Осужденные за экономические преступления должны не в тюрьме сидеть, а искупать вину на самых тяжелых участках работы

Субъективные заметки на полях двух приговоров

ДАВАЙТЕ признаем честно, это уже не та новость, которая способна взорвать интернет-сети, войти в топ самых горячих и злободневных. Сразу, когда первый из осужденных за экономические преступления был помилован Президентом и стал руководителем самого отстающего сельхозпредприятия, всплеск интереса был. Но потом был второй случай, потом еще... и процесс стал отчасти рутинным, обыденным. Кстати, давайте вспомним, что уголовные преследования тех, кто погасил ущерб, прекращались и раньше, отличительная особенность последних  случаев лишь в том, что теперь их ссылают на очень проблемные участки. Ясно, что  убийц, насильников и прочих серийников это никоим образом не касается — перспектива устроиться даже скотником  в самой что ни на есть дыре у них отсутствует напрочь.

Прекрасно осознаю, что моя  позиция по этому поводу может быть абсолютно никому не интересной. Я не правовед, не медийная персона, способная влиять на настроения большой аудитории. Я просто человек, который считает, что свобода всегда лучше неволи. И если люди, где-то оступившиеся, что-то, назовем вещи своими именами, уворовавшие и попавшие поэтому за решетку, раскаялись, рассчитались и государство дает им шанс  начать все сначала, я за них искренне рад. И будь моя на то воля, «экономистов», то есть за экономические преступления осужденных, за решеткой вовсе бы не держал — иди и работай там, где тяжелее всего.  На этом стою и стоять буду. И попробую объяснить почему.

Пять, наверное, а то и более лет назад жизнь вывела меня на вот такую историю. Два трубочиста, обычные работяги, мягко говоря, с необезображенными интеллектом лицами, решили схалтурить — не поехали за город проверять устройство дымоходов в коттедже, но деньги от клиента взяли. Немного, что-то около ста долларов на двоих. Жулики эти мелкие не знали, что стали участниками оперативного эксперимента, по итогам которого им вменили, а сейчас внимание, получение взятки должностным лицом, группой лиц по предварительному сговору. Тяжелейшая коррупционная статья без права амнистии и прочего. По ней мужики получили по семь лет каждый. Потом, когда была написана одна статья в их защиту, срок уменьшился  до трех лет. После еще одной публикации трубочисты-«коррупционеры» оправданы вчистую — оказывается, тот самый оперативный эксперимент проводился без санкции прокурора. 

История вторая. В одном из районов Минщины ученый-аграрий с благословения областных и районных властей проводит эксперименты по увеличению урожайности картофеля. Заключаются договоры, оговаривается размер вознаграждения и прочее. Потом что-то меняется, ученого называют чуть ли не шарлатаном, а хозяйственники, с ним работавшие, идут под суд. Вернее один, Эдуард Китов. Он получает пять лет. Остальные его коллеги, работавшие с ученым на тех же условиях, в дальнейших процессах уже шли не обвиняемыми, а потерпевшими. Будь по-другому, в районе не осталось бы ни одного руководителя. 

Эдуард Китов освободился условно-досрочно. Устроился человек с двумя высшими образованиями, агроном, всю жизнь мечтавший работать на селе, лишь стропальщиком на завод, поскольку был лишен права занимать… ну вы знаете, о чем я.

Поверьте, грусть в его глазах стояла вселенская, и что бы он ни делал, с кем бы ни говорил, мыслями он был там — в зале суда, тюрьме, на зоне. А потом он, сорокапятилетний крепыш, умер. Пришел поздравить родителей с Новым годом, прилег на диванчик, уснул. И не проснулся. Вот так сын остался без отца, старики-родители — без сына, я — без друга, страна — без хорошего специалиста, который, если даже и оступился…

Что из всего этого следует? Пусть каждый решает сам. Я просто рассказал две истории, от которых ни их фигурантам в частности, ни нам с вами в целом лучше не стало. И еще. Умные люди говорят, что карать легче, чем прощать, но сильнее как раз те, кто умеет это делать.

mihailkuchko@mail.ru

Советская Белоруссия № 45 (24927). Пятница, 11 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter