Спасут ли Сирию переговоры

Сирийский скользящий узел

В Женеве 10 июля стартовал очередной раунд межсирийских переговоров. Женевский формат первоначально задумывался как основной переговорный механизм по мирному урегулированию в Сирии, однако его эффективность оказалась более чем скромной, что привело к возникновению альтернативного формата — астанинского, который, впрочем, пока также не может похвастать значительными результатами. Появление альтернативных переговорных площадок отражает не только объективные трудности, с которыми сталкивается процесс мирного урегулирования, но и геополитическую конкуренцию глобальных центров, желающих решить сирийский вопрос по собственному сценарию.


Переговоры в Женеве продолжаются уже несколько дней, и переговорщики даже заявляют о положительных подвижках. В частности, впервые за всю историю переговоров удалось провести встречу трех групп сирийской оппозиции, которые объединены на «каирской», «московской» и «эр-риядской» платформах. 

На фоне слабой и разобщенной оппозиции становится все более очевидным, что альтернативы правительству Башара Асада, при всех возможных к нему претензиях, для Сирии в настоящее время нет. Оппозиционные группировки по-прежнему продолжают настаивать на устранении Асада как базовом условии переговоров, однако на практике это будет означать окончательное превращение Сирии в расползающееся лоскутное одеяло, без каких-либо внятных перспектив восстановления функционирующей государственности.

Безусловно, своим нынешним положением Башар Асад обязан военно-политической поддержке России, без которой коллапс правительства в Дамаске был бы, скорее всего, неизбежен. Но это одновременно и осложняет переговорный процесс, поскольку для Запада признание легитимности правительства Асада будет означать не только провал всей сирийской политики, строившейся на антиасадовском фундаменте, но и стратегическую уступку России, которая получит возможность закрепиться на этом важном ближневосточном плацдарме. Для Запада это неприемлемо по ряду причин. Сирия — это ворота в восточное Средиземноморье, которое до недавнего времени практически полностью находилось под стратегическим «зонтиком» НАТО. С другой стороны, Сирия находится в непосредственной близости от Ирака и королевств Персидского залива с их нефтеносными полями, обеспечивающими энергоносителями западный мир. Эта связка военно-политического и экономического доминирования может оказаться под угрозой, если в Сирии удастся закрепиться России и Ирану, который также поддерживает правительство Асада, попутно укрепляя местные шиитские формирования.

На этом фоне представляется весьма вероятным, что Запад и связанные с ним группы сирийской оппозиции будут максимально затягивать и саботировать переговоры. Собственно, это уже и происходит: в западных СМИ снова муссируется тема химических атак, якобы организованных сирийским правительством. Цель этой информационной атаки очевидна — вновь сделать Асада неприемлемым в качестве участника переговоров.

Одновременно США наращивают давление на Иран с целью вновь загнать его в изоляцию и вывести из большой ближневосточной игры. Показательно в связи с этим, что переговоры в Женеве начались на фоне перемирия в южных провинциях Сирии, о котором договорились Владимир Путин и Дональд Трамп на полях саммита G20. Это как раз тот регион, где в последнее время наблюдалась высокая активность проиранских шиитских формирований.

Страсти вокруг Сирии будут накаляться по мере продолжающегося разгрома ИГ. «Исламское государство» как общая угроза если не консолидировало непримиримых соперников и конкурентов в регионе, то, по крайней мере, вынудило их на время отложить свои дрязги. На фоне ИГ Запад был вынужден признать Асада в качестве «меньшего зла». Однако ИГ агонизирует. Мосул окончательно очищен от боевиков, а глава «халифата» аль-Багдади, похоже, действительно мертв. Падение сирийской столицы исламистов Ракки, видимо, также не за горами. А значит, борьба за господство в регионе может вспыхнуть с новой силой. Для Сирии это может, без преувеличения, обернуться новым кругом ада.

vs.shimoff@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter