В Белорусском государственном музыкальном академическом театре прошла премьера мюзикла Кима Брейтбурга "Джейн Эйр"

Сирота викторианская

Две тысячи живых лилий на театральной сцене! 156 костюмов а–ля английская готика. Так и хочется спросить: что за богач здесь чудит? «Мама, шику дам!» — некогда популярная угроза Филиппа Киркорова словно бы витает в воздухе. Все просто: премьера «Джейн Эйр» в Белорусском государственном академическом музыкальном театре — дело рук популярного московского композитора Кима Брейтбурга и его постоянной команды. В нее входит поэт и автор либретто Карен Кавалерян, режиссер и хореограф Николай Андросов, музыкальный руководитель, супервайзер (убойное словцо!) и супруга Валерия Брейтбург.

Без хорошего образования путь в высший свет закрыт.

...Героиня фильма «Безымянная звезда» в блестящем исполнении Анастасии Вертинской некогда все допытывалась у провинциального композитора, учителя Удря, нельзя ли его симфонию исполнить без английского рожка. Удря отвечал что–то в духе: «Что вы, мадам! Даже думать забудьте! Лучше вообще тогда не браться». И для того чтобы эту диковину раздобыть, Удря пустил среди местных жителей петицию на приобретение музыкального инструмента, которую подписал только один человек, его коллега астроном Мирою. Брейтбург для меня такой же композитор–перфекционист, как и герой «Безымянной звезды»: нет рожка — нечего браться. Если бы он пустил подобную петицию по Минску, подписал бы ее не раздумывая. Но композитор не стеснен в средствах: английский рожок у него есть. И значит, долой комплексы!

«Джейн Эйр» — мюзикл большого стиля, самодостаточное полотно из двух актов. Он придется по душе любителям мелодрам и сентиментальных историй, а это то, что доктор прописал в такую снежную предпраздничную пору. Герои изъясняются исключительно стихами. Музыкальная архитектоника мюзикла сплетена причудливо и с достоинством.

Кто будет воротить нос от премьеры и говорить, что команда Брейтбурга сработала по принципу: бери, боже, что нам негоже, напомним, что мюзикл «Джейн Эйр» был успешно поставлен в Москве в театре «Московская оперетта» режиссером Алиной Чевик, постановщицей нашумевшего «Графа Орлова» и «Анны Карениной». И идет в театре до сих пор. В Минске поставили версию, более отвечающую духу авторского варианта либретто.

Конечно, Ким Брейтбург, автор многих эстрадных хитов, знает, каким ключом отворить зрительское сердце. Когда героиня Джейн Эйр в белом подвенечном платье после сорванного бракосочетания с графом Эдвардом Рочестером на авансцене на фоне видеопроекции, где идет нескончаемый дождь из осколков зеркал, поет свою коронную арию с рефреном: «Разбиты зеркала, молчат колокола» — какое зрительское сердце выдержит? Это удар под дых. Естественно, что такой мелодраматический напор вызывает шквал аплодисментов. Другое дело, если начать разбираться конкретно, есть ли в этом номере, способном украсить репертуар любой нашей или российской поп–звезды, действительно что–то викторианское и под чьим влиянием маэстро Брейтбург находился в момент его написания — Бриттена или Персела, — то эти разбирательства могут завести вас в тупик. Брейтбург выработал свой мелодический язык, и к жанру мюзикла он, как и его соавтор Карен Кавалерян, подходит с инструментарием, освоенным за долгие годы работы в популярной музыке. И у этого мелодического языка и такого способа подачи материала есть свои поклонники, что доказал аншлаг на премьерах. Кроме того, все билеты на декабрьские и январские показы проданы. И тут уж не до чопорности.

«Джейн Эйр» — актерский спектакль. Кроме молодых и зрелых звезд труппы — Артема Хомиченка, Натальи Дементьевой, Екатерины Дегтяревой, Леси Лют, Светланы Мациевской, Антона Заянчковского, есть и своя приглашенная звезда — Ирина Дорофеева в роли миссис Фэйрфакс, с недавних пор депутат Палаты представителей Национального собрания. Мюзикл с депутатом, по–моему, это достаточно круто. Есть в проекте новые артисты — Елена Бабук, Андрей Колосов, Андрей Асимович и другие. Харизматичная Екатерина Муратова продолжила сотрудничество с Брейтбургом после зрительского же успеха в «Голубой камее».

Костюмы Екатерины Крюковой тоже не подкачали и вполне могут составить конкуренцию нарядам из фильма «Джейн Эйр» 2011 года с Миа Васиковска, номинированного на «Оскар» за их лучший дизайн. В общем, за что ни возьмись в этом мюзикле — все дорого и на уровне.

Добрый зритель в 9-м ряду.

Советская Белоруссия № 244 (25126). Вторник, 20 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter