Сиротский маршрут

.
...Она лежала на койке прямо поверх одеяла, тупо уставившись в потолок. А в голове стучал бессмысленный вопрос: "За что?" Бессмысленный, потому что, каким бы ни был ответ, он уже ничего не может изменить. Глядя на Алю, и соседки по палате притихли, будто рядом - тяжело больной человек, при котором совестно как-то радоваться своему счастью. "Уж лучше бы он умер", - от этой черной кошкой скользнувшей мысли Аля вздрогнула и резко отвернулась к стене, словно боясь быть уличенной в преступлении.

В это время ее новорожденному сыну врачи делали экстренную операцию - ребенок родился с пороками развития. И она знала, что понадобится не одно хирургическое вмешательство, прежде чем изуродованное личико перестанет напоминать страшную маску.

В дверях палаты появился хирург, устало присел на край Алиной кровати: "Все решат ближайшие 72 часа. Если выживет, потребуются хороший уход и ваша любовь". Легко говорить! А как они с мужем покажут этого уродца родственникам, знакомым?!

Их семья всегда считалась образцом для подражания. Успешный муж - при должности и не без перспективы служебного роста, у Али в ее 29 - небольшое собственное дело, которое она не собиралась выпускать из рук более чем на полгода. Уютный дом за городом, две машины. И вот теперь их спокойному существованию конец. Ну уж нет!

На следующее утро приехал муж Павел. Они дружно написали две отказные. "Послушайте, ну я понимаю людей, у которых нет ни денег, ни жилья нормального. Но вы-то?! Ведь можно же нянечку с медицинским образованием взять, что до операций - так были бы только деньги", - в голосе заведующей отделением теплилась надежда, что эта молодая красивая пара передумает. Не передумали. Оставив первенца умирать, они на полной скорости неслись в свой увешанный модными картинами и гобеленами особнячок, где можно все забыть. Где можно начать жизнь сначала, с чистого листа, оповестив родных и знакомых, что ребенок, увы, умер.

Руслан, как окрестили малыша в роддоме, выжил. И через некоторое время отправился по обычному сиротскому маршруту: дом ребенка, детский дом, школа-интернат. В детском доме Руслан был всеобщим любимцем. Терпеливый, самостоятельный, ласковый. "А уж смышленый какой!" - умилялись воспитатели и, едва появлялись на горизонте гости, вели их знакомиться с Русланом - вдруг кому приглянется, глядишь, усыновят. У малыша появилось немало друзей, в основном иностранцы, для которых помощь тяжело больному чужому ребенку совершенно естественна: "О-о, у этого маленького человечка столько мужества!" - говорили они. Одни одели-обули, другие надарили чудных игрушек, третьи оплатили очередную операцию. Но больше всего на свете он дорожил дружбой со старенькой детдомовской нянечкой. Будучи на пенсии, она почти каждый день приходила к Руслану: когда погулять сводит, когда сказку перед сном почитает, когда с пенсии гостинец принесет. Две одинокие души согревали друг друга теплом.

И все бы ничего, да стали у старой женщины отказывать ноги, все труднее стало добираться до детского дома. Вот и решилась отыскать родителей мальчика. Вдруг захотят с сынишкой увидеться? Нашла телефон, набрала номер и услышала

: - Руслан? Какой Руслан? Вы что-то перепутали, извините...

Через несколько дней снова набрала тот же номер. "Чего вы от нас хотите? У нас нормальная семья, дочка растет. А что было - то было", - в Алином голосе кипело раздражение. Какое право имеет эта незнакомая женщина врываться в ее налаженную жизнь? Никто не знает, чего им с Павлом стоило решиться на второго ребенка. У них нормальная семья, не алкоголики, не монстры какие-нибудь. Они с Павлом работают, стараются, чтобы у дочки было все, что необходимо, недавно гувернантку наняли. Летом в Диснейленд собрались.

Напрасно старая нянечка рассказывала, какой Руслан умный и добрый, предлагала привезти Але его фотографии, убеждала, что ничего ведь особенного не требуется: только приехать, книжку почитать... И совсем необязательно сразу говорить, кем ему приходятся гости. Неужели не хочется посмотреть, какой славный мальчуган растет?

- Знаете, если честно, я бы хотела его увидеть. Но... боюсь. Вдруг расстроюсь, потом буду о нем думать постоянно, плакать. А у нас ведь дочка маленькая, ей мама спокойная нужна.

- А сейчас вы спокойны, зная, что где-то рядом в казенном доме живет ваш сын?

Долгим был их второй разговор. Договорились-таки, что Аля с мужем подумают, а нянечка им через неделю позвонит. В назначенный день трубку снял Павел: "Ни к чему это". Голос был равнодушным, и она поняла, что больше звонить не стоит. Ничем не растопить ледяные сердца родителей Руслана. Прихрамывая, она шла в детский дом и думала: когда-нибудь вырастет их дочка, что скажут ей папа и мама, если та узнает вдруг, как поступили с ее братом? Могут ли научить доброте, состраданию люди, сами вряд ли имеющие о том представление? Прижимая к себе тщедушного Руслана, старенькая нянечка мысленно давала себе клятву никогда не рассказывать мальчику правду о его родителях. Лучше сочинить красивую историю про далекую планету, где живут папа и мама. Им с Русланом туда не добраться, но родители любят своего сыночка, постоянно о нем думают и помнят.

Но, по-видимому, есть все же на свете высшая справедливость. Находятся настоящие родители для брошенных детей и на нашей планете. Однажды в детский дом пришли бездетные супруги - иностранцы, которые считают, что ежели Бог не дал им своих детей, значит, наверняка, где-то ждет малыш, чье счастье - в их руках. Этим малышом оказался Руслан.

На снимке: медсестра Анна Ворон в отделении новорожденных детей-отказников 7-й городской клинической больницы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter