Жительница Каменецкого района раскрыла тайну старого куста сирени среди поля

Сирень на память

По данным историков, пропавшими без вести в годы Великой Отечественной войны числятся около 4,5 миллиона человек. Среди них и мой дед — Козлович Михаил Миронович. «Пропал без вести в 1944–м» — написано в похоронке, которую получила не дождавшаяся за всю войну ни одного солдатского треугольника бабушка Софья Антоновна. Узнаем ли мы когда–нибудь, в какой воронке или санитарной яме лежат его останки? Сможем ли принести цветы на его могилу? И когда все–таки погиб дед, накануне войны призванный на сборы, — в 1944–м или в 1941–м? Вопросы риторические, но чудеса случаются. Шансы, что без вести пропавшие будут не только перезахоронены с воинскими почестями, но и об их судьбе узнают родные, дают специалисты 52–го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны. В нынешнем году они проведут раскопки в шести районах Брестской области. А Каменецкий район уже подготовил заявку на следующий год.


— Бои летом 1944–го в наших местах шли страшные, — вспоминает 82–летняя Анна Степанюк, жительница приграничной деревни Копылы на окраине Каменецкого района.

В 1944–м ей было девять лет. Один день Анна Иосифовна не забыла до сих пор:

— Люди делали землянки, где прятались в надежде выжить. Однажды мать всех нас троих спрятала, слышим — грохот рядом. Танк прошел. Чудом остались живы.


К Анне Степанюк я приехала расспросить о воинском захоронении, которое она многие годы оберегала от уничтожения. Чего греха таить, на то, чтобы должным образом захоронить погибших солдат во время наступления (да и в первые послевоенные годы), не было ни сил, ни времени. Через несколько лет после окончания Великой Отечественной Верховный Совет СССР постановил ликвидировать следы войны. На местах боев начали проводить мелиорацию, пахать, строить, высаживали леса...

Погибших между современными деревнями Копылы и Суходол красноармейцев предал земле хуторянин по имени Юрий. Фамилию его Анна Иосифовна не помнит:

— Мама моя называла его Юрочко. Эта «мянушка» мне и запала в память. Он похоронил солдат и поставил на могиле крест, оградку, посадил сирень.

Анна Иосифовна, хоть и была ребенком, запомнила наказ земляка: «Меня не будет, а вы не забывайте, что тут лежат наши солдаты».

Работала она на построенной на некогда хуторских землях ферме дояркой и присматривала за братской могилой:

— Когда в поле выходили тракторы, я шла к трактористу и предупреждала, чтобы не трогал сирень.

Почему тайну одинокого куста среди поля Анна Иосифовна раскрыла только сейчас? Разводит руками. Молчала. А когда услышала, что такими захоронениями занимаются поисковики, рассказала брату.

Разговорились они накануне Дня Победы о том, что весной минувшего года в деревне Оберовщина Каменецкого района работники «Белтелекома» случайно обнаружили захоронение времен Великой Отечественной войны. Останки 19 красноармейцев потом перезахоронили в братской могиле. Анна Иосифовна возьми да скажи брату, что за Копылами тоже солдаты лежат. Иосиф Залевский поругал сестру за молчание и позвонил в районную газету.

...Когда мы приехали к неучтенной братской могиле, Анна Иосифовна не уставала удивляться. И мусор убран, и камень стоит, и букетик черемухи. Вырезанный Юрием крест, не истлевший за 73 года, аккуратно пристроен чьими–то руками между веток сирени.

Заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Каменецкого райисполкома Татьяна Китаевская рассказала, что порядок навели местные жители с участием Верховичского сельсовета:

— Военкомат уже предоставил информацию в Министерство обороны. Скорее всего, в следующем году там будут раскопки. Разумеется, погибшим солдатам должны быть отданы все почести.

К слову, в нынешнем году поисковый батальон уже отметился находками в Каменецком районе. В городе Высокое около церкви недавно эксгумированы останки 20 солдат вермахта и 15 личных опознавательных жетонов.

Компетентно


Александр Птичкин, ведущий специалист Брестского областного военкомата:

— Личный состав 52–го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны с мая по сентябрь проведет раскопки на 10 объектах в шести районах Брестской области. На территории Домановского и Вульковского сельсовета Ивацевичского района специалисты проверят предположительное место гибели военнослужащих, а на территории Выгонощанского сельсовета — место, где, возможно, упал самолет. В планах спецбатальона — поисковые работы около деревни Пашуки Каменецкого района, недалеко от городского поселка Ружаны, вблизи деревни Мыщицы Жабинковского района. В Брестском районе исследуют прибрежную линию Белого и Черного озер, а также территорию вблизи деревни Гута. Работы около деревни Малиновка Дрогичинского района завершены. Информация о захоронении не подтвердилась.

valentinak3@mail.ru

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter