Европе пора избавиться от ощущения неопределенности

Символически и по существу

За первую после отпуска неделю Ангела Меркель, словно стараясь напомнить всем о том, кто остается лидером континента, устроила настоящий марафон: шесть городов за шесть дней, встречи с 15 лидерами европейских стран и одним принцем. И хотя принц Уильям — единственный британец, с которым встретилась канцлер ФРГ, всерьез к этому относиться не стоит: и встреча была мимолетной (на праздновании 70-летия образования земли Северный Рейн-Вестфалия), и “брекзит” на ней не обсуждался: не с королевскими особами об этом говорят. О “брекзите” фрау канцлерин говорила во время всех остальных визитов: Европе пора избавиться от ощущения неопределенности.

Первыми, с кем Ангела Меркель встретилась на этой неделе, стали президент Франции Франсуа Олланд и премьер-министр Италии Маттео Ренци. Последний анонсировал встречу амбициозно: “Все итальянцы должны гордиться тем, что канцлер Ангела Меркель и президент Франсуа Олланд приедут в Италию, чтобы перезапустить Европейский союз”. Место для “перезапуска” выбрали символичное: остров Вентонене, где в 1941 году, находясь в фашистском лагере, Альтиеро Спинелли вместе с Эрнесто Росси написали манифест “За свободную и единую Европу”. Он вошел в историю как “манифест Вентонене”, а самого Спинелли называют не иначе как “отцом-основателем ЕС”. Переговоры шли на авианосце “Джузеппе Гарибальди”, который занимается координацией операций по спасению мигрантов на море. В общем, символизма было много, содержания куда меньше.

Все понимают, что “перезапустить” ЕС необходимо, но мало кто способен сегодня четко сформулировать механизм “перезагрузки”. К тому же внешнеполитическая эта работа осложняется внутриполитическими проблемами, с которыми сталкиваются лидеры трех крупнейших (и, похоже, претендующих на лидерский триумвират) стран Евросоюза. Все трое сталкиваются с падением популярности, самый низкий рейтинг сейчас у Франсуа Олланда: его деятельность на посту президента одобряет лишь 19% граждан Франции — исторический минимум. Президентские выборы пройдут в апреле 2017 года, так что главная задача Олланда на сегодня — повышение собственного рейтинга, а для этого нужны серьезные решения, которые в большинстве случаев общеевропейский дом не укрепляют.

В Германии парламентские выборы пройдут осенью 2017 года, и Ангеле Меркель о своих рейтингах тоже приходится думать ежедневно. Они, конечно, упали с приездом миллиона мигрантов в Германию, но шансы победить на выборах у нее значительно выше, чем у Франсуа Олланда. Но первым под удар попадет молодой и харизматичный итальянский премьер Ренци, которому уже этой осенью предстоит референдум по конституционной реформе. Если он этот референдум проиграет (а такая вероятность существует), то, скорее всего, покинет свой пост. И все это на фоне набирающего силу популистского движения “Пять звезд”.

Де-факто лидер Евросоюза Ангела Меркель сталкивается с проблемами не только внутренними, но и внешними. Например, со стороны Восточной Европы — стран, с которыми долго не считались, полагая, что они должны быть благодарны за одно только пребывание в ЕС. Но время благодарности если и было, то прошло, настало время отстаивания собственных интересов. На этой неделе Ангела Меркель посетила Таллин, Прагу и Варшаву, причем в Варшаве она встретилась не только с руководителями Польши, но и с лидерами стран “Вышеградской четверки” — Венгрии, Польши, Словакии и Чехии. Все они известны своим, мягко говоря, скептическим отношением к приему мигрантов, в каждой из стран существуют сильные партии евроскептиков. Подготовка к визиту фрау канцлерин в Прагу заняла почти два года: она не хотела ехать в страну, так активно выступающую против мигрантских квот. В Варшаве кроме мигрантской темы обсуждались российско-украинские отношения, антироссийские санкции (в отношении которых мнения Берлина и Вышеграда расходятся), налаживание отношений ЕС с Беларусью и ситуация в Турции.

Политическая осень в Европе началась и обещает быть активной и жаркой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter