Сила - в движении. Транспорта

Понятие "центр Европы" приобретает для нашей страны все более весомое экономическое значение.
Понятие "центр Европы" приобретает для нашей страны все более весомое экономическое значение. Только в прошлом году через Беларусь проследовали транзитом почти 370 тысяч зарубежных грузовиков. Более 410 тысяч отечественных также участвовали в международных перевозках. Добавьте к этому десятки грузовых и пассажирских поездов, ежедневно пересекающих страну, сотни самолетов. За услуги - а это пользование нашими дорогами, терминалами, разнообразными сервисными центрами - иностранцы уплатили сотни миллионов долларов. В позапрошлом году количество иностранных грузовых автомобилей, пересекших Беларусь, возросло на 17,5 процента, а в прошлом - еще на 23,6 процента. Это значит, десятки тысяч наших сограждан имеют благодаря такой динамике хорошо оплачиваемую работу. Уже в прошлом году придорожный сервис дал стране 110 миллиардов рублей дохода - на треть с лишним больше, чем в предыдущем.

Во многом это результат осуществления одобренной Правительством программы развития транзитных перевозок грузов и пассажиров, рассчитанной на период по 2005 год. А на днях сделан еще один важный шаг, чтобы этот сектор национальной экономики эффективно развивался. Беларусь не только де-юре, но и де-факто присоединилась к Соглашению о международном транспортном коридоре Север - Юг.

Договориться о его создании в 2000 году наших партнеров - Россию, Иран, Индию, Казахстан - подвигли вполне конкретные резоны. Поток грузов из Европы в Азию и наоборот постоянно растет. Так почему не направить его через эти страны вместо того, чтобы огибать пол-Азии и всю Европу, плывя по Суэцкому каналу и нескольким морям? Так и дешевле примерно на 20 процентов, и быстрее почти на треть. "Беларусь может стать весьма эффективным участником этого проекта, - сказал заместитель начальника управления внешнеэкономических связей Министерства транспорта Сергей Негрей, - связав по суше крупнейшие порты Балтики и Индийского океана. Прибалтийские государства уже проявили к этому интерес. В свою очередь и для центральных регионов России появляются более благоприятные условия для доставки в страны Балтии грузов и пассажиров с использованием транспортной инфраструктуры Беларуси".

Для этого наша страна предлагает два пролегающих через ее территорию панъевропейских транспортных коридора. Это направление Брест - Минск - российская граница, а также граница Литвы - Минск - российская граница. Каждый такой коридор, помимо автострады, включает железнодорожную магистраль, а также воздушные линии. Начальник управления содержания дорожной сети департамента "Белавтодор" Василий Яковлев сообщил несколько интересных данных. Например, наша лучшая трасса Брест - граница России в прошлом году на выезде из Минска была реконструирована до новейших международных стандартов на протяжении 10 километров, а в этом году войдет в строй еще такой же отрезок. В следующем году будет закончена реконструкция последнего "однопутного" участка за Оршей до границы со Смоленщиной. На трассе за один только год открылось 23 бистро, 16 АЗС, 65 объектов Белкоопсоюза, построено и реконструировано 25 площадок для отдыха.

Так что "вал" обеспечили, осталось главное - наладить привлекательную для путешественника работу этой инфраструктуры. Но можно зарабатывать на транзитной дороге больше! Соглашение Север - Юг и заключено ради этого. Однако многое для достижения цели нужно улучшить. И еще неизвестно, что проще - найти 380 миллиардов рублей, чтобы довести до евростандарта все наши автотранспортные коридоры, или же усовершенствовать в соответствии с мировыми нормами отечественное законодательство, регулирующее международные грузоперевозки. А главное, поменять психологию чиновников разного ранга, с которыми сталкивается транзитник. Пока российское транспортное ведомство недовольно действиями наших таможенников. Некоторые белорусские предприниматели перерегистрируют свои грузовики на иностранные номера - мол, "там" условия либеральнее. Подобные факты зачастую неоднозначны, требуют оценки с точки зрения наших национальных интересов. Однако ясно и другое: чтобы Ганс или Иван направили свой "тяжеловоз" через Беларусь, путь через нее должен быть дешевле, быстрее и комфортнее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter