Сирия и насилие

Почему запредельная агрессия присуща смутным временам

Почему запредельная агрессия присуща смутным временам

Повивальная бабка любых противостояний — жестокость. Облетевшие весь мир кадры, где сирийский повстанец хладнокровно, недрогнувшей рукой вырезает у поверженного бойца правительственных войск сердце и надкусывает его со сладострастием победителя, вряд ли можно отнести к неким явлениям, доселе не встречавшимся. Конфуций говорил: не дай бог жить в переломные времена.

Небесные силы

“Увечья и каннибализм с крайне сектантскими высказываниями указывают на ужасное межконфессиональное насилие, которое начинает охватывать части Сирии”, — написала американ-ская Foreign Policy.

Журналисты выяснили, кто же этот герой, так напоминающий ликующих воинов диких племен. Абу Сакар, хорошо известный командир повстанцев. Он является одним из основателей крупнейшей бригады Фарук. Именно он, как заправский хирург, провел под телекамерами ту жуткую “операцию”, а потом воскликнул: “О герои, режьте алавитов и вынимайте их сердца, чтобы их съесть!”

Мусульманский мир только кажется монолитным. Он раздираем распрями. Каждое из религиозных течений отстаивает свою правду. И ни алавиты, ни шииты, ни сунниты не хотят отступать. На этом Запад всегда искусно играл и играет.

Жестоко и несправедливо

Красный террор, как и белый, был неотъемлемой чертой гражданской войны, когда от Бреста до Владивостока шли брат на брата. В реках крови утонул Париж времен Французской революции. Причем фраза “революция съедает своих детей” до ужаса точна. На гильотине закончили жизнь и Робеспьер с Дантоном, отправлявшие на казнь короля. Да и из тех, кто стоял у истоков Октября, не-многие дожили до седин. Кровь порождает кровь.
“Восстания, революции служат спусковым механизмом для инстинктов, которые наглухо придавлены в обычной жизни законами и моралью. Поэтому не стоит удивляться фактам бессмысленной и немотивированной жестокости на баррикадах и полях сражений”, — говорит психолог Семен Дверницкий.

В позапрошлом году весь мир облетели сюжеты, связанные с последними часами жизни Муаммара Каддафи. Пожалуй, в каждый дом через любительское видео пришел кошмар похлеще “Кошмаров на улице Вязов”. Запад тут же заявил, что преступление будет расследовано. И что, кто-то получил срок за извращенное убийство “вождя Джамахирии”?

Управляемый хаос

“Арабский Восток — сегодня это площадка, на которой идет безжалостное пере-устройство прежнего мира. Сложившиеся в период избавления от колониальных пут госсистемы демонтируются. Образно говоря, толпы возбужденных граждан сносят памятники уходящей эпохи. Только если во второй половине прошлого века восставали против шейхов и королей, то теперь — против светских властей. Но что на освободившемся постаменте будет установлено сейчас?” — замечает политолог Сергей Зверев.

Ближний Восток имеет стратегическое значение для планеты. Эту углеводородную территорию США объявили “зоной своих интересов”. Стоило Саддаму Хусейну в 1990-м напасть на нефтеносный Кувейт, как Вашингтон тут же направил туда свои армады. Хотя ранее попытки Ирака разгромить Иран не встретили столь бурной отповеди. Наоборот, Багдад был тогда едва ли не самым дорогим другом стран “золотого миллиарда”. Но все меняется. В 2003-м при поддержке союзников Вашингтон провел блицкриг в Ираке.

В прошлом году смена власти прошла в Египте. Правда, поддержки авианосцев не понадобилось. Зато Ливия испытала на себе мощь натовских бомбардировок, после чего повстанцам, не имевшим на первых порах борьбы никаких шансов выдержать натиск регулярной армии Джамахирии, удалось в итоге одержать верх.

“Арабские государства, отошедшие во второй половине прошлого века от религиозных форм правления и скинувшие шахов, теперь вновь устраивают жизнь по исламским канонам. А учитывая, что в исламе множество течений, борьба внутри государств идет ожесточенная. Теория управляемого хаоса в действии”, — продолжает Сергей Зверев.

Кстати, чаша “арабской весны” минула государства, не сбрасывавшие в эпоху демократических революций прошлого века правящие династии.

Прифронтовая полоса

Сирия, по сути, остается последним подлежащим форматированию кластером на арабской матрице. Все идет к близкой развязке? Активизировалась Турция и начала подтягивать свои войска к границе с мятежным соседом. Повод — участившиеся теракты в турецком приграничье и ракетные обстрелы. Кто может за этим стоять? Тень подозрений падает на Дамаск. А если учесть, что в Турции организованы лагеря сирийских беженцев, то вполне понятна ее мольба к Западу “что-то предпринять”. В частности, раздаются призывы установить над прифронтовой полосой “бесполетную зону”, опробованную два года назад в ливийском конфликте.

Нанес ракетные удары по Сирии уже и Израиль, который подозревает Дамаск в оказании помощи бойцам из “Хезболлы”. “Запад сдерживают от масштабной военной операции против Башара Асада несколько моментов, — говорит Сергей Зверев. — Прежде всего наличие у непокорных надежной противоракетной системы. К этому добавляется особая позиция ряда стран, в том числе входящих в совбез ООН России и Китая, блокирующих решения по наделению НАТО правом прибегнуть к военной силе в Сирии. Если мировое сообщество и в этот раз уступит Вашингтону, Ближневосточный регион, бывший некогда ареной противостояния двух глобальных центров — СССР и США, полностью перейдет под западный контроль. Вашингтон на днях заявил, что рассматривает возможность поставки оружия повстанцам. То есть это своего рода черная метка”. Генассамблея ООН в мае приняла резолюцию, где приветствуется создание повстанцами Сирийской национальной коалиции. Вся вина за кровопролитие возлагается исключительно на официальный Дамаск, а противники Башара Асада как бы и ни при чем. Многие государства, среди которых, в частности, Беларусь, Россия и Китай, не поддержали этот документ.

Именем революции

О том, что такое Сирия сегодня, живописуют едва ли не ежедневные телекадры мировых новостей: руины жилых домов, тысячи тяжелоранен-ных взрослых и детей и... беспрецедентное насилие. На днях мир вновь всколыхнул кровавый сюжет. В солнечном свете городская площадь. Огромная толпа, сомкнувшаяся в кольцо. В центре на корточках с завязанными глазами правительственные солдаты. Палач в маске стреляет им в голову. Видно, что его возбуждает эта “великая миссия”. Потому что он затем еще для верности выпускает несколько пуль. Все это дикое действо, словно взятое из фильма о Средневековье, оправдывается шариатским судом. Впрочем, поводов может быть великое множество. Когда Чечня была под властью Дудаева, там тоже казнили прилюдно на площади. То же самое происходило и происходит в других горячих точках, где реализовываются технологии управляемого хаоса и власть переходит от светских правительств к религиозным. Впрочем, любое насилие к религии не имеет никакого отношения. Вместо ислама может звучать громовая фраза: “именем революции”. Чем бы ни прикрывался кровавый передел, — это сфера большой политики, в основе которой борьба за власть. Но кто-то на этом зарабатывает неплохие дивиденды, а кто-то реализует свои страшные, доселе глубоко сокрытые ото всех желания. Это лишь Данко вырывал свое сердце, чтобы осветить путь другим. На сирийской войне все иначе. Каннибализм — жуткий пережиток прошлого. В спокойные времена и в стабильном государстве единичные факты зверств если где-то и случаются, то вызывают бурю общественного обсуждения и возмущения. А там, где убийства, грабежи и насилие становятся столь же обыденными, как утренняя чашка чая, грани между стержневыми понятиями добра и зла стираются. Законы военного времени меньше всего располагают к размышлениям на темы высокой морали. Кто сильный, тот и прав. И как апофеоз этой жуткой мистерии — победителей не судят?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter