Клишевич: в случае поражения России ОДКБ не сохранится, союзники по блоку столкнутся с внешними угрозами

Сильные аргументы Беларуси в ОДКБ

На полях саммита Организации Договора о коллективной безопасности, который на днях прошел в Ереване, Президент сделал ряд ключевых заявлений по вопросам военно-политического взаимодействия государств-участников, обеспечения безопасности на площадке ОДКБ. В своем выступлении Александр Лукашенко высказался и о конфликте в Украине, а после саммита, общаясь с журналистами, подробно прокомментировал перспективы специальной военной операции, которую проводит Россия. Ход ее сильно влияет на принятие решений в рамках блока, поэтому все действия и заявления ОДКБ необходимо рассматривать в этом контексте.

Фото из архива «СБ»

Задача минимум для США и Британии — сорвать любые мирные переговоры и добиться выхода конфликта на новый уровень. Именно для этой цели нужна была демонстративная массовая казнь российских военнопленных в районе Макеевки в Луганской области, которая вызвала бурную реакцию у граждан России и одновременно ослабила позиции России накануне саммита в публичном поле. 

Кроме того, от имени ВСУ были распространены угрозы в адрес Беларуси, вплоть до проведения теракта на Островецкой АЭС. Сделано это будет якобы русскими, чтобы втянуть Беларусь в вооруженный конфликт. Важно отметить, что организаторы этих и подобных им информационных атак пытаются создать недоверие между союзниками по блоку. Делают это для того, чтобы усложнить ведение переговоров с Украиной и ослабить белорусскую позицию, в том числе как будущего председателя ОДКБ.

На этом непростом фоне Глава государства несколько раз заявил о том, что главной задачей на сегодня является достижение мирных переговоров. По его словам, речь идет уже не о ликвидации украинских силовых структур, а о физическом уничтожении активов Украины и о больших людских и материальных потерях. Сегодня, к сожалению, конфликт переведен именно в эту плоскость.

Президент при этом подчеркнул, что в случае поражения России ОДКБ не сохранится как организация. Смысл блока в том, что Российская Федерация — это его ядерный щит. Если же контроль над ядерным вооружением будет утрачен (а это, к слову, одно из условий, которое публично выдвигала Украина), мы не сможем выстроить никакую устойчивую архитектуру безопасности. Любые, даже относительно сильные союзные структуры с обычным вооружением в перспективе 10—15 лет будут уничтожены, как Югославия и Ирак. Наши партнеры по ОДКБ (а сегодня Армения выступает с достаточно резкими заявлениями, вплоть до выхода из блока) должны понимать, что ждет все наше пространство в случае такой перспективы. Это война без всяких правил и конвенций, по типу этнических чисток и других методов ИГИЛ, которые США в совершенстве отработали в Сирии.

В республиках Средней Азии эти угрозы понимают несколько лучше. Там много лет шли затяжные гражданские войны, которые были остановлены только с помощью российского военного присутствия. Как только это присутствие будет сокращено (например, в случае поражения в СВО), в этих странах моментально разгорятся уже не «цветные революции» (с яркой красочной составляющей, условно «мирные» протесты), а вооруженная резня, по типу событий середины и начала 1990-х. То есть сегодня, отказывая России в поддержке по каким-то вопросам, завтра они могут получить на своей территории такой букет проблем, который потребует внешнего военного вмешательства для восстановления государственности. Можно вспомнить, как во время гражданской войны в Таджикистане на территорию республики заходила армия Узбекистана (формально это были российские офицеры) и наводила конституционный порядок. В существующих реалиях аналогичный конфликт будет протекать намного хуже, потому что исламистское подполье имеет крайне разветвленную сеть и международные каналы. Купирование таких террористических угроз как раз и находится в сфере ответственности ОДКБ в Средней Азии. Параллельно там решались и вопросы борьбы с наркотрафиком и организованной преступностью — как правило, они работают вместе и составляют социальную базу для терроризма.

В сфере ответственности Беларуси традиционно находилось западное направление ОДКБ. Здесь характер угроз несколько иной. Сегодня, в случае негативного для ВСУ сценария, 40-миллионная Польша сможет выставить свой практически неограниченный контингент в Украине под видом наемников, добровольцев и иных формирований. По некоторым сведениям, это уже активно происходит, до 20 процентов состава на передовой — это лица, не говорящие по-русски. Таким образом поляки массово получают боевой опыт, формально не вступая в конфликт, и в перспективе за три-четыре года проведут перевооружение армии. Поэтому западное направление ОДКБ превратится в реальную угрозу, и Беларусь как председатель должна будет правильно оценить все риски от продолжения военного конфликта. 

Так или иначе он завершится, однако с каждым днем боевых действий мирное урегулирование выглядит все сложнее. Переговоры, как мы можем предполагать, ведутся вокруг отдельных мелких позиций, типа зерна и транзита российских удобрений, но при этом ключевые вопросы — а именно о прекращении огня — остаются вне рамок переговорного процесса. Ситуацию необходимо исправлять, и думаю, что Президент своими публичными заявлениями на саммите ОДКБ готовит почву для неких действий, чтобы в период белорусского председательства в наших руках были не только военные, но и мирные аргументы, без которых конфликт сложно будет закончить.

Сергей КЛИШЕВИЧ,  депутат Палаты представителей Национального собрания.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter