Симпатичные песни волка

В Национальном академическом драматическом театре им. Я.Коласа прошла премьера "Песни волка"...

В Национальном академическом драматическом театре им. Я.Коласа прошла премьера "Песни волка" в постановке директора и художественного руководителя театра Валерия Анисенко. Можно сказать, что для непотопляемого мастера художественного слова, любителя "дать атмосферы" Чехову (о выездных пленэрах Анисенко, когда он еще руководил РТБД с "Чайкой" и "Дядей Ваней", в уютном дачном поселке под Минском до сих пор ходят легенды) нынешняя премьера - "дебют на базаре". Вернее, на театре. Это первый спектакль Анисенко в должности худрука. Оттого и внимание к нему и со стороны коллектива, и от критики самое пристальное. "Я могу говорить!" - сказал седой режиссер. Услышат ли?


Сколько ни говори "халва"...


Труппе еще только предстоит распробовать на вкус притчу любителя площадного искусства, главного режиссера Молодежного театра эстрады Вячеслава Панина, приноровиться к ней. Этот материал - не уютное домашнее кресло, где можно расположиться с бокалом вина и, чем черт не шутит, заснуть. Он угловат и заковырист. При одном неверном движении историю можно превратить как в "Маугли" для взрослых, так и в булькающую кипятком шекспировскую драму.


Индивид и стая, любовь и коллективный долг - темы вечные. Но зачин, несомненно, хороший, если и не искоренить сегодня в нашем театре бульварщину (что делать, деньги зарабатывать всем надо, и не мы ли сами хотим видеть на сцене не абсурдистские кроссворды Пинтера или убаюкивающую мизантропию Беккета, а нормальный адюльтер), то хотя бы можно попытаться шагнуть в сторону небанального материала. Актеры должны, не боясь, присвоить материал, как голодный воришка гуся на ярмарке. Сколько ни говори "халва", во рту сладко не станет. Пока не появится искра, дым не пойдет. Отвлеченную от быта пьесу надо наполнить собой, своими потом и характером.


Для раскачки, органичного вхождения в образ - играть животное действительно сложно - на что опереться? Можно посоветовать актерам пересмотреть начало фильма "Слуга" Абдрашитова, где Олег Борисов рычит на волка. Вот где сталь и характер. Сколько агрессии во взгляде и в рыхлых старческих зубах! Ровно столько, что хватило на то, чтобы волк убежал в лес, как испуганный котенок, не налакавшийся молока.


Градус напряжения не снижать


Витебская публика, пришедшая на премьеру с зонтиками вместо цветов, в вечер спектакля, без преувеличения, светилась. Театру над Двиной, на мой взгляд, вообще грех жаловаться: он всегда был вписан в систему координат культурного досуга. И всегда, как герань, тянулся к свету. Как доказательство: 21 октября в Витебске покажут даже французский спектакль из программы минского международного фестиваля "ТЕАРТ" "Ребенку дают слабительное". При мне рассматривал у входа в театр диковинную афишу мужичок в пальто. "Не привести ли на этот театральный аттракцион домочадцев?" - видимо, вертелась в голове, как сверло, полезная мысль. Глядя на мужичка, который, скорее всего, пойдет и на устремившего свои юмористические лыжи в Витебск Евгения Петросяна, подумал о том, что театральный голод в городе есть. И существует публика. Со своими знаниями и понятиями. И - вот сон и мечта любого московского капризульки от Серебренникова до Ширвиндта! - публика здесь по-хорошему (или по-плохому?) всеядна и благожелательна и примет любые выкрутасы. Жаль, что не проходит в областном центре свой театральный фестиваль, где бы мамонты и зубры ремесла могли бы не только показать свои лучшие работы, но и как следует побазарить за бокалом чая.


Глубокое. Далее - везде!


Пристегивая премьерную бабочку в кабинете, Валерий Данилович перед спектаклем волновался, как мальчишка:


- Скажу больше: Витебский регион надо как-то, на мой взгляд, оживлять. И я за это берусь. Выпустили спектакль - и повезли его в Глубокое, Поставы, Полоцк, Новополоцк, Ушачи... Витебская область по площади больше Бельгии. Почему мы спим? Отчего нет театрального движения? Все от нашей лености и безразличия.


- Знаете, Валерий Данилович, здание со стороны вокзала, на берегу реки, похоже на спящий, пришвартованный к пирсу корабль, который не понимает, куда ему плыть. Команда орет песни на бочке, пьет ром, идти никуда не хочет. Как удержаться на скользком капитанском мостике?


- Понимаю ваш подтекст. Да, за театром есть дурная слава. Скольких тут съели... Я не боюсь. Сплетников, которые, как змеи, поползли ко мне в кабинет в первые дни назначения, я выставил из кабинета. Началось: этот такой, этот сякой. Не хочу знать. Результат показывайте на сцене. И есть меня незачем. Поработаем и расстанемся, довольные или недовольные друг другом. Хватит страстей. Оставим их для сцены. Давайте работать. По моим ощущениям, актеры отвыкли от внимания и любви. Когда одной из актрис на юбилей я своим директорским решением выписал в качестве подарка нормальный современный плазменный телевизор, у многих был шок. Телевизор! Надо же! Господи, мы что, в каменном веке?! Буфет при мне заработал после перерыва. Там будут вкусные бутерброды. Свет везде зажгли. Рухлядь убрали. Теперь размышляю над пленэром в усадьбе Репина в Здравнево.


- Неугомонный вы, однако.


- Иначе зачем жить?


- Посоветовал бы больше профессиональных понтов актерам. И в бой. Пора утереть нос Минску, который в театральном смысле в последнее время совсем не радует и пичкает "мертвечиной". Пора избавлять Коласовский театр от клише "вечно второго". С премьерой!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter