Еще раз о пенсионной реформе

Сильный шаг во имя детей

Помню, лет пять назад, когда у нас впервые стали заговаривать о необходимости повышения пенсионного возраста, одно только упоминание этой темы вызывало много эмоций. О том, что на заслуженный отдых придется уходить чуть позже, большинство и слышать не хотело. Но вот что интересно. Сегодня, когда этот вопрос у нас перешел в практическое русло, общество восприняло его совсем по–другому. Вдумчиво. С пониманием, если хотите... Возможно, у нас просто вырос уровень гражданского самосознания и ответственности. А может быть, мы просто начали осознавать — если не решить эту проблему сегодня, детям нашим может достаться не самое лучшее наследство.

За последние полгода теме усовершенствования пенсионной системы я посвятил немало внимания и после каждого из опубликованных материалов общался с читателями. Позвонить по телефону или хотя бы написать пару строчек на форуме SB.BY или в редакционный почтовый ящик захотели многие. Поверьте, категорического «нет» я не услышал или не прочитал ни разу. Сомнения у людей если и оставались, то не в необходимости проведения реформы, а в механизмах, которые при этом будут использованы. «Надо — значит, надо» — примерно такие выводы звучали в последнее время в комментариях читателей.

Признаться, сам я в пенсионном вопросе до недавнего времени занимал позицию частично сомневающегося. Все надеялся, а вдруг в калькуляции вкралась досадная ошибка и можно будет обойтись без болезненных преобразований? Но на совещании Президент привел тот самый довод, который для меня с лихвой перекрыл все остальные:

— Проблему нам надо решать сегодня, главным образом потому, что ее нельзя оставлять нашим детям. То есть то, что мы должны решить сегодня, не должны решать наши дети и терпеть потом из–за нашей нерешительности.

Вот она — главнейшая составляющая, философская и практическая сущность принимаемых решений по пенсиям. Это — ответственный и честный шаг во имя будущего.

Еще. Вариант повышения пенсионного возраста, на который у нас планируется пойти, некоторые экономисты уже начали критиковать, называя его... излишне мягким. Вроде как повышение планки всего на три года остроту проблемы притупит, но полностью ее не устранит. Действительно, на совещании экономический блок Правительства предлагал остановиться на вариантах 60/63 или даже 60/65. А во время общественного обсуждения предлагались и другие сценарии, например, поднятие на первом этапе планки для женщин до 60 лет, а потом для обоих полов — до 63 лет. Впрочем, такие предложения из–за излишнего запаса прочности были отвергнуты. Если ситуация позволяет, то зачем излишне перестраховываться?

В ожидаемой реформе есть один нюанс — ее поэтапность. Но и тут давайте поразмышляем. Допустим, если бы было принято решение проводить преобразования не пошагово по полгода за год, а разом, то на рынке труда образуется дефицит сотен тысяч рабочих мест. Справиться в таких условиях с безработицей было бы очень проблематично. А так — наши госорганы провели ревизию рынка труда, изучили грядущие выпуски вузов и ссузов на ближайшие пять лет, чтобы понять, сколько же молодежи придет на рабочие места. К этому добавили возможные потоки трудовых мигрантов и сделали вывод — в стране ежегодно должно появляться не менее 28 тысяч новых рабочих мест. В то же время недавно подписанный Президентом Указ № 78

«О мерах по повышению эффективности социально–экономического комплекса» предусматривает цифру почти вдвое большую — 50 тысяч.

После президентского совещания я позвонил известному демографу, профессору Людмиле Шахотько. Вот что она мне рассказала: к 2023 году ситуация на рынке труда будет выглядеть достаточно неплохо. Во–первых, благодаря предстоящей реформе, а во–вторых, из–за демографии. Просто у нас в стране после 2003 года отмечается небольшое повышение уровня рождаемости, а вот рост числа пенсионеров ожидается уже не настолько бурный, как сейчас. В начале 1960–х послевоенный бум пошел на спад и почти три десятилетия страна прожила в достаточно стабильной демографической ситуации.

Так что нашим детям после нынешних решений однозначно жить будет проще, чем нам. А это, согласитесь, того стоит. Кстати, в Минтруда и соцзащиты поделились своими расчетами — сегодня у нас соотношение населения в трудоспособном возрасте и пенсионеров составляет примерно 2,3 к 1. В случае если бы на повышение пенсионного возраста мы бы не пошли, то к 2023 году показатель снизился бы до отметки 1,9 к 1, которая, между прочим, считается критической. А так нам удастся задержаться на примерно нынешнем уровне и даже улучшить ситуацию — до 2,4 — 2,5 к одному.

benko@sb.by

Фото: sb.by

Советская Белоруссия № 57 (24939). Вторник, 29 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter