белкомархив передан Минюсту, а Комитет по ценным бумагам — Минфину, в их структурах созданы соответствующие департаменты.
Предприятия концерна “Белместпром” с учетом их малоэффективности, малочисленности и разнопрофильности переданы в соответствующие министерства и в коммунальную собственность областей. Сам концерн ликвидирован.
Что касается других нововведений, они тоже заметно улучшили механизм управления в ведущих социальных сферах. Речь идет об объединении в единые органы Министерства юстиции и Белкомархива, Министерства финансов и Комитета по ценным бумагам.
Таким образом, в управлении ликвидированы дублирующие звенья, соответственно идет оптимизация государственных структур, штатов и численности их аппарата. Значительно возросли правовые и властные полномочия созданных в результате реорганизации республиканских органов управления.
Заместитель главы Администрации Президента сказал, что на качественно новой основе налаживается взаимодействие республиканских и местных исполнительных органов власти. С целью оптимизации структуры, повышения эффективности деятельности местных исполнительных и распорядительных органов принят Указ “О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов”.
В соответствии с новой структурой правительства логически увязана вся структура местных органов власти. К примеру, четко обозначена вертикаль власти от заместителя премьер-министра, заместителя председателя облисполкома до заместителя председателя райисполкома, которые отвечают за один блок вопросов, только на разных уровнях. В соответствии с задачами, поставленными Президентом Беларуси, укреплена система управления строительным комплексом. Четко обозначена также вертикаль, с республиканского до районного уровня, в социальной системе (образовании, здравоохранении, культуре, спорте).
Оптимизирована численность аппаратов обл- и райисполкомов. Если ранее штатное расписание здесь было примерным, то теперь оно стало типовым. Конкретно определены обязанности всех должностных лиц.
По мнению Александра Попкова, все нововведения направлены на повышение управляемости и скоординированности в деятельности взаимосвязанных отраслей и сфер. Новая структура правительства, наиболее оптимальная в нынешних условиях, призвана решать масштабные задачи, поставленные на текущую пятилетку.
В настоящее время ведется большая работа по совершенствованию первичного звена власти — местного управления и самоуправления. На очереди — существенные перемены в структуре сельских, поселковых исполнительных комитетов.
Все изменения, произошедшие в этом году, закладывают основу для эффективной деятельности правительства по привлечению неиспользованных резервов и достижению максимальной экономической выгоды во благо народа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter