Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию

Сильная экономика и честная власть — фундамент независимости страны и процветания нации

О совершенствовании системы управления экономикой.


Сегодня очевидно, что действующая директивная система государственного планирования с массой показателей себя исчерпала.


Читаю то, что мне предложили Администрация и Правительство, чтобы вы знали: «Нужен не вал, а нужен результат. Деньги в казне, деньги на счетах, деньги на зарплату — вот главные критерии. Никаких иных быть не должно. С 2014 года должен быть установлен диктат экономической эффективности. Необходимо радикально пересмотреть систему показателей и отчетности, она должна стать абсолютно простой». Ну показатели вряд ли пересмотришь. Как можно изменить такой показатель эффективности, как рентабельность или прибыль? Они как считались, так, наверное, и будут считаться. Что–то получил, затраты отбросил — получил прибыль, потом — чистую прибыль, за вычетом налогов и так далее. Поэтому экономист Кобяков (Глава Администрации Президента. — Прим. ред.) тут что–то, я не знаю, что имел в виду? Но не в этом дело. Суть одна. Отчетность должна быть простой. Вот тут я абсолютно солидарен. Потому что у нас та отчетность, которая осталась с советских времен, мало изменилась, а там черт голову сломит. Там академию мало закончить, для того чтобы в этом разобраться.


Вот, семь показателей. Говорят, что это плохо, надо что–то другое, это очень сложные показатели и ненужные. А я думаю: а чем эти семь показателей мешают, ведь мы считали ВВП — и считаем. И будем считать. Потому что весь мир ВВП считает. Так? Так. Что там у нас еще? Производительность труда? А что здесь плохо? Хотя бы для того, чтобы знать, какую зарплату платить. Производительность труда должна быть выше, чем темпы роста зарплаты. Так или нет? Мы сократили эти показатели всего до семи. Объективно их все равно надо будет учитывать. Так какая тут сложность?


Поэтому я себе записал: все существующие показатели важны, но главное, тут я готов согласиться, — это деньги.


Поэтому сразу надо начинать спрашивать: прибыль? Рентабельность — хорошо. А деньги на счетах? А потом уже рыть поглубже: какая себестоимость, ВВП, региональный продукт и так далее...


То есть надо нашу нормальную систему, добавив сюда главное требование по деньгам, эту систему взять и перевернуть, с головы на ноги поставить. Вот и все. Мудрить ничего не надо. А так у меня настороженность: сейчас эти показатели выбросим — и Правительство у нас будет вообще хорошо работать... (И складов не будет, и никакой задолженности дебиторской и кредиторской.)


Поэтому давайте договоримся — систему с головы на ноги переворачиваем и продолжаем идти своим путем.


На этих принципах должна формироваться программа следующей пятилетки, к разработке которой Правительству нужно приступить незамедлительно. Притом будет это Правительство работать или нет, будет этот Президент избран или нет, но над этой программой надо работать. Ну, по крайней мере, Парламент–то останется, хоть что–то предложит новому Президенту, новому Правительству, если нужно. И это задача не только Правительства, а это задача и всего нашего депутатского корпуса, губернаторов и всех тех, кто вместе с ними придет к разработке этой программы.


Одновременно пора отказаться от государственной поддержки как инструмента спасения неэффективных производств.


Преференции должны предоставляться предприятиям на конкурсной основе. И не важно, какой формы это предприятие.


Неэффективные производства должны выводиться из экономики. Главный критерий — государство от своей собственности должно получать прибыль. К пакетам акций государства необходимо подходить как к рыночному активу, добиваясь максимальной доходности.


К предприятиям–банкротам должна применяться управляемая ликвидация. Нельзя тянуть за уши откровенных банкротов, прощать долги, давать новые деньги. Управляемая ликвидация — это значит руководителей и специалистов, доведших до банкротства, если не в тюрьму, то с метлой на улицу. Производственные активы, которые можно использовать, — в экономический оборот. Остальное — на утилизацию. Мы должны заранее знать и прогнозировать, что получим в результате ликвидации. Все здоровое должно быть надлежаще использовано.


Но предупреждаю. Если кто–то под это будет «нырять», чтобы уйти от долгов, ответит головой. Вы знаете, о чем я говорю.


Поручаю Правительству еще раз вернуться к процедурам банкротства: санации и ликвидации. Эти процедуры не должны быть затянуты, цель их проведения — получение максимального результата в возможно короткий срок. От «мертвечины» нужно вовремя избавляться естественным образом. Как говорится, своевременно проводить «санитарную рубку леса». Чтобы заведомо мертвое не продолжало тянуть средства, которые гораздо нужнее на других направлениях. Ну то, что я и сделал в течение одного часа на Слуцком мясокомбинате.


Нам такие предприятия, которые сырье гноят и еще задумали травить людей, не нужны!


Конкуренция — это главный двигатель экономики и, если хотите, прогресса в целом. Только при условии конкуренции по–настоящему проявляется сила рыночной экономики.


Не частная собственность и не рынок сами по себе, а именно конкуренция делает рыночную экономику успешной и эффективной.


Поэтому создание реальной конкуренции — это одна из фундаментальных задач государства в сфере экономики.


На этом пути у нас стоят три проблемы.


Первая. Требует совершенствования система управления государственной собственностью.


У нас сегодня Правительство склонилось над госпредприятиями и в ручном режиме выполняет функции наблюдательных советов и правлений.


В итоге госпредприятия разучились работать самостоятельно, живут ожиданием указаний и поддержки.


Министерства, по сути, руководят не отраслью, а отдельными предприятиями отрасли, которые принадлежат государству.


При этом в рамках той же отрасли действуют и частники, причем зачастую довольно весомые и эффективные. Нельзя игнорировать также инвесторов, которые примеряют свои силы к отрасли.


А что получается на самом деле? С одной стороны, министерство должно в равной степени заботиться о развитии всех субъектов. С другой стороны, министерство в первую очередь озабочено своими предприятиями.


Более того, создавая новые предприятия, министерство должно отвечать за их работу. А зачем взваливать на себя дополнительную нагрузку? Поэтому сформирован управленческий стереотип в отрасли: конкурентов не пускать — ибо подчиненным предприятиям будет хуже, новые предприятия не создавать — ибо себе проблем добавишь.


Яркий пример тому — так называемое сотрудничество Минпрома с корпорацией «Дженерал Моторс». Телепались несколько лет, пока этот вопрос не попал в поле зрения Президента, тогда зашевелились.


Второе препятствие — монополии.


Они есть во всем мире. Это не абсолютное зло, без них не обойтись, но и воли им давать нельзя.


В международной практике антимонопольная служба — самый грозный орган. Но только не у нас. Минэкономики в этой части вообще не видно, как и во многих других, к сожалению, сферах.


Хотя любые факты повышения цен сверх прогнозного уровня, особенно на потребительские товары, должны быть предметом тщательного анализа и разбирательства для Правительства и облисполкомов.


На практике довели ситуацию до того, что рабочей группе под эгидой Комитета государственного контроля приходится пересматривать нормы и нормативы затрат, относимых на себестоимость коммунальных услуг, оценивать структуру управления ЖКХ, ловить там посредников и так далее.


Я об этом уже не один раз говорил. Прохронометрируйте, дорогие экономисты, как нас учили на экономических факультетах академий и университетов. Прохронометрируйте! Пройдите по всем этапам ЖКХ и подсчитайте, чего стоят вывоз мусора, подача холодной воды, теплой и так далее и тому подобное. И тогда мы увидим реальную цену ЖКХ, тогда мы увидим, что должен платить гражданин Беларуси за конкретную услугу, от электричества до вывоза мусора. Понимаете, о чем речь? И что вы думаете, только первые шаги Комитета госконтроля показывают, что там хламу наворочено, дальше не придумаешь — начиная от завышения цен на вывоз этого мусора до посредников, которых быть не должно. И еще на что я обратил внимание, наверное, Александр Серафимович (А.С.Якобсон — Председатель КГК. — Прим. ред.) этого не заметил — все дохлые, всю дохлятину, что есть в районах и в областях, предприятие какое–то плохое, скидывают в ЖКХ. В ЖКХ перевели, оно там болтается и телепается, конечно, нанося убытки. А куда эти убытки — на ЖКХ. А кто компенсирует эти убытки — государство.


То, что они увидели на первом этапе расследования, это касается и России, и Украины, может быть, и других государств. Наш опыт — они еще к нему обратятся. Мы видим там колоссальные завышения тарифов, которые покрываются бюджетом, потому что население всe равно 100 процентов не платит. Из бюджета научились эти средства вытягивать! Ну а Мясникович разбрасывает триллионы рублей в год на поддержку этого самого ЖКХ и тех услуг, которые они оказывают. Это что, нормально?


Надеюсь очень, что во главе с Премьер–министром та комиссия, которая работает по селу, точно так вытряхнет их из штанов и покажет им, как они работают и куда идут деньги!


То, что сегодня делаем в ЖКХ с Комитетом государственного контроля, должно было сделать Правительство, и более того — местные власти. ЖКХ и сельское хозяйство — это ответственность губернаторов, председателей гор–, райисполкомов, я уже об этом говорил. Каждый получит свое. А это мы сделаем публично, открыто, так, как в свое время обсуждали проблему строительства.


И поэтому этим надо сегодня заниматься предметно. Не ждать, пока Президент создаст очередную комиссию.


Третье препятствие — обман потребителей.


Речь идет о ситуации, когда потребителей привлекают более низкой ценой, продавая товар более низкого качества, чем заявляется.


Продают обувь. Пишут — кожаная. Реально — из кожзаменителя. Никто не запрещает продавать обувь из этого материала. Но тогда так надо и написать. А потребитель пусть решает, устраивают ли его цена и качество. Зачем обманывать его?


Зачастую при переводе информации изготовителя в дополнительных наклейках, ярлыках, стикерах ее искажают. Надписи на парфюмерно–косметической продукции о ее чудесных лечебных свойствах не имеют никаких научных обоснований. С потолка взял, написал. Но это же прямой обман!


Фальсификация касается и кондитерской продукции. Бывает так — назовут конфеты шоколадными, что у нас часто бывает. А какао там с гулькин нос — одни наполнители. Так и надо писать. Пусть покупатель знает правду, пусть выбирает, что ему — натуральное покупать или эти же самые наполнители?


Рецепт борьбы известен во всем мире. Товарам, не соответствующим заявленному качеству, — не место на рынке! Этим должен заняться Госстандарт.


Ему следует переориентировать свою работу. Не только сидеть в лабораториях и рвать, топтать, разбивать то, что принесут ему производители, для того чтобы получить заключение, но и идти на эти самые рынки и там смотреть вместе с Минторгом и другими органами, что продается на этом рынке, какого качества. И элементарно — обманывают или не обманывают нашего человека?


Этим нужно заниматься! А не только, как я уже сказал, сидеть в лабораториях.


Вот эти три фундаментальные вещи — ускоренное развитие внутреннего рынка, совершенствование механизмов управления экономикой и всемерное развитие конкуренции — должны стать тремя ориентирами нового экономического курса.


При этом, как я и говорил, мы не отказываемся от традиционных направлений развития экономики.


Как бы тяжело ни было, мы не сидим сложа руки, а активно продолжаем модернизацию белорусской промышленности.


В этом нет ничего экстраординарного. Если не модернизироваться, то мы просто не сможем уже через пятилетку ничего продать на международных рынках. Мы ничего не поставим на экспорт, а значит — не получим валюты, для того чтобы купить необходимые нефть и газ.


И я уже сказал, что в модернизацию мы вложили уже в этой пятилетке больше, чем в прошлой, в полтора раза — почти двадцать миллиардов долларов!


Это известные проекты модернизации в машиностроении и металлургии, химии и нефтехимии, агропромышленном комплексе и фармации, целлюлозно–бумажной промышленности и деревообработке, производстве строительных материалов, кожевенной и текстильной отраслях.


Сегодня я не буду подробно останавливаться на проблемах и задачах во всех этих сферах деятельности.


Каждой из них уже или были посвящены специальные совещания с участием Главы государства, помните, деревообработка, потребкооперация, строительство, или в скором времени состоятся. Легкая промышленность, жилищно–коммунальное хозяйство, сельское хозяйство... Кроме того, на постоянном контроле у Президента ход модернизации наших гигантов: БМЗ, «Гомельстекло», Светлогорский ЦКК и другие. Ответственны за эти стройки и модернизацию вице–премьеры.


Но на что хочу обратить особое внимание.


Во–первых, недопустимы срывы сроков реализации проектов модернизации. О последствиях таких срывов вы знаете на примере деревообработки.


Во–вторых, недопустимы как бесхозяйственность, так и злоупотребления, особенно воровство. За этим тоже я внимательно слежу. Меры предпринимаются мгновенно. Об этом вам могут рассказать силовики.


В–третьих, и сегодня это выходит на первый план — эффективное использование модернизированных мощностей, завоевание, удержание новых рынков.


Недавно, вы помните, рассматривали на уровне Президента эффективность модернизации пивоваренной промышленности. Ну и что? Вложили 350 млн. долларов в эту отрасль. Хорошие создали предприятия. Поставили нормальное по технологии оборудование. Сырье свое есть, пиво варить умеем, а половина мощностей не задействована! 30 процентов рынка импортного пива! Это что, нормально?! И какая тут нужна еще инициатива для руководителей этих предприятий, которые себе от 17 до 70 млн. рублей установили заработную плату?! И плачутся — приходят за бюджетными деньгами. Мало того, что купили им оборудование, сделали с иголочки предприятия, а сейчас: давай деньги. Еще давай деньги! Зарабатывать надо деньги и рассчитываться!


И решающую роль в провале этих вопросов сыграл человеческий фактор. Когда мы фактически в силу частных, меркантильных интересов теряем то, что могли бы получить. В таких случаях никакой пощады быть не может.


Что касается развития АПК. Я уже сказал, в ближайшее время мы рассмотрим эти вопросы на республиканском совещании, так как мы рассматривали строительство. И Премьер–министр доложит результаты работы группы. Разговор будет принципиальный! И что я могу заранее сказать, предварительно: не надейтесь на прощение долгов, никто никому ничего не спишет! Сразу об этом предупреждаю.


О развитии человеческого капитала.


Любая успешная экономика, а мы говорим об «экономике знаний и услуг», невозможна без опоры на то, что в современном мире называется «человеческим капиталом».


Мир уже пришел к пониманию, что образование и здоровье человека — основа так называемого человеческого капитала. Это экономические категории.


Сегодня рыночная стоимость многих ведущих мировых корпораций основывается исключительно на командах интеллектуалов, которые работают в них, на способности этих команд генерировать новые продукты и идеи.


И даже в тех компаниях, которые занимаются традиционными видами деятельности.


Таково магистральное развитие цивилизации — человек, его знания занимают все более значимое место, постепенно вытесняя на периферию материальные ресурсы, финансы и даже информацию.


Сегодня нам необходимо осознать: образование проходит через всю жизнь. Я думаю, что в последнее время мы об этом много говорим: наше образование нуждается в некоей корректировке. Я не скажу, что нам нужны реформы, что у кого–то там чешется, может, у Маскевича (министр образования. — Прим. ред.), может, еще у кого–то, вот чешется и все: давайте реформу. Никаких реформ! Я же сказал, я народ успокоил, всех, у кого дети, у кого внуки, что никаких реформ в образовании нам сегодня не надо! Надо подкорректировать, меньше нам нужны сегодня люди с высшим образованием, а больше в профессионально–технические надо направить учреждения — давайте направим.


И прекратить всякие разговоры о реформе.


Так вот подчистить, скоординироваться, посмотреть, что нам надо сделать в нашем образовании. Давайте составим этот план на три года вперед, чтобы люди понимали и знали, что нам надо сделать.


Займитесь, пожалуйста, этим в Правительстве и Министерстве образования.


О здравоохранении.


В развитии отечественного здравоохранения достигнуты определенные успехи.


Внедряются современные медицинские технологии, новые методы диагностики и лечения.


Но мы должны понимать: качественная медицина — это исключительно дорого. Это самое дорогое удовольствие в любой стране. Даже в самых развитых, самых богатых странах государство не способно взять на себя все расходы в медицинской сфере.


Мы поддерживаем и будем поддерживать медицину. Но пришло время внедрять новые формы — в частности, развивать, популяризировать среди населения добровольное медицинское страхование.


Базовый уровень государство обеспечит всем и всегда. Это прямое обязательство государства.


У нас не должен валяться человек под забором. Больной человек, где–то умирать, если у него нет страховки, как миллионы человек в богатой Америке, с чем борется нынешний президент Соединенных Штатов Америки. Знаете его конек! И никак не может провести эту реформу в нужном для населения плане.


Но, кроме базового уровня, есть высокотехнологичное лечение. И мы его оказываем, мы на это затратили миллиарды долларов. Но тот, кто хочет получить особые условия лечения, особое качество, должен понимать — это небесплатно.


Заставить человека выложить из своего кармана полную стоимость операции мы никогда не сможем, мы на это не пойдем. Даже у зажиточного человека денег на это может не хватить. Для этого во всем мире и существуют страховые системы. Пришло время и у нас адаптировать лучший мировой опыт.


Нужно активно развивать платные услуги в медицине, добровольное медицинское страхование. Кстати, на этот счет мной недавно подписан специальный указ, которым сфера добровольного медицинского страхования существенно расширена.


Еще раз подчеркну — медицина была и остается бесплатной. Но надо дать возможность тем, кто готов больше платить, получая суперкачественное обслуживание, за свое здоровье, сделать это. Пусть заплатят.


Более того, такой подход дисциплинирует человека — он начинает понимать, что здоровье стоит денег, начинает следить за собой, вести здоровый образ жизни, правильно воспитывать своих детей и внуков. Наша задача — воспитать у человека ответственность за свое здоровье.


Признаемся, что здесь есть работа и для государства. Сделать занятия физкультурой доступными по цене, удобными и привлекательными, в первую очередь для подрастающего поколения, — задача государства!


При этом хочу еще раз подчеркнуть. Часто Анатолия Афанасьевича Тозика (заместитель Премьер–министра. — Прим. ред.) костыляют, я смотрю, в «мусорке» этой, в интернете: тот сказал, что 3 тысячи в поликлинике надо платить за посещение. Да это мизер. Анатолий Афанасьевич, нам не надо, чтобы поликлинике платили те бедолаги, которые туда частенько приходят и получают эту не совсем огромную помощь. С нас надо начинать. Анатолий Афанасьевич, мы получаем нормальную квалифицированную помощь. Я ж не говорю, что мы должны ползарплаты на это выложить. Хотя, если бы мы жили в той же Польше, на которую мы равняемся, в Германии, то мы бы выкладывали или умирали. Я же вам привел пример с Соединенными Штатами Америки.


Поэтому не надо пугать народ. Мы им не даем уж такую квалифицированную помощь дорогостоящую. А другие же и заплатить не могут. Но у нас социальное государство, мы не можем человека бросить. Но у нас есть люди, которые сегодня должны платить, которые могут платить, которые хотят заплатить, чтобы медицина нормально развивалась.


Давайте эту систему выработаем. Пройдем этот этап, а тогда уже будем говорить о том, что и в поликлиниках и прочее надо заплатить. И за счет этого повысим заработные платы врачам. Хотя я и тут проблем не вижу, те врачи, которые работают высокотехнологично и прыгают выше уровня, который установлен, уже сегодня не жалуются.


А всем чохом ни одно государство платить не будет. И мы тоже не будем.


Для того чтобы много получать — надо сердце пересаживать. Надо проводить высокотехнологичные операции, надо быть эффективным врачом. Чтобы к тебе шли люди. Пусть на меня врачи не обижаются. Так у нас везде. Среди чиновников, и у врачей, и учителей, и у других. Нужна дифференциация. И давайте снимать пену там, где уже можно снимать. Смотрите, в образовании, особенно в здравоохранении. Всех лечили поголовно, все расходы, все компенсировали. Затем министру здравоохранения — одному, второму, а ныне третьему — была поставлена задача: выйти на осуществление платных услуг в размере 20 процентов. Сейчас уже население 20 процентов платит. Это был этап такой, мы спокойно предложили за определенные услуги платить. А это большие деньги. Пятая часть расходов бюджета — это большие деньги!


Теперь давайте сделаем еще аккуратно один шаг — дадим возможность заплатить тем, кто должен, обязан и может. Я думаю, мы это быстро сможем освоить. Может, даже в этой пятилетке. А тогда будем говорить о том, что мало. Вот мы вложили деньги, давайте еще какой–то шаг сделаем.


Но чтобы нас люди понимали. Чтобы не получилось так, что Президента будут лечить, чиновников будут лечить, а все люди будут под забором валяться, как в Америке. Эти 50 или 80 миллионов американцев, которые не имеют страховки. Это не наш путь. Нам этого не надо.


Что я еще хочу подчеркнуть — здоровье человека. Знаете, на Западе, откровенно скажу, точно знаю, разговаривал со многими людьми, люди боятся болеть. Не потому, что это больно, это плохо, это нагрузка на родных, близких, детей, а потому, что за это платить надо немалые деньги. А у нас напился, обморозился — подберут и будут бороться. Нет, чтобы ногу отрубили и выкинули, пошел на одной ноге, нет, будем бороться месяцами, чтобы человека спасти. Ну правильно, такие мы люди, мы так и будем поступать, но ты же, разгильдяй, мы, чтобы вылечить даже от этого обморожения и еще подобных случаев, которые ты получил просто из–за того, что ты не должен был этим заболеть, мы на тебя выкинули тысячи долларов!


Недавно были предложения заставить платить то ли алкоголиков за травмы, полученные в пьяном виде, или еще за что–то. Этот вопрос вроде бы в Парламенте обсуждали, не прошел. Хорошо, что не прошел. Я согласен на этом этапе с депутатами. Но мы дали сигнал обществу: ребята, не шалите, за подобные вещи, по пьянке, еще по разгильдяйству, если вы получили травмы, вы за это будете платить. Бесплатно — сыр в мышеловке. Тем более надо понимать: это же не из воздуха взятые деньги, это же деньги тех здоровых людей, которые не напились и не обморозились, это их налоги мы тратим на этих разгильдяев.


То есть у нас не ценится здоровье.


Сами себя травим.


Вот таким образом, не совершенствуя себя, не занимаясь спортом, травим себя чем попало, разного рода продуктами питания и так далее, и получаем эффект соответствующий...


Ключевое событие Года гостеприимства — проведение чемпионата мира по хоккею.


Чемпионат открывает перед нами блестящие перспективы. Проведем на высоком уровне — и все уедут от нас с желанием вернуться еще, привезти к нам еще деньги, свои деньги здесь потратить.


Наиважнейшая задача — обеспечить комфортное и безопасное пребывание гостей и участников чемпионата мира.


По приказу Минспорта и туризма не заставишь сферу обслуживания выучить иностранный язык, приветливо улыбнуться туристу, творчески подойти к работе. Это зависит прежде всего от тех людей, кто будет непосредственно работать с гостями чемпионата.


Я не хочу здесь повторяться, на Совете Безопасности даже рассмотрели вопрос безопасности чемпионата. Сегодня Минск готов к проведению чемпионата мира. Я ехал к вам сегодня на это собрание и подумал о том, что мы как–то сузили свои требования при подготовке к чемпионату мира. Замкнулись на Минске. А ведь гости, их будут десятки тысяч, а может, и сотни, они же поедут по всем городам и весям, и некоторые сюда приедут для того, чтобы «поковыряться». Я видел, как в Сочи на Олимпиаде «ковырялись», я приводил эти примеры. Это же борьба, она продолжается. Мне уже говорят: надо журналистов, которые приехали на чемпионат мира, не пускать никуда за пределы чуть ли не «Минск–Арены». Ну слушайте, какая глупость... Что, мы априори записали всех журналистов и сделали их своими врагами? Нам же это выгодно, пусть журналисты едут, смотрят, пишут. Но имейте в виду, если увидят грязь — напишут «грязь». Сфотографируют. Так давайте выдраим, вычистим страну!


Давайте подготовим каждую деревушку, особенно рядом с Минском, особенно в областных городах. Чего там сидим как мыши под веником и чего ждем?!


Есть момент, случай, мы привыкли к этому: гости приедут, надо подмести в доме, вычистить страну, так давайте ее подчистим. Сделаем так, как в лучших местах у Ладутько сегодня, хотя и там еще работы хватает.


Это для нас шанс — показать нас миру. Никаких ограничений для журналистов вводиться не будет. Соответствующие распоряжения мною отданы. Всем силовым структурам, пограничникам, таможенникам, всем властям. Приедут люди — пусть едут, пусть смотрят, ничего прятать не будем. Ну а если где–то кого–то покритикуют, я скажу спасибо и буду разбираться с теми, кого покритиковали.


Еще одно главное событие этого года — 70–летие освобождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков. Это очень важно, это важнее всех чемпионатов мира. Мы в этом году открываем музей истории Великой Отечественной войны. Это, наверное, уникальный на постсоветском пространстве, в мире и Европе объект. Уникальный! Особенно тем, что построен в эти годы. Мы вынуждены были его построить. Вынуждены потому, что многие начали забывать об этом периоде истории, о героизме, который проявил наш народ. Украинцы, россияне и другие народы Советского Союза во имя спасения нашего Отечества. И для молодежи это очень важно.


В 2012 году здесь с этой трибуны я впервые сказал о слуцких поясах. Не потому, что сказал и мы там чего–то восстановили, а потому что, если мы будем помнить свое прошлое, и не только помнить, а то, что утеряно, воссоздавать, значит, мы действительно люди, которые знают, откуда мы пришли и чего мы хотим. Сегодня слуцкие пояса стали достоянием нашего общества. И нам удалось не просто воссоздать и повторить, а сделать уникальные творения человеческих рук, которые не уступают тем образцам того периода.


О заработной плате и пенсионном обеспечении.


Основными источниками доходов нашего населения являются заработная плата и пенсии.


Об образовавшемся в последние годы существенном разрыве между оплатой труда в бюджетной сфере и народном хозяйстве в целом я уже говорил. Будем его выравнивать. Соответствующее поручение Правительству дано. Первыми это почувствуют врачи и учителя.


Что касается реального сектора экономики, то здесь мое требование остается неизменным — заработную плату нужно заработать. Модернизируя предприятия, внедряя новые технологии, увеличивая выработку, сокращая затраты, повышая производительность труда.


Сегодня, как я и требовал, мы преодолели рубеж в 500 долларов средней заработной платы по стране и дальнейшее повышение благосостояния в наших руках. Притом, вы заметили, я в этом году не форсирую и не требую: рост, рост зарплаты. Я обещал: 500 долларов мы достигнем, сейчас она выше. 500 — средняя зарплата, до кризиса — мы это сделали. Это тот минимум, который должен быть в кармане человека. Тем более у нас сегодня нет практически безработицы. Мы сегодня страдаем от недостатка рабочей силы. Нам бы могли позавидовать многие европейские страны. Поэтому есть где приложиться, заработать деньги, чтобы прокормить себя и семью. Дальше зарплата будет расти исключительно следом за производительностью труда. Будет предприятие работать нормально — платите, никто не мешает проявлять здесь инициативу. Нет денег — на нет и суда нет. Можем одолжить на какое–то время для того, чтобы на ноги встали, но с возвратом.


Нам удалось добиться последовательного роста и своевременности пенсионных выплат. Но и здесь у нас есть определенные планы. Вы видите, что рабочих рук становится меньше, пенсионеров достаточно много. Знаете эти соотношения. Нигде в мире пока не найдено оптимального способа решения подобной проблемы. И нам здесь не надо бежать впереди паровоза.


Но не заниматься решением пенсионной проблемы нельзя.


О чем, на мой взгляд, следует подумать?


Во–первых, необходимо глубже проработать вопросы о том, как заинтересовать население работать дольше, после достижения пенсионного возраста.


Во–вторых, нужны предложения по дифференциации размеров пенсий. Мы отвели наших пенсионеров от черты бедности. Сегодня средняя пенсия выше потребительского бюджета пенсионера. Я не говорю, что это большая пенсия, но чуть выше. Поэтому настало время подумать, как сделать так, чтобы тот, кто больше внес в Пенсионный фонд, больше и получал, выйдя на пенсию. Тем более что с 2003 года у нас ведется персонифицированный учет всех отчислений. Так?


В–третьих, следует активнее развивать добровольное страхование дополнительных пенсий, как корпоративное, так и личное. Опыт в мире имеется.


О демографической ситуации в стране.


К сожалению, до сих пор определяющим фактором роста численности населения Беларуси является миграция.


Вместе с тем наметились позитивные изменения в динамике рождаемости. Переломным был 2013–й, прошлый год, — родилось более 118 тысяч детишек. Это максимальное количество рождений за последние два десятилетия.


Принятые государством меры по поддержке семей, воспитывающих детей, нашли отклик у населения. И эту поддержку мы будем оказывать и впредь.


Вы знаете, я об этом говорил, по моему поручению создана рабочая группа, которая прорабатывает предложения по проекту «Большая семья». Вносятся предложения, я опять боялся говорить об этом, потому что опять начнут эти разглагольствования и прочее, но есть два предложения по поддержке.


Текущая — компенсировать семье недополученный доход в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, ежемесячно выплачивая по 35 процентов от среднемесячной зарплаты на каждого несовершеннолетнего ребенка в семье.


Поясняю, если сегодня при появлении второго ребенка мать получает 40 процентов от среднемесячной заработной платы в республике, и только на этого родившегося ребенка 40 процентов, то по–новому семье будет выплачиваться по 35 процентов уже на каждого несовершеннолетнего — и на первого, и на второго. В целом получается 70 процентов средней зарплаты.


Долгосрочная поддержка предусматривает, что при рождении в семье третьего ребенка государство будет открывать депозит на сумму 10 тысяч долларов, которые ты можешь получить при достижении совершеннолетия ребенка. Это предложение главное. Правительству поручаю в двухмесячный срок подготовить и внести, если это нам подходит, эти и другие конкретные предложения и проект соответствующего нормативно–правового акта.


Уважаемые товарищи!


Не имея глобальных амбиций, Беларусь подчинила свою внешнюю политику простой и понятной цели — повышению благосостояния наших граждан.


2014 год — ключевой в вопросах экономической интеграции Беларуси, Казахстана и России и, возможно, других стран — партнеров по ЕврАзЭС и СНГ. Перед нами стоит задача закрепить и расширить выгоды от интеграции.


Сохранение и укрепление стратегического партнерства с нашим историческим союзником Россией — приоритетная задача нашей внешней политики. Такой подход закономерен и вытекает из самой сути интеграции.


Мы сегодня с Россией реализуем самые знаковые проекты, в том числе в истории нашей страны. Возьмите атомную электростанцию, модернизацию ВПК — совместные наши действия в этом плане.


И очень важно здесь региональное сотрудничество. Регионы России сегодня вносят в сотрудничество Беларуси и России значимый вклад, самый существенный.


Беларусь проводит последовательную политику по развитию интеграционного сотрудничества на пространстве СНГ.


В 2013 году, когда мы председательствовали в СНГ, мы провели 70 значимых мероприятий.


И когда сегодня Украина отказалась от председательства, мы приняли на себя эту роль. Мы выполним эти обязательства как следует, потому что здесь создавалось СНГ. Здесь штаб–квартира.


Мы будем развивать наши отношения, известные отношения, с Казахстаном, Азербайджаном, Туркменистаном и другими. Мы будем сотрудничать с нашей Украиной, как бы ни было трудно. Об Украине много сказано, не буду повторяться. Лишь подчеркну: Беларусь как ближайшая соседка крайне заинтересована в стабильной и процветающей единой Украине. И готова всячески этому способствовать.


Мы, конечно же, будем развивать и дальше углублять наши отношения с Китайской Народной Республикой. Когда–то я вам говорил, что настанут времена, когда без Китая невозможно будет решить ни один вопрос в мире. Эти времена наступили. И мы должны гордиться, что мы в свое время, когда Китай еще не был супердержавой, начали теснейшим образом сотрудничать с этим государством. И Китай идет нам навстречу, особенно в денежных ресурсах, кредитовании наших проектов на территории Беларуси. Надо только разумно этим распоряжаться.


Прагматичность, последовательность и предсказуемость характеризуют нашу политику на западном направлении. Взаимные интересы с государствами — членами Евросоюза основаны прежде всего на экономическом сотрудничестве и борьбе с транснациональными угрозами. Ведь даже на фоне непростых политических отношений Евросоюз оставался для нас одним из основных торговых партнеров, важным источником кредитных ресурсов и инвестиций. Наша страна, в свою очередь, важна для Евросоюза как ключевое государство, транзитное, своего рода «ворота» на пути к огромному и перспективному рынку Таможенного союза и будущего Экономического союза. Беларусь открыта для работы в этом направлении. У партнеров на Западе не может быть сомнений в серьезности этих намерений. Несмотря на все политические разногласия, мы никогда не чинили препятствий зарубежному бизнесу, не мешали торговле и инвестициям. Поэтому, например, для Латвии, Литвы, Польши выгоды от сотрудничества с нами порой значительно больше, чем от стран — членов ЕС. Мы будем выстраивать нормальные отношения с Европейским союзом, Соединенными Штатами Америки, потому что это цивилизованные, это очень развитые государства, рынок цивилизованный и развитый, это богатые государства, это технологически высокого уровня государства. И мы будем с ними сотрудничать. Желающие, кто хочет приехать и инвестировать в нашу экономику, милости просим. Надеемся, что сквозь завесу насаждаемого отдельными политиками негативного образа Беларуси наши партнеры в Евросоюзе все же сумеют понять важность нормализации отношений и рассмотреть перспективы выстраивания долгосрочных отношений. То же могу сказать и по Соединенным Штатам. Разрубив гордиев узел накопившихся проблем, мы откроем с ними неиспользуемые горизонты взаимодействия, прежде всего в экономической и инвестиционной сферах.


Безусловным внешнеполитическим приоритетом для нас остается огромный Азиатский регион. Кроме Китайской Народной Республики,

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter