Символ здоровья

В народной культуре верба являлась деревом, символизирующим быстрый рост, здоровье, жизненную силу, плодородие. Молодая, особенно освященная в Вербное воскресенье, верба защищала от стихийных бедствий, нечистой силы, болезней.

У восточных славян было принято хлестать друг друга веточкой вербы, освященной в Вербное воскресенье. Затем эту ветку втыкали в поле, бросали в пруд, прятали за иконы.
Освященные веточки вербы использовались также для защиты от грома, грозы и бури. Русские верили, что ветка вербы, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь — усмиряет его, а посаженная в поле — оберегает посевы. При граде белорусы Витебщины ставили на подоконник пучок освященной вербы, в Карпатах эту вербу жгли в печке при грозе: “чтобы дым отвел грозу, а дьявол при этом не спрятался в трубе”. Аналогичные действия во время грозы и бури характерны для чехов, словаков и южных славян. Сербы и поляки делали из освященной вербы кресты: их втыкали в пахотную землю для защиты урожая от града.
Без освященной вербы обычно не обходились первый выгон скота в поле и первая пахота. У белорусов она хранилась за иконами весь год до нового Страстного понедельника, когда ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом половину веток освященной вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.
У всех славян верба считалась целительным средством. Сербы и македонцы опоясывались ею при жатве, чтобы не болела спина. Белорусы окуривали ею больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее и можжевельника отвар и пили при больном горле, желудке, при лихорадке, употребляли для примочек от опухолей и ушибов. Сербы заваривали как чай вербу, лежавшую под стрехой в канун Юрьева дня (6 мая). У поляков больной “передавал” свою болезнь вербе: сначала он опоясывался соломенным перевяслом, а потом скрытно от всех шел к молодой вербе и опоясывал ее тем же перевяслом: верба будто бы забирала лихорадку себе.
В то же время старую вербу славяне считали прибежищем черта. По представлениям белорусов-полешуков, черт сидит на вербе с Крещения до Вербного воскресенья (до этого он обитает в лозе, а после Вербного воскресенья — в воде, на яворе и в жите). Крестьяне Витебщины верили, что черти весной отогреваются на вербе, а после того как ее осветят в Вербное воскресенье, они падают в воду, поэтому до Пасхи нельзя пить воду, зачерпнутую под вербой. При этом черти, по белорусским и украинским поверьям, предпочитают сухую, дуплистую вербу: здесь можно вспомнить народную поговорку: “Улюбiўся, як чoрт, у сухую вярбу”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter