Сильная армия – сильная страна

Поступление новой техники в Вооруженные силы России в значимых масштабах началось в 2009–2010 годах.

Поступление новой техники в Вооруженные силы России в значимых масштабах началось в 2009–2010 годах. Оно столкнулось с рядом трудностей в сфере ВПК (в первую очередь речь идет о нехватке производственных мощностей и кадров, изношенности станочного парка). Тем не менее за прошедшую условную пятилетку удалось добиться определенных успехов.

В результате развала СССР и крушения социалистической экономики Россия оказалась в глубоком кризисе, который самым непосредственным образом затронул ее Вооруженные силы.

В частности, практически прекратились поставки в войска новой боевой техники. В сколько-нибудь значимых количествах они продолжались до 1994 года (дорабатывался советский задел). Затем на протяжении полутора десятилетий новую технику получали лишь Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Это позволило сохранить статус России в качестве великой державы и гарантировать ее от крупномасштабной внешней агрессии.

Тем не менее постепенно стало ясно, что абсолютизировать роль ядерного оружия нельзя. Оно неприменимо в противопартизанских и антитеррористических войнах (типа войны в Чечне) и в локальных войнах ограниченного масштаба (типа войны с Грузией в 2008 году). Более того, крупномасштабная внешняя агрессия против России возможна только со стороны стран или групп стран, которые сами обладают ядерным оружием. Соответственно, применение против них своего ядерного оружия обернется взаимным гарантированным уничтожением и гибелью человеческой цивилизации. Поэтому ядерное оружие должно быть последним аргументом, а не единственным.

Это означает, что России необходимы обычные силы, причем, учитывая огромные размеры территории страны и разноплановость внешних угроз, они не могут быть «компактными». Почти вся техника, произведенная в СССР, уже практически выработала свой ресурс, устарела морально и физически. Поэтому ВС РФ необходимо полномасштабное тотальное перевооружение. При этом модернизация старой техники не может заменить приобретение новой. 

Соответственно, совершенно абсурдно говорить о какой-то «милитаризации экономики» и «гонке вооружений». Речь идет о жизненной необходимости. И внешне внушительные объемы закупок новой техники еще очень далеки даже от минимальных потребностей.

О жизненной необходимости роста военных расходов единодушно говорят все ведущие военные эксперты.

Так, директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин считает, что из-за отсутствия закупок новой техники с середины 90-х почти до конца 2000-х теперь необходимо закупать сразу всё. Это очень дорого, такова особенность современной военной техники. Также очень дорого стоит проведение военных учений,  но без них бессмысленно закупать новую технику. Кроме того, необходимо еще более повысить денежное довольствие офицеров, контрактников и даже призывников, а также резко улучшить их жилищные и бытовые условия. Очень значительных затрат требует восстановление и расширение возможностей ВПК. Таким образом, нам необходимы очень большие затраты на армию, но других вариантов просто не существует.

Очень серьезные внешние угрозы, помимо ядерных, остаются актуальными для России. Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов и вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков полагают, что угроза со стороны исламского терроризма лишь возрастет в связи с уходом сил НАТО из Афганистана и продолжающейся гражданской войной в Сирии. Очень велик и военный потенциал самого НАТО, хотя сейчас большинство его членов сокращают свои ВС и военные расходы. Стремительно растет военная мощь Китая, который испытывает острейшую потребность в территориях и ресурсах, причем эта потребность будет лишь нарастать.

Таким образом, говорить о «непомерных военных расходах» могут лишь совершенно некомпетентные люди либо те, кто выполняет чей-то внешний заказ. При этом, разумеется, необходимо всячески повышать эффективность этих расходов как в плане борьбы с коррупцией, так и в плане выработки стратегии развития Вооруженных сил, адекватно отражающей нынешние и будущие внешние угрозы и способы их парирования.

Необходимо отметить также принципиальную недопустимость противопоставления военных расходов социальным и тем более выставление ВС в качестве некоего экономического «паразита». У армии есть совершенно конкретная экономическая роль.

Во-первых, она защищает страну от внешней агрессии, ущерб от которой заведомо на много порядков превысит военные расходы (вплоть до варианта полного уничтожения страны и, соответственно, ее экономики, включая и все социальные расходы). Во-вторых, Вооруженные силы обеспечивают интересы страны на мировой арене, в частности, продвижение ее экономических интересов. Соответственно, армия ни в коем случае не является никаким паразитом. И все общество должно это совершенно четко понимать.

 СПРАВКА «СВ»

Несмотря на трудности, в 2009–2010 годах перевооружение армии новой техникой началось. В войска за этот период, судя по открытым данным, поступила следующая новая техника:

4-5 бригад (по 12 пусковых установок (ПУ) в каждой) оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Искандер».

Примерно 260 танков Т-90А, не менее 200 БТР-82А.

Не менее 30 самоходных артустановок (САУ) 2С34 «Хоста», не менее 24 реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Торнадо», не менее 15 огнеметных РСЗО ТОС-1 «Буратино» и ТОС-1А «Солнцепек».

18 самоходных противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) «Хризантема».

Не менее 12 зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Тор-М1-2» для ПВО сухопутных войск.

32 фронтовых бомбардировщика Су-34, 24 истребителя-бомбардировщика Су-30 (16 Су-30СМ, 8 Су-30М2), 22 истребителя Су-35С и 36 МиГ-29СМТ, 45 учебных самолетов Як-130.

Около 150 боевых вертолетов (10 Ка-50, 44 Ка-52, не менее 54 Ми-28Н, не менее 16 Ми-35М), не менее 10 тяжелых транспортных вертолетов Ми-26, более 100 многоцелевых вертолетов Ми-8 и Ми-17.

13–14 дивизионов (7 полков) зенитно-ракетной системы (ЗРС) С-400 (по 8 ПУ в дивизионе) и не менее 30 зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь-С1».

1 атомная подводная лодка с баллистическими ракетами пр. 955, 1 многоцелевая атомная ПЛ пр. 885, 1 дизельная ПЛ пр. 677, 1 сторожевой корабль (фрегат) пр. 11540, 3 сторожевых корабля (корвета) пр. 20380, 2 сторожевых корабля пр. 1166, 3 малых артиллерийских корабля (МАК) пр. 21630, 2 малых ракетных корабля (МРК) пр. 21631 (корабли последних трех проектов строятся специально для Каспийской флотилии).

1 дивизион берегового противокорабельного ракетного комплекса (ПКРК) «Бастион» (12 ПУ), до 3 дивизионов берегового ПКРК «Бал» (до 12 ПУ).

В настоящее время продолжается производство ОТРК «Искандер», БТР-82А, САУ «Хоста», РСЗО «Торнадо» и ТОС-1А, ЗРК «Тор-М1-2» и «Тор-М2», боевых самолетов Су-34, Су-30, Су-35С, боевых вертолетов Ка-52, Ми-28Н, Ми-35М, транспортных Ми-26 и многоцелевых Ми-8 и Ми-17, ЗРС С-400 и ЗРПК «Панцирь». Для ВМФ строятся атомные и дизельные ПЛ пр. 955, пр. 885 и пр. 677, фрегаты пр. 11356 и 22350, корветы пр. 20385, МРК пр. 21631, новые тральщики и десантные корабли. Ведутся работы над перспективными системами – боевыми платформами «Армата», «Бумеранг» и «Курганец» для сухопутных войск, истребителем 5-го поколения Т-50 и другими.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter