Сильные женщины из голландской глубинки

Часть 4.

Насколько интересно и разносторонне живут сельчанки в провинции Флеволанд и чем может удивить лучший кемпинг в провинции Дренте?

Часть 4.

Бьет ключом жизнь в Энсе

В деревню Энс, что в провинции Флеволанд, едем вместе с белорусскими активистками из ОО «Сельчанка» знакомиться с Хилли Бинксма — хозяйкой мастерской по производству изделий из шерсти. Она — весьма активный и влиятельный в своей округе член Ассоциации сельских женщин Нидерландов (NBvP — эта организация включает более 45 тысяч голландских сельчанок, то есть практически всех в стране). Но попутно заинтересовались жизнью деревни. И первое, что узнали: мы снова оказались в польдере — на месте озера, где более чем 70 лет назад осушили земли. Сама же провинция Флеволанд — самая молодая из всех провинций в королевстве — как раз на месте польдера и возникла.

В 30—40-е годы прошлого столетия сюда приехали дедушки и бабушки некоторых наших собеседниц и сразу начали заниматься на осушенных землях фермерством. Так и основали маленькую деревушку, которая со временем разрослась до внушительных размеров голландского селения. Ныне здесь проживают 3,5 тысячи жителей. Есть три школы, супермаркет, парикмахерская, аптека. Фермерских хозяйств много, и специализируются они в основном на выращивании помидоров, картофеля, свеклы, других овощей, и еще — тюльпанов.

Где работает мужская часть населения? Есть рядом с Энсом заводик, куда мужчины из деревни и направляются за заработком. Оборудование, которое выпускает заводик, — это насадки для тракторов — экспортируется по всему миру (есть даже поставки в Беларусь). Ну а люди помоложе ищут работу в близлежащих городах (это Алмере, Рейн, Лелистад) или в Амстердаме. Как правило, если где-то находят стабильный заработок, в родные пенаты уже не возвращаются. Но те, кто все же собирается продолжать жить в деревне и помогать родителям, остаются, как правило, в Энсе навсегда. И таких, говорят женщины, в деревне все же немало.

Энс в этом году как раз празднует 50-летие со дня создания своего муниципалитета (он не сразу появился у нового поселения). А вот история объединения местных сельчанок в отдельную ячейку NBvP куда солиднее. 65 лет в этом году исполнилось объединению в Энсе — оно старейшее из действующих в провинции.

— Для Нидерландов 65 лет — важная дата, — говорит Хилли. — В этом возрасте, например, у нас и мужчины, и женщины выходят на пенсию. Но мы и на пенсии продолжаем активно чем-либо заниматься, работать.

Прекрасный пример, это подтверждающий, — сама Хилли Бинксма. Она в свои 66 — по-прежнему владелица мастерской по производству изделий из шерсти. Делу этому посвятила почти всю сознательную жизнь. После окончания школы получила образование, связанное с обработкой текстиля, и начала преподавать. Затем вышла замуж и переехала на ферму. Появилось здесь много других забот. И все же свое давнее увлечение — работу с текстилем — не прекращала. Давала курсы местным жительницам. Сейчас в мастерской немало увлеченных сельчанок.

— Мне даже повезло поучиться в знаменитой Академии искусств в Утрехте, — продолжает Хилли. — Попасть туда я смогла благодаря своей организации NBvP (от нашей провинции всего два человека может получить возможность обучения там). И я, к своему удивлению, попала в число счастливчиков. Одно из условий обучения там — полученные знания обязательно распространять в провинции. И вот уже 9 лет как этим занимаюсь. Потом, когда у меня появилась мастерская, начала делать что-то свое. Я решила: а почему бы не продавать хорошие вещи в магазинчике (даже хотела его открыть), но потом все же решила все делать дома. 17 лет назад зарегистрировала ателье. Свою продукцию либо выставляю, либо продаю на ярмарках, в художественных домах...

Хилли, к слову, состоит в Национальном обществе производителей текстиля. Это помогло ей бесплатно поучиться на курсах по набиванию шерсти на шелк. Шерсть, к слову, должна быть из швейцарской горной овцы — достаточно дорогой материал, но Хилли знает, где его можно купить по доступным ценам.

Муж Хилли, хоть и на пенсии, дела на ферме не оставил. В Нидерландах, по новому законодательству, выйдя на заслуженный отдых, можно заниматься фермерством. Но, как и в любом деле, здесь много оговорок. Если человек брал для аграрных нужд землю в аренду, сдай назад, не то пенсии платить не будут. У семьи Бинксма 58 га собственной земли, но большую часть сдали в аренду, на свои нужды оставили 4 га. «Нам вполне хватает», — говорят хозяева.

У супругов — четыре дочери и два внука. Дети разъехались кто куда, но обязательно приезжают проведать родителей в уик-энд. Так заведено во всех семьях Энса — собираться в выходные большой семьей.

Еще жители деревни в воскресенье ходят в церковь, ездят в гости к близким родственникам или друзьям. Принято небольшими компаниями кататься на велосипеде или ходить в местные ресторанчики.

— И в хоре поем, и в саду любим поработать, — дополняет еще одна активистка-сельчанка из Энса, Риа Давидс. — Участвуем, конечно, в жизни местной ячейки своей ассоциации.

В деревенскую ячейку NBvP (она — одна из нескольких в провинции Флеволанд) входят четыре активистки, а возглавляет ее Хилли Бинксма. Кстати, 35 лет назад она была членом правления головного офиса NBvP, что размещается в Гааге, а в этом году снова им стала.

— Когда приехала сюда 40 лет назад, совершенно никого не знала, — вспоминает Хилли. — И тогда я подумала, что если стану членом женской организации, смогу ближе познакомиться с людьми, найти подруг. Так и получилось.

Раньше в состав ячейки входили 65 человек, сейчас — 45. Членские взносы — 45 евро в год. Из этих денег часть идет в бюджет местной ячейки, часть — в головной офис в Гааге (с ним нет прямых контактов). Все вопросы решают на региональных собраниях — в национальной комиссии имеется представитель региональной организации, где есть человек, который отвечает за информирование. Так что информация идет в две стороны. И если какой-то юбилей или праздник, все члены организации получают возможность пообщаться с главным офисом. И в повседневной жизни регулярно обмениваются новостями, любят встречаться, собираться по вечерам за чашкой чая, общаться. В деревне это очень ценится.

— Так получилось, что в деревне три женские организации — католическая, православная и наша, — рассказывают сельчанки из Энса сельчанкам из Беларуси. — В нашей организации жизнь, что называется, бьет ключом. Большие собрания организуем два раза в год. Причем одно — сугубо деловое, другое — развлекательного характера. А еще проводим восемь вечеров. Летом, когда хорошая погода, частенько отправляемся на велосипедные прогулки. В нашей местности есть несколько деревень, и мы любим туда наведываться. Есть у нас и группы по интересам — они общаются между собой и сами договариваются, что и как делать, сколько на то или иное дело потребуется денег. Это и клуб чтения литературы, и клуб любителей садоводства, и группа поклонников искусства (вместе идем в музей или галерею). Раз или два в год отправляемся в путешествия или на экскурсии.

Но, конечно, проводим также экстренные собрания, в случае, если в деревне происходит какое-то несчастье. Мы вместе тогда думаем, как внести свою лепту в решение проблем. Как, к примеру, помочь, если у кого-то из жителей Энса пожар уничтожил имущество и так далее.

— Участие в жизни Ассоциации сельских женщин Нидерландов привносит особый смысл в нашу жизнь и чрезвычайно разнообразит наш досуг, — резюмируют сельчанки из Энса. Белоруски с ними соглашаются — они сами готовы рассказать, как преобразилась их жизнь, когда, при поддержке проекта МАТРА, они не только занялись собственным делом в белорусской деревне, но и смогли больше времени посвящать своим увлечениям — будь-то в Щучинском, Славгородском или Минском районах.

Самый главный приз – бесплатная реклама

Следующий «адрес» нашей стажировки — поместье Би Хойтинг, владелицы агроусадьбы (или кемпинга по-голландски) «Op’t Kalkamp» в провинции Дренте. Получив землю, опять же по наследству, эта семья решила не заниматься фермерством, а организовать на площадях кемпинг. Дело пошло настолько успешно, что агроусадьба спустя годы была признана победителем в общенациональном конкурсе «Лучший кемпинг года-2011».

В нашей группе сельчанок тоже нашлись коллеги госпожи Хойтинг — хозяйка агроусадьбы «Лебедка» из Щучинского района Ядвига Широкая (по совместительству она еще и председатель районной первичной организации «Сельчанка») и Татьяна Чеботарь, представляющая агроусадьбу Славгородского района. Так что расспросить голландку белорускам было о чем.

Би Хойтинг бизнесом своим занимается вместе с мужем вот уже 27 лет.

Кемпинг работает с начала апреля до конца октября. Зимой супруги отдыхают. Муж развозит овощи. Ну а с 1 января каждого нового года начинают думать об очередном сезоне — чем порадовать гостей, как все должным образом благоустроить?

— Есть ли у вашего бизнеса государственная поддержка? — не преминули поинтересоваться белорусские сельчанки.

— Нет! — с удивлением ответила голландка. — Все делаем сами. Это мы платим государству специальный туристический налог — 55 центов за ночь с человека.

Есть в кемпинге специальные места для стоянки трейлеров. Люди охотно приезжают сюда на своих хоум-мобилях (собственных фургончиках, пригодных для ночевки). В сезон — с апреля по октябрь — отдыхают до четырех тысяч человек.

— Почему вас выбрали лучшим кемпингом прошлого года? Раскройте секреты, — попросили белоруски.

— В Голландии существует профессиональная организация кемпингов. Каждый год она выпускает каталог (или гид), где собраны практически все кемпинги страны. Мы там тоже, конечно, представлены, — охотно пояснила госпожа Хойтинг. — Так вот, в конце этого сборника имеются отрывные талончики. Покупатели гидов, клиенты кемпингов обычно с большим энтузиазмом участвуют в конкурсе, то есть направляют талончик с названием самого полюбившегося кемпинга. Все голландские провинции номинируют от себя по одной лучшей усадьбе. Так первоначально мы от своей провинции попали в номинацию. А после, по итогам финального голосования, к своему большому удивлению — выиграли! Стали лучшими в стране.

Самый главный критерий оценки работы подобного рода голландских агроусадеб, как выяснилось, — качество услуг в комплексе. Причем определяется оно не специально созданными комиссиями, а именно людьми-клиентами. Какие были отзывы об «Op’t Kalkamp»? Все убрано, ухожено, чисто, с точки зрения санитарии и гигиены — никаких нареканий. К слову, от профессиональной организации кемпинг за победу в конкурсе не получает ничего. Достаточно уже самого факта объявления на всю страну победителем, чтобы об этом все СМИ рассказали. То есть это такая хорошая бесплатная реклама, причем не только в Нидерландах, но и в других странах. Сюда частенько наведываются немцы из соседней Германии — они тоже услышали о победе (а кемпинг попал и в немецкий путеводитель) и решили приехать, посмотреть, что к чему. «Мы, конечно, довольны, — говорят хозяева. — Для нас это большая честь!»

— В период «золотой осени» людей у нас тоже много. Не только летом бывает наплыв клиентов, — говорит Би Хойтинг. — Стоимость услуг не очень высока — 15 евро в сутки на человека, если живут в хоум-мобилях, и 25 евро, если снимают номер в домике (готовят гости все сами), у нас есть три комнаты. Принимаем оплату и за дополнительные услуги, аренду велосипедов, например. Но многие привозят с собой свои…

Часть площадей — их немного — отведены под овощи на личные нужды, но бизнесом семья Хойтинг это не считает. Еще разводят для удовольствия, своего и клиентов, цветы различных размеров и расцветок.

— Думаю, что многие из идей госпожи Хойтинг я смогу взять на вооружение в своем Щучинском районе, — поделилась со мной Ядвига Широкая. — Но я предложила хозяйке этой агроусадьбы приехать и в мою усадьбу в Беларусь. Не сомневаюсь — здесь она найдет что-нибудь интересное для себя. Мне есть чем удивить и что показать.

На снимках: женщины из деревни Энс — члены первичной ячейки Ассоциации сельских женщин Нидерландов на встрече с белорусскими сельчанками (крайняя справа — Хилли БИНКСМА); хозяйка кемпинга «Op’t Kalkamp»  госпожа ХОЙТИНГ (слева) вместе со своими помощницами всегда рада гостям.

Анжелика МИЛЬТО, «БН»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter