Впервые в нашей стране установили памятник донору органов. Скульптор и дизайнер Максим Петруль — о том, как создавал уникальное художественное произведение «Ангел»

Символ надежды

В стране впервые появился памятник донору органов: скульптуру «Ангел» установили возле Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии


Пациенты, которых спасла органная трансплантация, бесконечно благодарны людям, подарившим им жизнь. Медики не раскрывают данные о донорах, поэтому, чтобы почтить память своих спасителей, пациенты идут в церковь. А еще закладывают аллеи Памяти. Есть такие в России, Украине и Молдове. В этом году появилась и у нас, в Бресте. Более того, в республике впервые установили памятник донору органов. Скульптор и дизайнер Максим Петруль рассказал корреспонденту «Р», как создавал свое произведение «Ангел».

На грани

Со смертью жизнь не заканчивается. В этом чудо трансплантологии, благодаря которой живой орган умершего донора после пересадки поддерживает полноценную жизнь реципиента, тоже умиравшего до операции. По словам специалистов, один посмертный донор может спасти семь-восемь жизней, отдав две почки, два легких, печень, сердце, поджелудочную железу, а еще кожу и роговицы глаз.

Символом донорства во имя спасения жизни в нашей стране стал «Ангел». Его установили возле нового корпуса Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии. В скульптуре, как считает автор Максим Петруль, показана очень тонкая грань, на которой всегда работают и трансплантологи.

— Для меня это новая тема. Удивительно, как сегодня продвинулись медицинские технологии, — говорит Максим Петруль. — Фантастика: врачи дарят людям новую жизнь! Поэтому ангел — знак веры тех, кто надеется на ее продолжение. Я много изучал, что такое ангел в культурных традициях, истории искусства. Узнавал об ангелах, которыми расписаны соборы. Ведь существует целая ангельская иерархия: херувимы, серафимы... Для серьезного произведения требуется ряд неотъемлемых составляющих. Думаю, в данной ситуации все так и сложилось. Олег Руммо и Олег Калачик — заказчики с высоким уровнем культуры. Обратились ко мне, чтобы я создал художественное произведение — образ «Ангела» как символ веры и памяти одновременно о тех, кто отдал свои органы и ушел и кто надеется на продолжение жизни.

— Хотелось сделать что-то, что ассоциировалось бы с вечной жизнью, — рассказывает заместитель директора МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии Олег Калачик. — Это трансплантационный ангел: он пустой внутри. Оставил органы тем, кому они нужны.

Однако, кроме художественной пластики, требовалась определенная среда, соответствующее пространство, чтобы образ заработал полноценно. В этом помог архитектор Вадим Дражин.

— Участие в проекте — это вклад в развитие искусства, обогащение территории центра, — делится Вадим Дражин. — Скульптору весьма значима поддержка архитектора. Тогда его произведение приобретает особенное звучание. Здесь сформировалась уникальная зеленая зона при строительстве корпусов. В основе площадки для «Ангела» — крест как символ христианства и медицины. В данном случае он и функционален. Одна его часть — это пешеходная связь, а другая — место перед скульптурой. Мы добавили фонари, которые вечером создают обильное освещение, сохранили деревья. Обходная дорожка даст возможность наблюдать творение по периметру.


На контрасте

Ангел, которого воплотил в скульптуре Максим Петруль, статичен, он сложил крылья. Не идет на взлет, ведь кому-то нужна его помощь. У него есть только намек на лицо. Внутри полое сердце: это означает, что донор отдал свои органы во имя других людей.

— Ангел — это метафизическая фигура. Он живет в нашей системе веры и убеждений, связывает нас с чем-то трансцендентным. С одной стороны, это опустошенный образ, с другой — образ надежды, — поясняет скульптор. — Противоречивые понятия, а вместе с тем они уравновешивают друг друга. Опустошенное сердце светится, жизнь продолжается.

Людмиле Ильющенко из Бреста, участнице сообщества «Донорство. Диализ. Трансплантация», пересадили печень в 2013 году. С этого момента, утверждает Люда, в ней течет жизнь донора и ее собственная. Трансплантация — это область веры, надежды, жертвования, жизни. Об этом и скульптура «Ангел».

— Памятник донорам очень важен для нас. Это память и в то же время напоминание о важности донорства в целом. Знак признательности и благодарности дарителю за шанс на новую жизнь. Огромное спасибо донору, — говорит моя собеседница. — Борьба между жизнью и смертью, которая шла у меня до трансплантации, после операции сменилась полноценной жизнью. Я каждый день радуюсь солнцу и даже дождю, чего раньше не замечала.

Роза Нилова, давшая согласие на изъятие органов у трагически погибшей дочери, положительно относится к созданию памятных аллей и скульптур.

«Ангел» — символ веры и памяти.

— Мне это ценно даже не как матери донора, а в целом. Я представляю себя на месте реципиента, для которого памятник донору — возможность отблагодарить его, принести цветы. Реципиенты могут здесь собираться, делясь друг с другом своими проблемами и успехами.

К слову, два с половиной года назад скончался известный белорусский скульптор Александр Ботвиненок. У него были проблемы с почками. Он не успел дожить до того момента, когда найдется донор. Так сложилось, что в его мастерской сейчас трудится Максим Петруль. Именно там полгода он создавал скульптуру, посвященную донорам.

— Сначала все было вылеплено руками, далее отливалось из бронзы, обрабатывалось и патинировалось, — восстанавливает ход событий автор. — Скульптура намеренно сделана черно-золотой как некий контраст между жизнью и смертью, божественным миром и миром человеческим, прошлым и настоящим.

Действительно, это не памятник конкретному донору, который пожертвовал свои органы. В художественной композиции гораздо больше смыслов. Она как классическое литературное произведение — обо всем.

Максим Петруль известен тем, что делает изящные, философские, экстравагантные творения, для которых необходимо особенно чуткое восприятие. Его работы находятся в коллекциях по всему миру.

— Для серьезного рассмотрения художественных произведений нужен подготовленный зритель, и я рад, что такими зрителями стали Олег Олегович Руммо и Олег Валентинович Калачик, уникальные в своем деле специалисты, — добавляет скульптор.

Но главный зритель, для которого создает произведения Максим Петруль, по его словам, — это Создатель.

— Творю для него. Каждая идея — это дар Божий. Ты живешь с темой скульптуры, думаешь о ней, накапливаешь материал. Я смотрел работы коллег, церковных художников, размышлял о разном.

Как художник Максим Пет­руль вкладывает в произведения свои личные переживания. Когда скульптор лепил ангела, у него скончалась в этой больнице тетя от неизлечимого заболевания крови. Событие обострило проблему осмысления жизни и смерти.

— Как вас изменила эта работа?

— Каждое произведение как путешествие, из которого ты возвращаешься другим человеком. Оно влияет на тебя, меняет. И я думаю, что у тех, кто будет сталкиваться с моим ангелом, тоже будут происходить изменения в сторону божественного.

kosiykova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter