Народный календарь и традиции: почему белорусы первый месяц осени назвали «вераснем»?

Синица осень в гости просит

Начинает неделю «сцiп­лы прысвятак». Православная церковь 31 августа почитает память раннехристианских мучеников Фрола и Лавра. В народном календаре дата получила названия: Фрол и Лавр — лошадники, Лошадиный праздник, Досевки.

Первый осенний месяц получил свое поэтичное название благодаря медоносному вереску, с которого пчелы берут последнюю вязку нектара как раз в это время.

Для того чтобы сохранить здоровье и силу своему главному помощнику в хозяйстве — коню, в старину обращались за помощью к божеству Вазиле. В день Фрола и Лавра на лошадях не работали, расчесывали им гривы и хвосты, давали лучший корм, а «гаспадынi» пекли небольшие булочки округлой формы, которые называли «капыткамi». Для лошадей выпекали обрядовое печенье «фролы», которое имело форму круглых шариков. Изготавливали его из толокна, реже из пшеничной или ячневой муки. Выпекалось такое печенье в большом количестве. Им угощали лошадей, ели сами.

Животных приводили к ближайшим водоемам купаться. Мужчины в нарядных рубахах шли рядом по берегу. Чтобы защитить животных от всякого лиха, коней выводили на луг, где их чистили и кормили овсом с ладони. В зимнюю шапку клали серебряную монету, наливали воду и поили из нее животных. Считалось, это сделает их смелее, добрее и покорнее. 

Верили, что и опекун коней Вазила, который, по верованиям, живет в «стайнях» и хлевах, обязательно бывает в ночном, оберегая животных вне дома. В представлении наших предков Вазила внешне походил на человека, но имел лошадиные уши и копыта. Он заботился о своих подопечных, добавлял к сену для коней какую‑то особую траву, от которой они становились сильными и легко справлялись со всеми работами. Говорили: «Конi нясуць — сам Вазiла вязе». 

Во время этого «прысвятка» в ночном пастухи вбивали в землю высокий шест, на который надевали конский череп воображаемого общего предка тех, кто пасется на лугу. И надеялись на помощь и защиту Вазилы. 

Конь — значимое животное в белорусской мифологии. Ученые связывают его с богом солнца Ярилой. В нашем фольклоре с самых давних времен сохранились мифологические описания образа коня. Он стал одним из самых любимых персонажей песен, преданий, сказок. 

В конце лета говорили: «У вераснi сiнiца восень у госцi просiць». К слову, девятому месяцу года славяне дали сразу несколько названий «руен», «ревун», «рюин», «хмурень», «верасень». Почему белорусы при выборе названия месяца обратили внимание на этот скромный невысокий кустарник с мелкими, но изысканными цветами, сказать сложно. Можно предположить, что белорусское наименование первый осенний месяц получил благодаря медоносному вереску, с которого пчелы берут последнюю вязку нектара как раз в это время. Кустарник растет повсюду, его даже называют трансконтинентальным. Ученые подсчитали, что именно вереску среди всей прочей растительности принадлежит пальма первенства по числу упоминаний в литературных произведениях. Про первый осенний месяц говорят: «Верасень: у селянiна поўныя гумно и кiшэнь».

ПРИМЕТЫ:

♦ Калi ў вераснi шмат павуцiння — гэта да яснай i халоднай зiмы.

♦ Вераснёўскi гром абяцае цёплую восень.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter