Вход Господень в Иерусалим - для православных один из двенадцати главных праздников

Символы праздника

Православные христиане в ожидании одного из их двенадцати главных праздников — Входа Господнего в Иерусалим. Если о евангельских событиях, которые лежат в основе этого праздника, рассказывается из года в год достаточно подробно, то о его символах известно в меньшей степени.

Праздник Входа Господнего в Иерусалим по-другому называют Вербным воскресеньем. Это название ему дал его символ — веточка вербы. На самом деле традиция освящать вербочки в воскресенье, предшествующее Пасхе, принята не у всех православных. Согласно Евангелию на дороге, по которой Христос въезжал на молодом осле в Иерусалим, постилали пальмовые ветви. С одной стороны, так встречали победителей воинских сражений. С другой — пальма в Иудее считалась символом близости к Богу. Так встречали только царей. Там, где пальма является не экзотическим растением, а весьма распространенным в естественном климате, праздник именуют Пальмовым воскресеньем. В нашем православном календаре это название указано несколько иначе — Неделя вайи, что по сути одно и то же.

Духовный смысл в принесении зеленых ветвей пальмы или веточек с побегами листьев — отдание славы Победителю над смертью, признание Его Царем всего мира. Так как в наших широтах именно на вербах появлялись первые почки, то их чаще всего и приносили в храм для освящения. Ветвь с зарождающимися листочками — символ обновления, новой жизни.

Чтобы увидеть связь празднуемого события с новой жизнью, необходимо упомянуть о том, что предшествовало всеобщему ликованию народа при встрече Спасителя в Иерусалиме. Евангелие повествует, что накануне Господь воскресил своего друга Лазаря, который четыре дня как умер. Именно это чудо взбудоражило жителей Иерусалима, и многие провозгласили Иисуса из Назарета ожидаемым Мессией. Отсюда радостные крики “Осанна!”, что значит “слава, спасение, радость”. Суббота перед Вербным воскресеньем называется Лазаревой.

Еще один символ замечает святитель Амвросий Медиоланский. Он подчеркивает, что Христа встречают пальмовыми ветвями масличного и финикового дерева, и толкует данное обстоятельство следующим образом: “Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы переселимся в свет небесного отечества”.

Почему Христос воссел на осла? Торжественное шествие царей, которые хотели показать своей целью установление мира, отличалось тем, что они ехали не на коне, как воинствующие, а именно на осле. К тому же данный факт был исполнением древнего пророчества. У пророка Захарии в 9-й главе говорится: “Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной”. Действительно, евангелист Матфей подчеркивает, что Господь въезжает в город на ослице и осленке. Согласно объяснениям толкователей подъяремная ослица символизирует евреев, находящихся под ярмом закона, а необъезженный осленок — непросвещенных язычников. Своим шествием Господь показал, что пришел воцариться над теми и другими. Как известно, осел является упрямым животным. Скорее всего, необъезженный осленок мог спокойно двигаться только вместе с ослицей. Его упрямство сопоставлялось с непокорностью богоизбранного народа, о чем повествуется на страницах Библии. Евангелисты особо подчеркивают, что на осла до описываемого события никто никогда не садился. Тем самым подчеркивается ритуальная чистота животного и возможность принесения его в жертву Богу.

Знаменательно и то, что для своего торжественного шествия Господь выбирает день, когда перед Пасхой избирали непорочного агнца. Это прямо указывает на замену ветхозаветных жертвоприношений искупительной жертвой Спасителя мира. Вход Господень в Иерусалим символически означает Второе Пришествие Христа. Если в своем воплощении Он явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель, то во Втором — предстанет как Царь мира и Судья.

Отметим также, что Иерусалимский храм образно представляет собой сердце человека. Когда Христос закончил свое торжественное шествие и вошел в храм Соломонов, Он “выгнал всех продающих и покупающих в храме и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей”, сказав, что “дом Мой домом молитвы наречется”. Тем самым Господь говорит нам, что Бог почивает только в чистом сердце. Поэтому к празднику Входа Господнего в Иерусалим каждый верующий в течение сорока дней поста должен был позаботиться о духовном очищении своей души, обновлении себя. Тот, кто преуспел в этом, обязательно ощутит особую радость наступающего великого праздника.

Протоиерей Евгений Свидерский
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter