Силы малые — задачи большие

В предыдущем вестнике “Эхо” мы подробно рассказали о работе Витебской областной инспекции охраны животного и растительного мира. Сегодняшний выпуск полностью посвящен Минской областной инспекции. В ее состав входит областная и 8 межрайонных инспекций: Борисовская, Вилейская, Любанская, Мядельская, Несвижская, Солигорская, Столбцовская и Осиповичская (последняя — с июля нынешнего года). Общая численность инспекторов — 44 человека, в том числе в Минской областной инспекции 10 человек. Численность госинспекторов в межрайинспекциях составляет от 3 до 7 человек. Силы малые, но задачи перед ними поставлены большие. Как они с ними справляются? Об этом корреспондент “НГ” решил узнать у начальника Минской областной инспекции охраны животного и растительного мира Виталия ГРИНЕВИЧА.

— Каждой инспекции определена зона ответственности по обеспечению охраны и контроля за рациональным использованием животного и растительного мира. В текущем году акцент в работе по Минской области делался на взаимодействие с другими государственными и общественными организациями. Работа велась по разработанным планам совместных мероприятий с Управлением внутренних дел облисполкома, областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды, Минским производственным лесохозяйственным объединением, студенческой дружиной по охране природы БГТУ.
В марте была проведена совместная коллегия с Минским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды по проблемам взаимодействия и применения нового природоохранного законодательства. А в начале апреля перед нерестом основных видов рыб состоялось селекторное совещание УВД области и областной инспекции, на котором были откорректированы вопросы, совместной охраны во время нереста.
— Виталий Иванович, надо полагать, что работа инспекторов далеко не ограничивается участием в заседаниях и селекторных совещаниях.
— За десять месяцев нынешнего года по Минской области инспекции охраны животного и растительного мира провели около 2 тысяч контрольных мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений природоохранного законодательства, в том числе более 1400 рейдов и около 400 проверок. Для проведения контрольных мероприятий привлекались представители различных государственных и общественных организаций. В результате за десять месяцев организовано более 550 совместных рейдов по борьбе с браконьерством. Лучше всего организовано взаимодействие по охране с органами МВД. Начальник УВД облисполкома, его заместители с пониманием подходят к проблемам и в части прохождения уголовных дел за нарушение природоохранного законодательства. Поэтому в нынешнем году отказов в возбуждении уголовных дел районными следственными органами по Минской области нет. 
— Поубавилось ли в лесах и на водоемах браконьеров?
— С образованием Госинспекции охраны животного и растительного мира количество браконьеров уменьшается. А с ужесточением административной ответственности браконьер стал осторожнее, его труднее выявить. Поэтому большинство рейдов проводится в ночное время суток.
Наиболее распространены нарушения правил рыболовства, что объясняется легкой доступностью и относительной дешевизной, в отличие от охоты. Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в нынешнем количество нарушений правил рыболовства уменьшилось на 45 процентов, а изъятых сетных орудий лова — на 12 процентов. Нарушений правил охоты стало меньше на 63 процента, лесопользования — на 52 процента.
Необходимо внести поправки и в существующее законодательство в плане взимания штрафных санкций. Ведь порой получается, что задержали нарушителя природоохранного законодательства, составили протокол, выписали штраф, а взыскать возможности нет — он не работает, ценного имущества не имеет. А должно быть так: нет денег на возмещение причиненного ущерба и уплату штрафа — отработай в принудительном порядке эти деньги. Уверен, такая мера позволит еще более эффективно бороться с браконьерством.
Учитывая, что численность госинспекторов по области небольшая, серьезное внимание уделяется работе с населением, предупредительно-профилактической работе. Публикуем много статей в прессе, выступаем по телевидению и радио. Информируем, разъясняем природоохранное законодательство. И это тоже дает определенный эффект. В каждой инспекции работают телефоны “горячей линии” для принятия сообщений от граждан. В нынешнем году уже поступило около 250 таких сигналов. К сожалению, информация, получаемая по “горячей линии”, иногда бывает недостоверной.
— Браконьеры не всегда ведут себя мирно? 
— Всякое бывает. При выполнении своих служебных обязанностей работники инспекций сталкивались со случаями неповиновения и оказания физического сопротивления, в том числе и вооруженного, со стороны браконьеров. Так, в январе 2006 года при задержании работниками Борисовской межрайинспекции двух нарушителей правил охоты один из браконьеров начал угрожать охотничьим ружьем. Но наши инспекторы не из робкого десятка. В итоге суд Березинского района оштрафовал этого агрессивного нарушителя на 620 тысяч рублей, оружие у него конфисковано. А в мае нынешнего года в период нереста рыбы при задержании работниками этой же инспекции нарушителей правил рыболовства им пришлось даже сделать предупредительный выстрел вверх, поскольку возникла угроза жизни инспекторов. В сентябре госинспектору Осиповичской межрайинспекции было оказано неповиновение и совершено нападение на него. Нарушителей задержали, возбуждено уголовное дело. 
— Какие еще задачи стоят перед инспекцией?
— Мы осуществляем не только охрану животного и растительного мира, но и контроль за его охраной со стороны арендаторов. Согласно закону об охране животного мира, они обязаны охранять взятые в аренду охотничьи или рыболовные угодья. Однако такая охрана далеко не везде налажена должным образом. Раньше у них была отговорка: мол, административным кодексом не предусмотрено, что егеря и охотоведы могут составлять протоколы за браконьерство. С начала нынешнего года указом Президента № 581 от 8 декабря 2005 года им предоставлено такое право, и теперь при выявлении таких фактов они обязаны составлять протоколы на нарушителей. 22 района на четыре десятка инспекторов — нагрузка, согласитесь, огромная. Кстати, до конца года будет проверена деятельность арендаторов всех без исключения охотничьих угодий в Минской области на предмет их охраны. 
А вот с резервным фондом охотничьих и рыболовных угодий, которые не переданы в аренду, ситуация посложнее. Сегодня кроме Госинспекции их никто не охраняет. В соответствии с законодательством охрана этих угодий возложена на местные власти. Но у них до этого пока “не доходят руки”. Поэтому я считаю, что надо больше информировать население и организации о возможностях передачи охотничьих угодий и водоемов из резервного фонда в аренду. А охрану резервного фонда охотничьих угодий решением местных властей возложить на органы лесного хозяйства. Не без нашего участия, конечно. Ведь кому как не лесникам лучше всех знакома каждая тропинка в лесу? Пусть даже не гоняются за браконьерами, а хотя бы дают информацию нашим инспекторам.
И если мы возьмемся за охрану животного и растительного мира, как говорится, всем миром, результат не заставит себя ждать, а наши дети и внуки не упрекнут нас, что мы плохо берегли наши природные богатства.  

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter