Закреплено в ДНК

Никогда ни от одного человека из близкого и дальнего окружения я не слышала ни одной фразы, которая могла бы рассматриваться, даже отдаленно, как цинизм по отношению к событиям военных лет. Основная причина даже не в том, что уважение к памяти героев и жертв войны прививается у нас с малых лет. Для каждого белоруса в Великой Отечественной есть что-то глубоко личное. И это неудивительно, поскольку на небольшой территории, где все через одного-двух знакомых уже родственники, каждый третий погибший во время этой войны — обязательно чей-то близкий. На нашей земле были сожжены почти 13 тысяч деревень и местечек, действовали около 600 лагерей смерти. Тростенец, Озаричи, Масюковщина... Список далеко не полный. Независимость далась нам очень и очень нелегко. И тем она ценнее во сто крат.
По горсточке земли
По воспоминаниям моей бабушки Марии Егоровны Бусел, жительницы деревни Дрозды Минского района, землю для кургана в Смолевичский район они с дедом и еще несколькими семьями везли вместе — от каждого двора по небольшому ведерку. Вопроса, зачем это нужно было делать, у сельских тружеников даже не возникло — примерно пятая часть Кургана Славы насыпана «всем миром». Кстати, участвовали в работе не только белорусы. Очевидцы вспоминали, что у холма стояли длинные очереди людей, привезших землю со знаковых мест сражений и городов-героев: Москвы, Ленинграда, Волгограда, Севастополя, Одессы, Киева и других. В этом был глубокий смысл: вместе воевали и побеждали — вместе воздаем честь героям-освободителям.Сейчас, проезжая мимо величественного памятника на 21-м километре Московского шоссе, я всегда думаю о том, что в нем есть часть и моей малой родины. А благодаря бабушке и деду — вклад нашей семьи в общее дело. И на сердце становится тепло. «У Кургане Славы жменя да жменi лягла зямля з гарадоў-герояў i iншых месц жорсткiх баёў, з гарадоў i сёл, якiя навек праславiлi сябе ратнымi i працоўнымi подзвiгамi дзеля свабоды i незалежнасцi савецкай Радзiмы…» — гласит надпись на мемориальной плите.
Самый масштабный, но не единственный
Курган Славы расположен на том месте, где летом 1944 года была разгромлена 105-тысячная группировка гитлеровских войск. Это событие вошло в историю как Минский котел. За пять недель Красная армия нанесла тяжелое поражение крупнейшему военному соединению — группе армий «Центр» и полностью освободила Беларусь. С момента своего открытия Курган Славы пережил несколько реконструкций. Сейчас он входит в мемориальный комплекс «Хатынь», а также числится в списке историко‑культурных ценностей Республики Беларусь. Это самый масштабный памятник такого рода, но не единственный в стране.Если начинать издалека, то традиция возводить курганные могильники появилась на наших землях еще в бронзовом веке. Наверное, ни в одной стране бывшего СССР нет такого их количества, как у нас, — настоящий рай для археологов. С приходом нового времени народные традиции сохранились. Эта форма стала использоваться уже для увековечения памяти героев Великой Отечественной войны. Одним из первых послевоенных курганов стал восьмиметровый оршанский, открытый 9 мая 1966 года. Аналогичные сооружения имеются в Полоцке, Гродно, Гомеле, Мстиславле, Кричеве, Сенно, Лунинце и других населенных пунктах. У подножия монументов проводятся торжественные мероприятия, несут вахты памяти школьники, гуляют парочки и мамы с детьми. Жизнь продолжается. Главное — помнить о тех, благодаря кому у нас есть будущее.
Первую горсть земли для Кургана Славы взяли с места гибели экипажа бомбардировщика ДБ-3ф под командованием Героя Советского Союза Николая Гастелло.
КСТАТИ
На вершине холма Кургана Славы — композиция из четырех штыков. Они символизируют четыре фронта — 1-й, 2-й, 3-й Белорусские и 1-й Прибалтийский, которые освобождали нашу землю. Основание штыков опоясывает кольцо с барельефными изображениями советских воинов и партизан.
bebenina@sb.by