Сила в единстве?

Худрук балета Валентин Елизарьев не спешит объединяться с оперой

Худрук балета Валентин Елизарьев не спешит объединяться с оперой


После завершения масштабной реконструкции театр оперы и балета переживет очередную реорганизацию. Два самостоятельных творческих коллектива предполагают заново соединить, как это было прежде. Да, 15 лет назад по экономическим соображениям было принято противоположное решение — единый театр развели по разным углам. С тех пор белорусская опера и театр балета учились вести хозяйство и бухгалтерию самостоятельно. Но теперь в обновленный театр им предстоит вселяться не только под отреставрированную крышу, но и под прежнюю финансовую модель. Такая идея возникла в Министерстве культуры — еще в марте ее озвучил начальник управления искусств Михаил Козлович: «Процесс слияния театров будет происходить в течение этого года, с тем чтобы театры вселились в новое здание уже единым коллективом».


Два месяца руководители двух театров отмалчивались, знакомились с новыми документами и решительно отказывались комментировать: единый театр — это хорошо или плохо? И кто его возглавит: худрук балета Валентин Елизарьев? директор театра оперы Валерий Гедройц? Или это будет некий опытный администратор и управленец, к вопросам искусства имеющий самое опосредованное отношение?..


Лишь недавно хореограф Валентин Елизарьев снял затянувшуюся паузу и впервые заговорил о своем личном отношении к идее объединения двух театров. «Мы очень сильно оторвались от оперы. Наша зарплата сейчас несопоставима с зарплатой наших коллег, — говорит Валентин Николаевич. — А единый театр — это колхоз, где все работают по–разному, но получают одинаково. Объединить сейчас наши театры — значит уменьшить зарплаты артистам балета, то есть уничтожить нашу труппу. И в то же время очень сильно поддержать оперу, которая сейчас мало зарабатывает в силу объективных условий. Они работают в Центральном Доме офицеров, а что там можно заработать? Там оркестр и дирижер работают фактически в партере, за спинами музыкантов зрители театра ничего не видят...»


Дабы сохранить и оперу, и балет, Елизарьев предлагает повысить зарплаты артистам, как это было сделано, например, в соседних странах: Литве, Польше, России. «Я считаю, — делится своим мнением Валентин Николаевич, — что артисты, которые представляют в Беларуси два самых серьезных жанра, тоже не должны задумываться, куда им на гастроли уехать заработать или на каких свадьбах и похоронах еще «подхалтурить», чтобы семью прокормить. Например, в Москве в Большом театре артист за один только выход на сцену получает тысячу долларов — это не считая зарплаты.  Доходы белорусских артистов балета гораздо скромнее, я не говорю уже об оперных... Если наше государство хочет и может позволить себе содержать Большой театр оперы и балета, должны быть предприняты очень серьезные шаги по его финансированию. Все очень просто: достойная продукция должна достойно оплачиваться. Другого выхода у нас нет». Вот так думает маэстро Елизарьев...


Во вторник министр культуры Владимир Матвейчук посетил театр балета во Дворце Республики, где партию Авроры в спектакле «Спящая красавица» танцевала солистка балета Сан–Франциско, лауреат международных конкурсов Мария Кочеткова. Министр поздравил коллектив театра с юбилейным, 75–м, сезоном, пообещал зрителям, что следующую премьеру балета мы увидим уже на новой сцене в отреставрированном театре не позднее марта следующего года. Объединение двух трупп — балета и оперы — Владимир Матвейчук не комментировал.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter