Беларусь вышла на плато по заболеваемости коронавирусом COVID-19

Система с запасом прочности

Последнюю неделю число заболевших СОVID-19 в стране прибавляется на 900 с лишним в сутки. Лавинообразного роста не наблюдается. Специалисты называют ситуацию управляемой. В чем заключается белорусская стратегия борьбы с коронавирусом? Чем уникальна наша система здравоохранения? На эти и другие вопросы эксперты-медики ответили в телепроекте СТВ «Стоп COVID-19. #Проверено_на_себе». Публикуем самые интересные мнения и факты. 

Среди стран СНГ Беларусь занимает второе место по количеству тестов.

Вышли на плато

В республике, как пояснила заместитель министра здравоохранения Елена Богдан, выявляется в среднем около 8,7—9,7 процента положительных тестов из всех проведенных, и это позволяет говорить о выходе на плато. 

— На 14 мая у нас 26 772 человека суммарно с первого выявленного нашего пациента, у которых обнаружена РНК вируса,
— отметила Елена Леонидовна. — Отрадно, что 8168 пациентов на сегодняшний момент выздоровели и уже выписаны из учреждений здравоохранения или закончили наблюдение в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Кого тестируем?

Замминистра рассказала, что уже 11 500 ПЦР-тестов на коронавирус в сутки проводится в стране. Кого тестируют? Контакты первого уровня, а также пациентов с подозрением на коронавирусную инфекцию. 

— Мы не тестируем, как некоторые страны, только тех, кто обратился в нашу систему здравоохранения, или же только тех, кто попадает в поле зрения системы здравоохранения с пневмониями в тяжелом состоянии. Мы максимально тестируем население, когда есть основания подозревать, что данный человек может быть заражен коронавирусной инфекцией. Это позволяет оперативно выявлять заболевших и сдерживать лавинообразный рост.

По словам Елены Богдан, по одному заболевшему иногда обследуется до десяти контактных лиц: 

— По тестированию мы находимся на таком уровне, как США, Великобритания, Канада. 

Специалист уточнила, что среди стран СНГ Беларусь занимает второе место по количеству тестов:

— Сегодня этого уровня нам достаточно для того, чтобы управлять ситуацией. Кроме того, мы присоединяем и экспресс-тестирование. 

Пневмонии — особое внимание

Экспресс-тестирование будут применять в отношении контактов первого уровня на 13—14-й день их изоляции, рассказала Елена Богдан. Ведь у 85 процентов заразившихся болезнь протекает в легкой или бессимптомной форме. Если будут выявлены иммуноглобулины M, G, то значит, человек перенес болезнь, и ему продлят изоляцию до 21 дня. 


Среди тех, кому тоже будут проводить экспресс-тесты, — пациенты с пневмониями.

— В 34 процентах тестов, которые обязательно берутся у пациентов с пневмониями как амбулаторно, так и в стационаре, выявляется коронавирусная инфекция, — рассказала Елена Богдан. — В связи с этим мы решили поменять тактику. У пациентов, которые будут поступать с пневмонией, будут не только брать мазок для ПЦР-исследования, но и обязательно делать им экспресс-тест, чтобы посмотреть иммуноглобулины. Потому что пневмонии не развиваются молниеносно, с первого дня контакта. Мы уже отработали эту практику в 6-й ГКБ, куда поступила опытная партия экспресс-тестов. 


Говоря в целом о стратегии лечения пациентов с коронавирусной пневмонией, Богдан отметила: 

— Ко всем, у кого пневмония, мы подходим как к пациентам с коронавирусной инфекцией, максимально используем те средства, которые работают на выздоровление: раннее начало кислородотерапии, назначение специализированных лекарств, которые у нас сегодня есть. Такая тактика работает не только в Минске, в нескольких клиниках это отработано, чтобы заложить это в приказы Минздрава и протоколы лечения по всей стране. 

Чем лечат COVID-19 

Комментируя возможности лекарственной терапии, Елена Богдан обратила внимание, что на сегодня панацеи от COVID-19 нет: 

— Все исследования ведутся по абсолютно разным препаратам, которые действуют на абсолютно разные заболевания, даже между собой иногда логически не связаны. Это препараты, которые мы используем для лечения малярии, заболеваний, связанных с аутоиммунными нарушениями, ВИЧ-инфекции, ревматоидного артрита.


В то же время специалист констатировала, что для среднетяжелых форм заболевания достаточно кислородной поддержки, небольшого перечня лекарственных средств и, самое главное, прон-позиции, когда человек находится в положении лежа на животе с подложенными под грудную клетку и тазовую область подушками: 

— Даже пациенты с легким течением пневмонии должны находиться в такой позиции минимум 16 часов в сутки. Это проверенный нами опыт. 

Три стратегии. Четвертая на подходе

Елена Богдан сообщила, что в стране выбрано несколько подходов к лечению коронавирусной инфекции:

— В Минске работает следующая стратегия: поскольку в столице сильное амбулаторно-поликлиническое звено, пациенты с бессимптомными и легкими формами находятся дома под наблюдением амбулаторной службы. Вторая стратегия — пациенты с легким течением, у которых нет возможности к самоизоляции и которые имеют факторы риска развития среднетяжелого и тяжелого течения, направляются в стационары. Такие люди должны быть изолированы 14 дней. В обязательном порядке мы госпитализируем среднетяжелые и тяжелые пневмонии. 


Третья стратегия — пациенты, которые имеют клинические проявления, нуждаются в долечивании и в реабилитации 7 или 14 дней. Для долечивания выделены два учреждения: РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации и Республиканская больница спелеолечения. В спелеолечебницу показано направлять пациентов, у которых тяжелое течение коронавирусной инфекции, нуждающихся в более длительных реабилитационных мероприятиях. 

Сейчас Минздрав совместно с Минтруда и соцзащиты разрабатывает еще одну стратегию. Она предполагает реабилитацию людей старшего возраста, которые перенесли коронавирусную инфекцию средней тяжести и тяжелую. Их будут отправлять на санаторно-курортное лечение, чтобы максимально восстановить здоровье. 


Замминистра уверена, что разработанная в Беларуси система мер позволяет управлять эпидемиологической ситуацией. По большей части это потому, что страна сохранила многое из советской системы здравоохранения. И речь идет не только о санслужбе. Советское доброе наследие — это и инфекционные больницы, и районные больницы, и медико-санитарные части предприятий, которые сегодня все задействованы в борьбе с коронавирусной инфекцией.

— Многие страны столкнулись с лавинообразным развитием ситуации, и когда пошел пик, уровень заболеваемости превзошел возможности здравоохранения, — отметила Елена Богдан. — Наша противоэпидемическая служба профилактические и надзорные меры выработала еще в конце января. Основные организационные приказы сделаны в феврале. А в начале марта начали готовить сис-тему. И то, что мы получили этот большой временной промежуток и такой пологий рост заболеваемости, который видим сегодня (пикообразного подъема нет), укладывается в эпидпрогноз, сделанный нашим республиканским центром. У нас достаточный запас прочности на сегодняшний день.

ИЗ УСТ ЭПИДЕМИОЛОГА

Когда ожидать спада

Как отметила в эфире СТВ заместитель главного врача по эпидемиологии Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Ирина Глинская, точный прогноз, когда заболеваемость будет снижаться, не даст сегодня никто в мире:

— Вирус новый. И спрогнозировать достаточно точно сложно. По нашему прогнозу, в целом по стране мы полагаем, что к концу месяца, а в июне уже точно мы выйдем на устойчивое снижение количества новых случаев.

Глинская пояснила, что, по прогнозам ученых, этот вирус будет вести себя как обычный респираторный, а это значит, что с наступлением тепла заболеваемость пойдет на спад:

— Второй момент. Как бы там ни было, летом уменьшаются те факторы, которые влияют на более высокую заболеваемость. То есть мы реже общаемся в тесных помещениях. Мы выходим на улицы. Кто-то уезжает на дачи, на открытый воздух. Поэтому летом, несомненно, уровень заболеваемости будет снижаться.

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter