Гомельские волонтеры ежедневно помогают десяткам прибывающих из Украины беженцев

Сильные мужчины тоже плачут

Отапливаемый палаточный городок Белорусского общества Красного Креста в Брагинском районе построен еще 10 марта. Разместили его возле деревни Гдень, чуть больше километра от пункта пропуска «Комарин». Десятки людей пересекают украинскую границу каждый день самостоятельно или при помощи российских военных. Палаточный городок — место, где они могут перевести дух, подкрепиться и согреться. А рядом с ними круглосуточно готовы быть волонтеры и сотрудники Красного Креста.


Тепло и спокойно

Городок Красного Креста сегодня — хозпалатка-склад и два огромных отапливаемых модуля, каждый из которых одновременно может принять до 50 человек. За несколько дней помощь оказали 200 прибывшим, 60 из них — дети, рассказывает генеральный секретарь Белорусского общества Красного Креста Дмитрий Шевцов:

— Здесь есть возможность немножко отдохнуть, перекусить, выпить чаю, просто ощутить себя в безопасности. Украинцы, как только видят эмблему Красного Креста, начинают улыбаться, выдыхают и понимают, что находятся под защитой.

Внутри тепло, вода, еда, медикаменты и психологическая помощь. В задачу волонтера Ольги Винниковой входит и регистрация прибывающих.

Волонтеры находятся здесь круглосуточно: шестеро днем и трое ночью. Смена у каждого 12 часов, затем половина суток отдыха, но на деле получается гораздо больше. Волонтеры — специально обученные работать в чрезвычайных ситуациях люди, но «в миру» обыкновенные рабочие и служащие. Оля с приятелями Александрой Прищеповой и Александром Давыдовым здесь с первого дня. Все ребята — педагоги в гомельских школах, по первому зову написали заявления за свой счет и примчались на место. Кстати, на уровне руководства области решается вопрос о том, чтобы сохранять заработную плату на то время, пока волонтеры сутками помогают прибывшим.

«А можно хлебушка?»

Входим в модуль: внутри тепло, а на столике термос с горячей водой и еда. Ольга Винникова рассказывает о «меню»:

— У нас есть все необходимое: от чая, кофе и кондитерских изделий до мясных консервов и быстрых обедов. Есть запас детского питания и молоко. Кроме этого, прибывающих обеспечиваем средствами гигиены, а для детей есть игрушки и раскраски. Вчера приехал минивэн, а в нем 11 человек, из них девять детей, старшему не больше 15. Есть и маленькие совсем, мы им подгузники давали. Попросили детское питание и молоко. Молока, говорят, не видели уже неделю.

Александра Прищепова вспоминает о 45-летней женщине, которая первым делом жалобно попросила: «А можно хлебушка?»

— Глаза такие счастливые стали, когда дали, будто ничего вкуснее не ела. Была у нас группа верующих бабушек, их солдаты и забирали на транспорте от церкви. Сейчас же пост. Мы им предлагаем картошку с тушенкой, а они так тактично: «А может, у вас рыба есть?» Человек десять от тушенки отказались. Несмотря на трудности и голод, они в вере. Они надеются на Бога.

«Мне надо поплакать»

Накормить и обогреть — только одна задача. Зачастую волонтеры становятся психологами, утешителями или просто людьми, которых можно подержать за руку, пока рассказываешь о пережитых ужасах. Саша говорит, что страшнее всего обычно детям в возрасте 4—8 лет.

— Вчера мальчик у нас маленький был, напуганный. На улице дверь машины захлопнули, и от звука ребенок мигом метнулся под стол, спрятался, закрыл уши. Долго отказывался выходить есть.


Волонтер Александр Давыдов присоединяется к разговору:

— Люди стоят как камни, серьезные, а потом будто переключатель срабатывает. Парнишка 25 лет попросил умыться. Повел его, остались наедине. Он сначала спокойно рассказывал, а потом разрыдался как ребенок. Эмоциям нужно было найти выход. Объяснил потом: «Женщины рядом, надо показать себя спокойным и сильным, вот и накопилось».

Ольга Винникова согласна:

— Особенно видно по семьям. Папа ведет себя спокойно, улыбается, и дети оживают постепенно, играют, рисуют. Мы же с ними занимаемся, чтобы отвлечь от стресса. Веселились, смеялись. А папа тем временем отошел за угол — и в слезы, только чтобы семья не видела, чтобы оставаться опорой.

Александра Прищепова добавляет:

— Ко мне женщина одна подошла: «Можно вас?» Выхожу с ней за угол модуля, она: «Постойте рядом, пожалуйста, мне поплакать нужно». Из Киева, с сыном-одиннадцатиклассником были в гостях у друзей и не успели вернуться. Мама у нее в Киеве осталась, за ней соседка смотрит.

Круглыми сутками волонтеров здесь переполняют эмоции от трагических человеческих судеб. Оля не может забыть семью с ребенком из Гостомеля:

— Женщина говорит: «Понимаете, нам некуда вернуться. Наш дом разбомбили у нас прямо на глазах. Мы были у соседей в этот момент, и хорошо, что ребенка успела в погреб затолкать».

Саша добавляет:

— Люди говорят, сами же украинцы и бомбят, по своим же. Ни один еще не сказал плохо о российской армии, только рассказывают, как помогают выбраться мирному населению, давали сухпайки, ботинки одному парню раздобыли, бабушек 90-летних выносили на руках...

Председатель Гомельского облисполкома Иван Крупко во время встречи с волонтерами.

В модуле постоянно дежурит медик. Для оказания первой помощи есть все необходимое: от лекарств до электрокардиографа. В основном спросом пользуются успокоительные, но накануне пришлось справляться с гипертоническим кризом. Из палаточного городка автобусы с прибывшими колонной отправляются в белорусские санатории, где выделены места для временного пребывания. А дальше вариативно. Кто-то использует Беларусь как транзитную территорию, кого-то забирают родственники, а некоторые готовы начать строить жизнь заново. Председатель Гомельского обл­исполкома Иван Крупко, побывавший накануне в палаточном городке, рассказал о цифрах:

— Около 680 человек прибыло из Украины в Гомельскую область с 24 февраля. Сейчас в пунктах временного пребывания у нас находится примерно 150 человек. Около 20 заявили о готовности оформить статус беженцев.

Параллельно изучаются вопросы по занятости с учетом профессии и квалификации людей. В областном банке вакансий на сегодня 12 тысяч предложений, было бы желание.

valchenko@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter