Сингапур: чудо без чудес

Как диктатура закона, интеллект и здоровый образ жизни вывели сингапурцев в мировые лидеры
"В бананово-лимонном Сингапуре..." — знаменитая строчка из “Танго Магнолия” Александра Вертинского пришла на ум, когда наш “Боинг” после многочасового перелета устало коснулся взлетно-посадочной полосы в аэропорту “Чанги”. Из песни слов не выбросишь, но “бананово-лимонные” времена захудалого рыбацкого острова, кажется, навсегда остались в прошлом. Лет десять назад мне в составе группы казахстанских журналистов удалось познакомиться с этой удивительной страной, которая с момента обретения независимости в 1965 году исключительно собственным умом и трудом заработала статус мирового финансового центра в стиле хай-тек.


Первое, что обращает на себя внимание в Сингапуре, — невероятная, буквально стерильная чистота вокруг. Даже там, где идет большая стройка. Извлеченный грунт, весь строительный мусор до его погрузки на транспорт рабочие просто накрывают большим тентом, чтобы грязь не попадала на тротуары или дороги. Мелочь, а приятно. Из таких мелочей там состоит вся жизнь. Например, скамейки на остановках общественного транспорта специально устанавливают наискосок к проезжей части, чтобы люди могли свободно увидеть номер приближающегося автобуса. А еще нас сильно удивило отсутствие автомобильных пробок в современном и высокотехнологичном городе.

— Дело в том, что машины в сто тысяч долларов и больше не каждому по карману, — объяснил нам гид Ли Ванг Мин. — Более того, чтобы стать автовладельцем, сначала надо купить специальное разрешение. Продается оно на аукционе и стоит порядка 75 тысяч долларов. Так что гораздо проще, дешевле и быстрее пользоваться общественным транспортом.

Такая вот забота о чистоте воздуха и здоровье нации. В центре мегаполиса запросто можно натолкнуться на пятачок тропических джунглей. Или поле для гольфа. Сингапурцы буквально помешаны на здоровом образе жизни. В стране много спортивных секций, бассейнов, спортплощадок, и они никогда не пустуют.

В Сингапуре создали идеальные условия для развития бизнеса. “Мы приветствовали каждого инвестора, просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему наладить производство”, — вспоминает в мемуарах основоположник сингапурского “чуда”, бывший премьер-министр Ли Куан Ю. По некоторым оценкам, частные инвесторы хранят в сингапурских банках пятьсот миллиардов долларов. ВВП на душу населения в стране превысил 55 тысяч долларов. По этому показателю сингапурцы почти вдвое опередили нефтедобывающую Саудовскую Аравию, оставили позади Великобританию, Германию и даже США. По индексу человеческого развития страна также на передовых позициях. А начиналось все с укрепления дисциплины и привития уважения к закону. Сингапур не зря называют городом штрафов. Полицейских там практически не встретишь, все фиксируют видеокамеры. И уж если попался на правонарушении — скажем, перешел дорогу в неположенном месте или выплюнул жвачку на тротуар, готовь кругленькую сумму. Кстати, совсем недавно мужчину, выбрасывавшего окурки из окна высотки, оштрафовали на 15 тысяч американских долларов. Вдобавок нарушителя заставили пять часов подметать улицы.

Особая страница в истории острова — борьба с коррупцией. Власти максимально упростили процедуры принятия решений, резко ограничили количество получаемых разрешений и лицензий. Одновременно увеличили срок уголовного наказания за взяточничество и расширили полномочия правоохранительных органов. Они вправе начать расследование в том случае, если госслужащий и его родственники живут явно не по средствам. Причем не следствие, а сам чиновник обязан доказать, что роскошный особняк или навороченный джип он приобрел за честно заработанные деньги. Помимо жесткого кнута государство использовало и сладкий пряник, подняв всем чиновникам и судьям зарплаты до уровня менеджеров частных корпораций, чтобы удержать на госслужбе умных, честных и энергичных управленцев.

Отсутствие коррупции и выгодные условия для иностранных инвесторов привлекли в страну мировые транснациональные корпорации. “Сингапур на собственном примере доказал, что зарабатывать большие деньги можно, не имея золота, нефти или газа, — говорит менеджер финансовой компании Ван Лунь. — Мы сделали ставку на электронику, мало зависящую от внешних факторов и сырья. Это помогло решить проблему безработицы, а Сингапур стал крупнейшим экспортером инновационных наукоемких продуктов.

Стратегия премьер-министра строилась на превращении государства в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии. С этой идеей советник Ли Куан Ю доктор Винсемиус обратился за советом к своему другу, вице-президенту сингапурского отделения “Бэнк оф Америка”. Тот подвел его к большому глобусу и провел трехминутный урок географии: “Взгляните: финансовый мир начинается в Цюрихе. Его банки открываются в девять утра. Чуть позже начинают работу банки во Франкфурте, еще позже — в Лондоне. После обеда банки в Цюрихе закрываются, затем закрываются банки во Франкфурте и в Лондоне. В это время банки в Нью-Йорке еще открыты. Таким образом, Лондон направляет финансовые потоки в Нью-Йорк. К тому времени, когда закроются нью-йоркские банки, они уже переведут финансы в Сан-Франциско. С момента закрытия банков в Сан-Франциско до девяти утра швейцарского времени в финансовом мире ничего не происходит. Находящийся посередине Сингапур до закрытия банков в Сан-Франциско сможет принять от них эстафету и в течение рабочего дня перевести финансовые потоки в Цюрих. Таким образом, впервые в истории станет возможным круглосуточное банковское обслуживание”. Так Сингапур стал крупнейшим финансовым центром не только в регионе, но и в мире.

К истории развития независимого Сингапура сегодня присматриваются многие страны. Уникальный опыт азиатского “льва” весьма полезен и для нашей страны. В Сингапуре уже функционирует представительство Белорусской калийной компании, через которое обеспечиваются поставки калийных удобрений в Юго-Восточную Азию. Аналогичные перспективы открываются в сфере сложнотехнического машиностроения. Знаменитый Китайско-Сингапурский индустриальный парк в городе Сучжоу вполне может служить моделью для Китайско-Белорусского индустриального парка. А высокотехнологичные корпорации из Сингапура могли бы стать его резидентами. “Вектор нашей политики сосредоточен на реализации крупных инвестиционных проектов. Для этого необходимо привлекать финансовые ресурсы стратегических инвесторов, и Сингапур — один из наиболее подходящих партнеров”, — убежден директор белорусской инвестиционной компании Роман Осипов.
За 50 лет независимости Сингапур выбился из бедного отсталого государства в мировые лидеры. Можно, конечно, по-разному относиться к его модели, к личности самого Ли Куан Ю, правившего страной более 30 лет. Возможно, демократом его и не назовешь. Но люди сравнивают, каким был Сингапур в начале пути и каким он стал сейчас. А это сразу снимает многие вопросы и претензии.

В тему:

Так говорил Ли Куан Ю

- Наше кредо: либо производить товары и услуги дешевле и лучше, чем другие, либо погибнуть.
- Я был убежден, что наши люди ни в коем случае не должны были развить в себе привычку надеяться на чью-то помощь. Если мы хотели преуспевать, то должны были надеяться только на самих себя.
- Нам следовало воспитать новое отношение к работе, наиболее важной частью которого было то, что заработная плата должна была зависеть от результатов работы, а не от затраченного на нее времени.   
- Ценным активом были наши люди: трудолюбивые, бережливые, стремившиеся учиться.
- Слабые люди голосуют за тех, кто обещает вести по легкому пути, в то время как на самом деле таких путей нет.

konon@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter