Система координат

В политике и футболе традиционно разбираются все. Остановите любого прохожего на улице, спросите, что он думает о кризисе в Персидском заливе или, скажем, проблемах международного терроризма, и, не сомневаюсь, вы получите вполне исчерпывающий оригинальный ответ. Но при всем многообразии оценок и мнений никто не сомневается в том, что стратегия государства в сфере внешней и внутренней политики все же должна быть единой. Более того, она должна регулироваться специальным законом.

Проект такого документа в свое время был разработан Правительством и в декабре прошлого года принят депутатами Парламента в первом чтении. Понадобилось полгода для того, чтобы учесть все поступившие по нему замечания и предложения и подготовить его к окончательному рассмотрению в Национальном собрании. На днях эта работа была завершена. И, как рассказал мне заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ Анатолий Красуцкий, на осенней сессии проект закона об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики будет рассмотрен депутатами в окончательном втором чтении.

Есть по меньшей мере два обстоятельства, позволяющих называть этот документ ключевым. Во–первых, по словам Анатолия Красуцкого, впервые в истории белорусского парламентаризма будет приниматься программный законопроект, регулирующий внутреннюю и внешнюю политику страны. По этому поводу он напомнил, что для утверждения новый закон должен будет получить как минимум две трети голосов депутатского корпуса. Во–вторых, конкуренцию официальному проекту, представленному Правительством, составляла его альтернативная редакция, подготовленная группой депутатов. Правда, здесь же сразу оговорюсь, что в первом чтении Палата представителей приняла–таки вариант, предложенный Совмином...

С тех пор специально созданная межведомственная комиссия проделала огромную работу. В ходе доработки она рассмотрела более 250 замечаний и предложений. Причем здесь важно подчеркнуть, что эксперты старались учитывать особенности внутренней и внешней политики с учетом динамичного развития тенденций современного социально–экономического положения. «В проекте закона, который рассчитан на длительное применение, закреплены только долгосрочные, стратегические направления внутренней и внешней политики Беларуси», — говорит Анатолий Красуцкий. То есть документ является базовым для подготовки других законодательных актов. Например, он определяет, что внутренняя политика страны основывается на следующих принципах: «стабильность конституционного строя; гарантия конституционных прав и свобод граждан; равенство всех форм собственности в интересах личности и общества; устойчивое социально–экономическое развитие; учет геополитических, социально–экономических и природных особенностей страны; социальная справедливость, понимаемая как обеспечение каждому члену общества необходимого минимума социальной защиты и возможности каждому работающему получать справедливое вознаграждение за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением; взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей в интересах личности, общества и государства». А вот стратегические цели нашей внешней политики разработчики определили так: защита суверенитета государства, прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов, сохранение безъядерного статуса... Внешне эти формулировки выглядят декларативно и эталонно. Возможно, кто–то даже считает, что ничего особенного в законопроекте нет. Тогда попробуйте представить всю важность тезиса о «сохранении безъядерного статуса» нашей страной с точки зрения геополитики. К тому же эта установка была подтверждена Беларусью не только на уровне деклараций, но и на практике. Согласитесь, добровольный отказ страны от ядерного оружия (уже имевшей его) — поступок, заслуживающий внимания мирового сообщества и подтверждающий миролюбивость нашей внешней политики.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter