Синдром Питера Пэна: нужно ли перевоспитывать кидалта?

Синдром Питера Пэна

Не делайте из детства культ

Пять лет назад Всемирная организация здравоохранения официально причислила к молодежи мужчин и женщин от 18 до 44 лет включительно. Теперь зрелый человек, по крайней мере в понимании ВОЗ, — это уже начиная с 45. Причин для изменений нашлось множество: в числе прочих — растущая средняя продолжительность жизни, а также «эпидемия» инфантилизма, охватившая современное поколение от 25 до 40. Психологи утверждают: сегодня кидалты (взрослые люди, которые отдают много времени занятиям, считающимся прерогативой детей и подростков) — распространенное явление не только в западных, но и в постсоветских странах. Представители поколения 1990-х все чаще отказываются вести образ жизни, соответствующий их социальному статусу: уклоняются от вступления в брак или заводят семью чисто номинально, продолжая пропадать у родителей, боятся рожать детей и мечтают о том, чтобы их постоянно окружали заботой.


Многие родители 30-летних сыновей и дочек на тематических форумах и в социальных сетях, во время задушевных бесед с близкими делятся наболевшим: выросшие чада не устают на собственном примере доказывать правдивость поговорки «большие детки — большие бедки». Хотя, конечно, все познается в сравнении. Не злоупотребляют спиртным, не пробуют наркотики, не состоят и не привлекаются. И на том спасибо. Но о самостоятельности, ответственности за свою жизнь и поступки тоже речи не идет.

— Дочка вышла замуж в 28 лет, — рассказывает Олег Михайлович. — Квартира им с мужем досталась после смерти бабушки, так что эта проблема сходу оказалась решена. Вот только, переехав, моя Оксана решила особо не заморачиваться: готовить она не умеет, поэтому раз в три дня жена ездит туда с сумками, полными деликатесов. Помогает делать уборку. А дочка — то по салонам красоты, то на какие-то квесты. Зять наш, к слову, работает фрилансером, то есть попросту сидит целыми днями дома за компьютером. Играет в стрелялки, делает букмекерские ставки, прогнозируя итоги различных спортивных соревнований. Когда проигрывает по-крупному, просит жену поговорить с мамой, чтобы та дала денег в долг. Я сначала возмущался, пробовал что-то доказать жене, пару раз пристыдил дочь. Но толку никакого. О внуках приходится только мечтать: великовозрастные балбесы живут только ради себя, не хотят взрослеть, становиться родителями, отвечать хоть за что-то или кого-то. Считают абсолютно нормальным, что в их возрасте они питаются и одеваются за счет родителей. Ничего не скажешь — выдали дочку замуж. Вместо одного безалаберного ребенка получили двоих!


— Моему сыну скоро 32 года, у него двое своих детей. Каждые выходные и как минимум дважды среди недели все их семейство проводит у меня, — делится Вера Юрьевна. — Это выглядит так: я предварительно наготовлю еды, ребята сметут все подчистую, а потом бабушка занимается внуками, а старшие детки сидят в телефонах, смотрят фильмы по ноутбуку или общаются по скайпу. Пару раз набиралась храбрости сказать, что мне, вообще-то, в свои 56 лет еще хочется пожить для себя, съездить в выходные к подруге на дачу, а вечерком в среду, например, сходить в бассейн. Да и денег не хватает постоянно кормить ораву. Они привезут два мороженых или шоколадку — это считается знаком внимания. А мать тратится на первое, второе, фрукты. Но так и не решилась на серь­езный разговор. Испугалась, что обидятся и вообще перестанут приезжать…

— А что вам мешает заняться своей жизнью, а не жизнью детей? С другой стороны, у вас хотя бы внуки есть, — подключается к беседе в соцсетях еще одна недовольная мама. — Моей дочери 34, сыну 36. Она не замужем, он не женат. И, судя по всему, что-то менять в своей жизни они не собираются. Дочка говорит: боюсь рожать, это же такая ответственность! Не справлюсь. Вместо женских и материнских радостей — работа, дом, фитнес, поездки на море два раза в год, встречи с друзьями. Живут мои детки с родителями, в материальном плане у них никаких забот — коммуналку оплачиваем мы с мужем, продукты тоже мы покупаем. Спасибо, что хоть в своих комнатах сами убираются.

Вошедший в наш обиход неологизм «кидалт» (kidult) образовался путем слияния двух английских слов — kid (ребенок) и adult (взрослый). Кидалтами называют людей, отказывающихся осознавать себя взрослыми в полной мере: они, к примеру, в свои 25—30 лет с большим удовольствием смотрят мультики, играют в компьютерные игры, коллекционируют игрушки, собирают конструкторы. Несмотря на то что термин «кидалт» считается современным, культ детства некоторые исследователи относят еще к позапрошлому веку, а впервые в психологию это понятие вошло в 1983-м. Именно тогда психолог Дэн Кили написал книгу «Синдром Питера Пэна, или Мужчины, которые никогда не повзрослеют», посвященную последователям героя известного произведения Джеймса Мэттью Барри.

Дэн Кили описывал взрослых мужчин, не желающих вести образ жизни, соответствующий их социальному статусу. Такие ребята уклоняются от вступления в брак, не хотят заводить детей, при этом ищут подругу, которая будет заботиться о них и снисходительно относиться к их увлечениям. Кили полагал, что 90 % кидалтов — мужчины. Но в современном мире это явление присуще 50 на 50 как представителям сильного, так и прекрасного пола. Просто к инфантильной тридцатилетней «вечной девочке» общество относится терпимее, чем к ее так и не повзрослевшему психологически ровеснику.


— Нужно ли перевоспитывать кидалта? Сложный вопрос. Это как раз тот случай, когда до «диагноза» лучше дело не доводить, — объясняет заведующая психологическим отделением минского Городского клинического психиатрического диспансера, главный внештатный психолог Комитета по здравоохранению Мингорисполкома Татьяна Ушакевич. — Потому что в 30 лет намного сложнее вытягивать себя, как Мюнхаузен за косичку, из болота под названием «виртуальная жизнь» или «эскапизм» (бегство от реальности). Нужен мощный триггер — например, настоящая страстная любовь, желание измениться ради другого человека. Или же гораздо более трагичный повод — смерть родителей, которые заботились о своем выросшем ребенке и позволяли ему долго не взрослеть. Но если второе, увы, неизбежность, то первое посетит в течение жизни далеко не каждого кидалта. Именно поэтому лучше все делать вовремя, в том числе воспитывать в детях ответственность.

Простейший рецепт — позволяйте сыну или дочери самостоятельно принимать решения начиная уже с 5—6 лет. Разумеется, те, которые соответствуют их развитию. Если что-то не получается, не кидайтесь сразу помогать, не пытайтесь сделать за ребенка. Лучше вместе проанализируйте неудачу и подскажите другой вариант действий. Приучайте к труду, к ответственности (для этого отлично подойдет домашний питомец — выгул, уход, кормление). Обсуждайте семейный бюджет. Забудьте фразу «денег нет». Аргументируйте, почему вы не можете покупать ребенку все, что он хочет. В то же время поощряйте желание сына или дочки что-то купить для вас на подаренные, первые заработанные в студотряде или во время производственной практики деньги. Очень важно обсуждать со школьником различные бытовые ситуации, семейные проблемы. Спрашивать, что происходит в его жизни. Но при этом постарайтесь воздержаться от ультимативных советов. Пусть он сам расскажет, как хочет поступить в том или ином случае, а вы деликатно направите его, если вдруг поймете, что он неправ. И еще развивайте дисциплину. В этом деле отличным помощником будет спорт.

Но, отмечает Татьяна Ушакевич, есть еще один важный нюанс: часто родители сознательно воспитывают детей-кидалтов. Потому что им так удобно: не нужно приспосабливаться к взрослому человеку, выстраивать отношения с ним как с равным. Проще продолжать ставшую привычной ролевую игру: всезнающая, заботливая мама и неразумное дитя, которое постоянно нуждается в опеке. Смысл жизни таких родителей — забота о своем ребенке. Если он вырастет не только физически, но и психологически, мамы и папы словно исчезнут: ведь они просто не знают, что значит жить для себя.

О  том, что кидалты в современном обществе правят бал, говорит и такой факт: во многих странах возрастные критерии понятия «молодежь» пересматриваются в сторону увеличения. Если в конце прошлого века в СССР и Западной Европе верхний рубеж был 28—29 лет, то сегодня государственные программы и национальные проекты по льготному кредитованию жилья и финансовой помощи молодым семьям действуют и для тридцатилетних. Недавно законопроект о молодежной политике был внесен на рассмотрение в российскую Госдуму. Помимо прочего, он предполагает повышение определения возраста молодежи до 35 лет (сейчас к этой возрастной категории относят граждан от 14 до 30). В Беларуси молодой семьей, которая вправе рассчитывать на выделение льготного кредита, считается та, где хотя бы один из супругов не достиг 31 года. А молодые ученые в нашей стране — специалисты до 35 лет.


— Давайте сразу определимся, что мы понимаем под словом «молодежь». Если это характеристика внешнего вида человека, то молодым, полным сил, жадным до новых впечатлений можно ощущать себя даже в 80 лет, были бы здоровье и соответствующее настроение, — говорит член Постоянной комиссии Национального собрания Республики Беларусь по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Марина Шкроб. — Современное поколение 30—40-летних людей, действительно, выглядит моложе и энергичнее, чем их родители и бабушки с дедушками в том же возрасте. В Советском Союзе вообще взрослели рано. Вспомните 16-летних командиров полка в Гражданскую войну, несовершеннолетних героев Великой Отечественной. Время было такое: детство порой заканчивалось, не успев начаться. Да и в более поздние годы мальчики и девочки отличались серьезностью, ответственностью, целеустремленностью. В 7 лет ребята становились октябрятами, в 9 — пионерами, в 14 — комсомольцами. С этих же 14 лет начиналась уголовная ответственность по ряду статей, тогда же в СССР молодые люди могли работать (с разрешения родителей и комиссии по делам несовершеннолетних). Школу в то время заканчивали взрослые не только по паспорту, но и по мировоззрению юноши и девушки. Сейчас, безусловно, дела обстоят иначе: 18-летние выпускники часто могут выглядеть на свои годы и даже старше, но по психологическому развитию это еще подростки.

Если же мы говорим «молодежь», подразумевая какие-то социальные аспекты, здесь ситуация другая. Молодежная политика — это свое­образный сплав социальной заботы и экономических задач, которые должно решить государство. С этой точки зрения не считаю, что нам нужно увеличивать возраст молодых семей, ведь важно не только помочь материально, скажем, нуждающимся в улучшении жилищных условий, но и простимулировать деторождение. Мы вкладываем в молодежь инвестиции в надежде на то, что они дадут хорошие дивиденды в виде демографического роста. Почему мы должны способствовать прогрессирующему инфантилизму 35-летних мужчин и женщин, которые хотят жить исключительно для себя и, к примеру, не желают заводить детей, съезжать от родителей? Это их жизненный выбор, мы не имеем права запрещать, но и приветствовать такое не обязаны.


В ТЕМУ

Есть несколько причин, по которым люди становятся кидалтами. Воспитание в семье, где родители окружали ребенка гиперопекой, — только одна из них. Немаловажную роль играет желание человека уйти в себя от проблем, которые преподносит взрослая жизнь. Кроме того, в современном обществе полно интровертов (спасибо культуре знакомств в интернете и социальных сетей!), которым сложно взаимодействовать с людьми, принимать решения, общаться.

Третьей причиной психологи называют «культ молодости». На экране телевизора и на глянцевых обложках модных журналов в 99 % случаев мелькают только молодые, успешные и веселые люди. В результате старость у молодежи ассоциируется с бедностью, немощью и тоской. Опасаясь столкнуться с проблемами, которые приносит пожилой возраст, кто-то идет к пластическому хирургу за «новым лицом и телом», а кто-то погружается в виртуальный мир, в котором можно спрятаться за аватарку и в 50 лет прикидываться 20-летним.

КСТАТИ

Перегружаете ребенка развивающими кружками? Обратная сторона образованности — усталость от нее. К 16—18 годам такие дети могут заявить, что устали от всего, и намертво засесть за компьютер. Поэтому лучше всего прислушиваться к сыну и дочери: с радостью ли они ходят на занятия по музыке или на тренировку в спортзал? Не воротит ли их от иностранных языков, которым обучают не только в школе, но и на дополнительных уроках у частного репетитора? Если учение все чаще ассоциируется у ребенка с мучением, нужно позволить ему разгрузить голову и отказаться от надоевших предметов.

konopelko@sb.by

Фото pixabay.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter