Вступительное слово и доклад Президента «Вместе — за сильную и процветающую Беларусь!» на пятом Всебелорусском народном собрании

Сила в движении!

Вступительное слово и доклад Президента «Вместе — за сильную и процветающую Беларусь!» на пятом Всебелорусском народном собрании




Дорогие друзья!

Сегодняшнее мероприятие — серьезный этап в жизни нашего общества, тем более каждого из нас, избранных и приглашенных на Всебелорусское народное собрание.

Естественно, не только сегодня каждого из нас одолевали некоторые мысли: каждый приехал сюда с чем–то своим. Может быть, он выскажет это в ходе нашего народного собрания, может быть, эта мысль или предложения останутся с ним, но, собираясь из всех уголков нашей небольшой, компактной страны, проезжая по дорогам нашим, вас, уверен, одолевала одна мысль: все–таки мы живем в красивой, не обиженной Богом и природой стране!

Сегодня юбилей — 75 лет начала Великой Отечественной войны. Печальный, к сожалению, юбилей. Треть населения Беларуси погибла, умерла от ран. Мы очень долго восполняли  потери той самой страшной войны прошлого столетия. Наши соотечественники ушли тогда ради нас, ради сегодняшней нашей жизни, ради той красоты, о которой я только что сказал. Давайте будем благодарными наследниками той Победы и почтим память всех погибших минутой молчания.

(Минута молчания.)

Позвольте мне от имени белорусского народа приветствовать вас на главном общенародном форуме нашей страны!



Право человека и гражданина на участие в управлении делами государства является неотъемлемым требованием нашего времени.

Активность, с которой жители страны включились в подготовку и проведение собраний в трудовых коллективах, по месту учебы, службы, жительства, еще раз доказала, что наш съезд — реально действующий механизм народовластия.

Считаю, что наш девиз «Вместе — за сильную и процветающую Беларусь» символизирует преемственность и сплоченность общества ради блага нашей Родины.

Мы ценим общественное мнение, пожелания и продуктивные идеи, которые направлены на поступательное развитие республики в экономическом, социальном и культурном планах.

Белорусы хотят сохранить мир и спокойствие в стране, настроены на созидательную работу во имя своего будущего и будущего подрастающего поколения.

Главная цель форума — обсудить актуальные вопросы нашей жизни, рассмотреть на общереспубликанском уровне проблемы регионального масштаба, прийти к консолидированному мнению относительно решения стратегических задач и планов развития экономики на новый пятилетний период.

В зале делегаты, представляющие районы, города, практически все крупные предприятия республики, которые конкретными делами заслужили авторитет среди граждан. Здесь также представлены политические партии и общественные объединения.

Люди разных возрастов, поколений и профессий, вы представляете население всей нашей страны, всех регионов нашей Родины.

Нам оказано не только высочайшее доверие граждан, но и возложена огромная ответственность. Вместе мы должны принять решение по самым важным вопросам развития белорусского государства и общества. Такое право нам предоставлено Законом Беларуси «О республиканских и местных собраниях».

Уважаемые товарищи!

На нашем форуме присутствуют представители братской России, иностранные гости и зарубежные дипломаты. Давайте вместе с вами сердечно поприветствуем всех искренних друзей нашей страны!

(Аплодисменты.)

Всебелорусское народное собрание по праву является одной из важнейших форм прямой демократии и оправдавшим себя общественным институтом современной Беларуси. Открытый и честный разговор с людьми стал нормой жизни для власти и всех должностных лиц государства.

В повестке дня собрания — обсуждение проекта Основных положений Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на пятилетку — 2016 — 2020 годы.

Этот документ достаточно объемный, охватывающий разнообразные сферы жизнедеятельности белорусского народа, он направлен на солидарные действия государства и общества в достижении поставленных целей.

В нем обоснованы пути повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни белорусских граждан, совершенствования институциональной среды. Разработаны правовые и социально–экономические механизмы реализации поставленных задач и приоритетов, отражены крупнейшие инвестиционные проекты, планируемые к внедрению в текущей пятилетке.

Все необходимые документы у вас имеются на руках, более того, а мы ничего не скрывали, проект программы был опубликован в средствах массовой информации, все желающие ознакомиться с ним ознакомились.

Считаю сегодня главным четкое видение будущего страны. Мы должны уточнить задачи по реализации нашего стратегического развития. Поэтому нужен предельно откровенный, честный и принципиальный разговор.

При этом я хочу обратить ваше внимание на доклад Президента. Его особенность будет в том, что мы попытались сказать то, что не сказано ранее по теме, обобщить уже известные положения развития страны, которые уже звучали, в целях определения стратегии развития Беларуси на предстоящую пятилетку.

При этом я хотел бы попросить вас: высказывайте свое мнение уверенно, акцентируйте внимание на запросах и чаяниях людей, которые вас уполномочили их представлять, предлагайте решения.

Очень надеюсь, прозвучит много полезных и конструктивных предложений, которые будут учитываться при подготовке нормативных правовых актов государственными органами.

Уважаемые друзья, позвольте пятое Всебелорусское народное собрание объявить открытым.

(Звучит Государственный гимн Республики Беларусь.)

* * *

Уважаемые делегаты, участники и гости пятого Всебелорусского народного собрания!

К нашему сегодняшнему собранию, можно сказать, к народному вече, съезду, приковано внимание общества.

Точки зрения, мнения разные. Многие ждут ответа на ключевые вопросы. С какими итогами мы завершили пятилетку? Что получилось, а что нет? В чем причины нынешних трудностей? Что мы делали правильно, а в чем, возможно, ошибались? 

И главное — что ждет нас в будущем? Каким курсом пойдет наше государство дальше? Как мы будем жить и работать? И чего ждать всей стране и каждому ее гражданину?

Ясные ответы на эти вопросы и должны дать мы с вами. В этом всегда состояла особая роль и, если хотите, особая миссия Всебелорусских народных собраний.

Ведь наш с вами сегодняшний съезд — это не формальное парадное мероприятие и не дань ритуалу, а проверенная временем живая связь власти с народом, возможность спокойно, вдумчиво подвести итоги прошлого, выработать стратегию будущего.

Некоторые задавались вопросом: почему собрание проходит именно сейчас, а не в преддверии президентских выборов?

Ответ прост. Всебелорусское народное собрание проводить логично тогда, когда можно подвести и нужно подвести реальные итоги работы за пятилетку, оценить достижения и ошибки, глубоко понять мировые тенденции в экономике. Только при этих условиях решения могут быть точными, продуманными и выверенными.



Многие и в обществе, и в средствах массовой информации обратили внимание на дату нашего собрания — 22 июня. Мы только что об этом говорили. Это действительно символическая, трагическая и, самое главное, поучительная дата. Ровно 75 лет назад началась самая страшная и кровопролитная война в истории. Мы хорошо помним ее уроки. И главный урок состоит в том, что любую, даже самую большую беду можно одолеть только вместе.

Если перед лицом трудностей народ сплачивается, а люди не падают духом, то любые преграды преодолимы и любые цели достижимы.

И еще один важнейший урок дает нам прошлое. Нельзя быть беспечными и самоуверенными. Нельзя легкомысленно относиться к будущему. Нельзя позволять застать себя врасплох, как это было в те годы. Надо уметь вовремя предвидеть и предотвратить опасность.

К счастью, сегодня у нас нет столь же трагичной ситуации, как три четверти века назад. В Беларуси мир, покой, порядок. Мы живем на своей земле — живем скромно, но в достатке.

На примере наших соседей мы убедились: мир — великая, величайшая ценность! Потерять его очень легко, а путь от мира к войне может быть очень коротким.

Единство народа, мобилизация всех его сил — вот что нужно не только для того, чтобы выстоять в лихую годину, но и для того, чтобы предотвратить ее приход. Сберечь мир в стране и сберечь саму страну.

В связи с этим обороноспособности и безопасности нашего государства мы придаем первостепенное значение. У нас разработаны и приняты Концепция национальной безопасности и новая редакция Военной доктрины.

В них сформулированы основные задачи и определены направления деятельности с учетом современных угроз и вызовов.

Подчеркиваю, главное для нашего государства — миролюбивая многовекторная внешняя политика.

Сегодняшняя обстановка в мире характеризуется обострением борьбы государств за лидирующие позиции и контроль над рынками сырьевых ресурсов. Стремление геополитических центров силы к расширению зон своего стратегического влияния привело к ущемлению и блокированию интересов других государств, провоцированию напряженности и способствовало усилению межгосударственных противоречий.

На протяжении последних лет мы видим, как деградируют механизмы обеспечения международной безопасности. Грубое вмешательство «сильных мира сего» воспламеняет целые регионы.

На этом фоне расцветают радикальный экстремизм и международный терроризм, которые, заполняя вакуум безвластия, разрастаются до квазигосударств и начинают диктовать условия всему миру.

Беларусь, находясь в географическом центре Европы, не может оставаться в стороне от этих вызовов и угроз, которые происходят не только где–то далеко от нас, но уже, к сожалению, совсем рядом — у нашего порога.

Выстраивание миролюбивой и добрососедской политики, неприемлемость использования силы в разрешении международных противоречий позволили нам стать основной площадкой для переговоров по урегулированию вооруженного конфликта в нашей родной Украине.

Сегодня мировое сообщество рассматривает Беларусь как донора региональной безопасности. Отрадно, что нас услышали и поняли наше искреннее желание помочь скорейшему установлению мира на украинской земле. Мы этой позиции, и я лично, придерживаемся до сих пор.

История нас научила, что любая миролюбивая политика должна быть подкреплена реальной способностью государства защитить свой народ.

Затрагивая вопросы безопасности, я постоянно повторяю тезис «Порох нужно держать сухим». Наличие боеготовых Вооруженных Сил, системы территориальной обороны и эффективных институтов обеспечения правопорядка — это гарантия мира и спокойствия на нашей земле. Но и здесь я хочу подчеркнуть мысль о том, что оборонная мощь страны опирается на ее экономическую мощь и силу духа народа.

Численность, структура силовых ведомств приведены в соответствие с оптимальными потребностями надежной обороны и экономическими возможностями государства. Это не значит, что мы остановились в оптимизации силовых структур. Мы это делаем постоянно, будем делать и впредь.

Одной из важнейших задач в военной сфере является обеспечение войск новейшим вооружением и техникой. Без этого мы не сможем защитить нашу землю.

Наши ученые совместно с организациями оборонного сектора экономики разработали и успешно испытали в условиях густонаселенной Беларуси, а не на пустынных полигонах реактивную систему залпового огня «Полонез», соответствующую лучшим мировым образцам высокоточного оружия. Отечественную систему! Это говорит о том, что у нас создано новое перспективное направление — ракетостроение, производство мощного оружия сдерживания. Оно уже с этого года поступает на вооружение нашей армии, что значительно укрепит обороноспособность Беларуси.

Не скрою, мы хотели этим самым с военными преподнести всей стране и вам, делегатам съезда, подарок к пятому Всебелорусскому народному собранию, гарантирующий чистое небо нашему народу.

(Аплодисменты.)

Продолжится развитие военного и военно–технического сотрудничества с братской Российской Федерацией в системе региональной группировки войск, а также со странами Организации Договора о коллективной безопасности и другими государствами.

Белорусскую армию сегодня по праву можно назвать школой мужества, гражданственности и патриотизма.

За последние годы нами приняты меры по обеспечению пограничной безопасности страны. Тем более обстановка нас, к сожалению, опять же к сожалению, к этому вынуждает, особенно на южных рубежах нашего Отечества, да и на Западе тоже.

Реализуется комплекс мероприятий по совершенствованию системы охраны государственных рубежей, в первую очередь, как я уже сказал, на южном направлении. Выставлены новые подразделения, создается интегрированная система охраны границы, внедряются современные образцы вооружения и техники.

Созданная система — это эффективный щит на пути терроризма, наркотрафика и нелегальной миграции.

Не менее важной государственной задачей являются защита прав и законных интересов граждан, борьба с преступностью.

Правоохранительными органами отмечается устойчивая тенденция к снижению ее уровня. Мы ведем жестокую борьбу с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, повышается результативность в сфере противодействия торговле людьми. Ежегодно сокращается уровень дорожно–транспортного травматизма.

Можно с уверенностью утверждать, что мы способны защитить суверенитет и территориальную целостность нашей страны, мир и порядок в государстве.

(Аплодисменты.)

Уважаемые товарищи!

На пятом Всебелорусском собрании мы должны обсудить планы на пятую пятилетку, точно определить наш путь в будущее.

На ваше рассмотрение, уважаемые делегаты, выносится Программа развития Беларуси на 2016 — 2020 годы. Нам предстоит обсудить, доработать и принять ее.

Скажу сразу: у этой программы есть свои особенности, по крайней мере три.

Первая. Это программа развития, а не застоя; программа будущего, а не прошлого; программа действий, а не ожиданий.

Мы прекрасно понимаем: проблемы не решаются сами собой, кризисные явления не исчезнут по мановению волшебной палочки. Именно поэтому в основу программы положены принципы прогресса и открытости. Мы делаем ставку на знания и технологии. В этом ключ к решению текущих проблем и движению вперед.

Вторая особенность. Это реальная программа, без лишних обещаний и несбыточных планов. Здесь анализируются не только объективные трудности, но и наши ошибки. И предлагаются пути их исправления.

Насколько точен этот анализ, насколько точны и глубоки те меры, которые предлагаются, — все это нам предстоит обсудить вместе.

И третья особенность. Это программа эволюции, а не революции. В ней мы твердо сохраняем преемственность нашего курса и базовые основы белорусской модели развития. Мы категорические противники радикализма, шока и ломки всего и вся.

Государство для народа, справедливость, защита простого человека — это то, на чем стояла и стоять будет белорусская государственность.

Для выработки планов на пятилетку у нас есть четкий ориентир — предвыборная программа Президента. Она поддержана белорусским народом.

Часть поставленных задач кому–то может показаться напряженной. Но иного выхода у нас просто нет. Мы не можем отказаться от развития. Не можем согласиться с тем, что нас ждет застой или хуже — откат назад.

Мы можем и должны найти резервы роста!

Мы можем и должны мобилизоваться!

Мы можем и должны дать второе дыхание экономике и обеспечить новый прорыв!

1. О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ


Скажу сразу: для объективного анализа сложившейся ситуации нельзя ограничиваться только последним годом пятилетки. Надо смотреть шире. В этом году мы отмечаем 25–летие суверенной Беларуси. Мы должны вспомнить весь путь становления независимости нашего государства.

Для этого не нужны ни архивы, ни историки. Каждый из нас прекрасно помнит и развал 90–х годов, и строительство новой страны. Мы с вами творцы и прямые участники этого великого исторического процесса.

Крушение Советского Союза действительно было крупнейшей геополитической катастрофой века. Оно стало настоящей драмой и для белорусского народа.

Накопления граждан были обесценены, старые идеалы разрушены. Массовая бедность стала восприниматься как норма.

И все это происходило на фоне тяжелейшего экономического спада, нестабильных финансов, паралича социальной сферы.

В те годы народу Беларуси предстояло одновременно отстоять суверенитет и точно, абсолютно точно определить новый курс в строительстве экономики и общества.

Ошибки быть не должно. Мы шли по тонкому льду. И, не дай бог, шаг влево — шаг вправо, мы бы с вами в этом зале не находились.

Многие говорят: «Ну что там, Всебелорусское народное собрание... Гэта Лукашэнка прыдумаў што–та». Здесь есть «старожилы», которые присутствовали на первом Всебелорусском народном собрании и которые помнят те времена и те причины, которые побудили меня собрать этот Всебелорусский народный сход. И если бы тогда не поддержка делегатов, которые приехали из всех уголков страны, делегатов, которые еще не знали Лукашенко как Президента, они были одолимые одной мечтой — надо спасать страну, беда пришла к нашему порогу. И если бы тогда не вы, ваши коллеги, которые собрались тогда (по–моему, во Дворце спорта мы проводили первое Всебелорусское народное собрание, которое собрало около 5 тысяч делегатов), если бы вы тогда не сказали твердое «нет» развалу, еще раз подчеркиваю — нас бы здесь не было.

Вот вся ценность того первого Всебелорусского народного схода, традиции которого мы поддерживаем и ныне.

В те годы выпуск некоторых видов продукции либо вообще прекратился, либо сократился в 5 — 10 раз. В значительной мере были утеряны научно–технические позиции, произошел отток квалифицированных кадров.

Именно Беларусь как производитель конечной продукции наиболее остро ощутила последствия разрушения единого народно–хозяйственного комплекса.

Создавались предпосылки, чтобы Беларусь оказалась «под внешним управлением». Были попытки растащить лакомые куски госсобственности, а народ оставить нищим.

К счастью, в нашей стране этого не произошло. Мы выбрали свой путь — не шоковой терапии, а эволюционного развития.



На первом этапе становления суверенной страны Беларуси (1995 — 2005 годы) 10 лет мы восстанавливали страну. Вдумайтесь: 10 лет, в течение которых другие страны уже шли вперед — развивали новые производства, изобретали новые технологии, строили объекты социальной сферы, мы восстанавливали то, что было разрушено!

Еще больше усугубили ситуацию последствия аварии на Чернобыльской атомной станции. Совокупный ущерб белорусской экономике составляет примерно 235 миллиардов долларов, что равнялось 32 бюджетам БССР 1985 года. Поэтому изыскивали дополнительные ресурсы на решение чернобыльских проблем.

Мы не могли бросить людей в беде. Наш народ стойко и мужественно преодолевал трудности и невзгоды.

И результат — Беларусь первой на постсоветском пространстве по основным параметрам достигла уровня докризисного 1990 года.

За счет чего выжили? За счет трудолюбия и единства народа, твердости и честности нашей политики, выверенного курса, который мы тогда взяли.

Второй масштабный этап развития белорусской экономики — это период 2005 — 2015 годов нынешнего столетия.

Главный акцент был сделан на обеспечение стабильности экономического развития. Это время системной модернизации всех секторов экономики. Восстановив то, что было утрачено, мы занялись встраиванием экономики страны в мировой рынок, догоняя лидеров, которые ушли далеко вперед в производстве и технологиях.

С 2005 по 2009 год развитие происходило за счет опережающего роста экспорта как на российский, так и европейский рынок. Экономический подъем обеспечивался благодаря расширению масштабов производства. Этот период наиболее активного роста в зарубежной прессе назвали «белорусским экономическим чудом начала века».

Высокие темпы экономического роста в этот период способствовали решению многих социальных задач. Мы смогли направить значительные объемы инвестиций в социальную сферу и жилищное строительство. Вдумайтесь, почти половину всех инвестиций.

Экономика Беларуси развивалась быстрыми темпами, даже несмотря на мировой финансовый кризис 2008 — 2009 годов.

Валовой внутренний продукт Беларуси в первые десять лет нового тысячелетия увеличился почти в 2 раза, реальные денежные доходы — более чем в 3 раза. Удалось решить и проблему продовольственной безопасности, многие другие значимые вопросы.

У нас есть неоспоримые успехи в области социальной политики. Подтверждение тому — выполнение уже в 2015 году определенных Декларацией ООН целей тысячелетия, связанных с искоренением нищеты и голода, снижением детской смертности, обеспечением грамотности населения.

По Индексу человеческого развития Беларусь среди почти 200 стран мирового сообщества переместилась с 68–го в 2000 году на 50–е место в 2015 году. За пятилетку 18 позиций. Это обеспечило нам место в группе стран с высоким уровнем человеческого развития.

С 2014 года впервые за 20 лет численность жителей Беларуси начала расти. Уровни рождаемости и смертности практически сравнялись — сжаты так называемые демографические ножницы. Это результат, к которому мы так стремились и которым мы гордимся.

По размерам ВВП на душу населения по паритету покупательной способности Беларусь уже вошла в число стран со средним уровнем дохода. Этот показатель вырос с 5 тысяч 200 долларов в 1990 году до 16,5 тысячи долларов в 2010 году, почти до 18 тысяч долларов в 2015 году. С 5 тысяч до 18!

В рейтинге по уровню развития образования мы находимся в группе 30 развитых стран и опережаем все страны Содружества Независимых Государств.

По показателям доступности образования — поступлению детей в школу, количеству студентов учреждений высшего образования — Беларусь находится на уровне высокоразвитых стран и опережает многие страны Европы и мира.

Республика лидирует по числу обучающихся в учреждениях профессионального образования на 10 тысяч человек населения.

И в экономической сфере есть немало положительных фактов.

В прошлой пятилетке проведена модернизация базовых отраслей экономики. Завершается техническое обновление девяти крупнейших деревообрабатывающих производств, введены в строй технологические линии по производству цемента «сухим» способом, организовано производство комплексных сложносмешанных удобрений.

Освоено серийное сборочное производство легковых автомобилей, изготовлен самый крупный в мире карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн. Построен завод по производству современных железнодорожных электропоездов (такие электропоезда уже стали на рельсы нашей Беларуси). Начато строительство Белорусской атомной электростанции.

Модернизация производства позволила обновить технологии и существенно сократить затраты на выпуск изделий. Снижение уровня материалоемкости продукции в промышленности составило около 8 процентов.

За 5 лет введено в эксплуатацию и технически переоснащено более тысячи молочно–товарных комплексов, 55 свиноводческих, 456 зерносушильных, более 500 птицеводческих комплексов. Новая техника на селе вся отечественного производства. Автоматизация основных технологических процессов сельхозпроизводства позволила увеличить производительность труда за пятилетку на селе почти в 1,5 раза.

Мы не только сохранили и модернизировали традиционные отрасли, но и создали задел для развития принципиально новых направлений — атомной энергетики, космической, биотехнологической и других отраслей. На повестке дня — переход к зеленым технологиям и экономике знаний.

Выпуск инновационной продукции за пятилетку увеличился более чем в 4 раза. В стране имеются значительные наработки в сфере высоких технологий, в частности в производстве оптических и лазерных приборов, автоматизированных систем управления. Широкую известность в мире приобрел ряд компьютерных программ белорусских разработчиков. По экспорту в области компьютерных и информационных услуг на душу населения страна опережает все страны Содружества.

Показателем мирового интереса к белорусской экономике является возросшая активность иностранных инвесторов.

За последние пять лет объем иностранных инвестиций в экономику вырос в 2,5 раза, при этом привлечено почти 11 миллиардов долларов на чистой основе.

Да, сделано было немало, можно эти факты и примеры приводить и дальше.

Еще раз подчеркиваю: добивались мы этого своим трудом и собственными силами в очень непростых условиях.

И здесь я хочу выразить огромнейшую благодарность всему белорусскому народу, вам, которые шли в авангарде этого народа! Белорусы — люди мудрые, они прекрасно видят, что происходит в мире, понимают истинные причины и трудности. И понимают, что в нынешних условиях самые главные, самые дорогие наши ценности — это мир в стране, независимость, безопасность каждого. Будет это — все остальные проблемы мы решим.

Наш народ так же твердо, как и раньше, хранит единство страны, бережет ее независимость. Подавляющее большинство людей ясно понимает: преодолеть трудности можно только собственным трудом и вместе.

(Аплодисменты.)

Однако надо признать: пятилетка 2011 — 2015 годов оказалась проблемной. Не всe удалось выполнить из запланированного.

Что произошло за последние несколько лет? В чем причины замедления?

В 2013 году на ваших глазах упал валовой внутренний продукт в Евросоюзе. Снизились темпы развития экономики основного нашего партнера — России. Это существенно ограничило возможности Беларуси наращивать объемы экспорта и производства. В этом основная причина отставания в выполнении прогнозных показателей.

В 2014 и 2015 годах произошли новые вызовы как на мировом, так и на региональном уровнях. Отрицательное влияние оказали санкционная война Евросоюза и России, а также геополитическая нестабильность у наших границ.

Спад на рынках России и Украины повлек за собой сокращение товарооборота между нашими странами, а это основные наши партнеры. Это привело к затовариванию складов белорусских предприятий, снижению валютной выручки и другим неблагоприятным последствиям. В этих реалиях мы были вынуждены жить более скромно и экономно.

В то же время наш социальный пакет не могут себе позволить многие страны с более высокими доходами и уровнем экономического развития.

Да, повысились цены, тарифы. Мы стали активнее работать на внешних рынках капитала, принимать оперативные меры, порой в ручном режиме, по диверсификации экспорта. Это непростые решения.

В мире всe давно поделено — каждый клочок земли, каждый рынок. Поэтому, чтобы освоить новые ниши, нам надо работать напористо, если хотите, агрессивно и, главное, результативно, максимально сокращать затраты, снижать себестоимость продукции, экономить финансовые ресурсы.

Что мешает движению вперед? Где резервы, которые надо использовать?

Первое и главное. Невысокая производительность труда, которая достигла уровня 20 тысяч долларов и не изменяется 3 года.

Оставшееся нам в наследство отставание от передовых стран по экономической эффективности пока, к сожалению, сохраняется. Более того, есть риски его нарастания. Поэтому важнейшая задача Правительства — преодолеть негативную тенденцию, приняв комплекс действенных мер, о которых мы недавно условились.

Второе. Низкая инновационная активность. Сохраняется почти трехкратное отставание от высокоразвитых стран по доле высоких технологий в промышленности. Результат — мы выпускаем продукцию с невысокой добавленной стоимостью и низкой технологичностью.

Третье. Недостаточно эффективная инвестиционная стратегия предприятий и целых отраслей.

Не удалось добиться должного экономического эффекта от инвестиционных проектов, в том числе реализованных с поддержкой государства. Есть случаи, когда декларируемые в бизнес–планах показатели так и остались на бумаге.

Не было серьезных маркетинговых и инженерных исследований на стадии проработки проекта, не учитывались тенденции развития мирового рынка.

Сбои начинаются тогда, когда сначала производится продукция, а лишь потом — мучительные поиски новых рынков сбыта.

Правительству, всей вертикали власти нужно извлечь урок из этого и на предстоящие годы выстраивать такую стратегию развития, которая позволит эффективно осваивать новые технологии и методы работы.

Разговор не о какой–то кардинальной ломке и перестройке всего. Подчеркиваю: нужно совершенствование того пути, который выбрали и по которому достаточно успешно прошли первые два этапа восстановления и стабилизации. На новом этапе нам необходимо перейти от «догоняющей» стратегии к «опережающей».

Вы знаете, здесь я хочу сделать небольшое отступление и честно признаться: да, действительно, надо совершенствовать то, что есть. Нам сегодня некоторые предлагают, в том числе есть такие люди и в Правительстве, а может быть, и все Правительство порой наклоняется в эту сторону, предлагая некие радикальные, я не говорю ломку, ломку — это недопустимо, такого бы и Правительства в Беларуси не было, радикальные шаги. На что я, идя от жизни, всегда говорю: хорошо, даже если эти радикальные шаги сегодня точны, если они разработаны наукой, где–то проверены жизнью, то кто эти радикальные меры будет реализовывать? Кто? Вы что думаете, если два–три человека умных понимают, что делать, то все остальные бросятся эти идеи реализовывать? Нам надо иметь кадры, если нам придется реализовывать новый курс, который мы можем запросто в течение недели выработать и начать реализовывать.

Второе, я уже об этом как–то говорил. Когда мне задают вопрос, а вот можно, готовы вы и прочее, я всегда говорю: «Вы не у меня спрашивайте, я готов к любой реформе, любым планам, любым действиям. Вопрос не во мне. А готовы ли вы, общество, к таким радикальным изменениям?» Молчание...

Но и немаловажно — надо чувствовать момент, надо знать и понимать, когда можно делать те или иные радикальные шаги.

То, что они нужны в отдельных моментах, — это да. Но что будет, если мы в период, когда надо сплотиться, организоваться, не допустить дальнейшего падения, идти выверенно, как по тонкому льду, начнем ломать этот лед? Что произойдет? Ясно что.

Поэтому моя позиция однозначная: никакого радикализма. Никакого! Мы должны идти от жизни, мы должны решать те вопросы, которые ребром ставит сегодняшняя реальность, наша действительность. Другого нам не дано. Этот путь непростой. Проще всего нарисовать программу, начертить стрелками направление наших действий, но потом же это надо реализовать. И надо думать о том, как мы будем и с кем это все реализовывать.

Поэтому стержень нашей программы состоит в том, что мы должны совершенствовать то, что у нас есть, вдумчиво и спокойно делая шаги по определенным направлениям, решая те проблемы, которые у нас сегодня существуют. И никакой ломки.

Вот стержень того, что я предлагаю вам сегодня на Всебелорусском народном собрании.

(Аплодисменты.)

2. О стратегии дальнейшего развития


Наша задача на ближайшие 5 лет — преодолеть отставание и прочно занять свою нишу в мировой экономике.

За это время мы должны выйти на качественно новый уровень технологий в большинстве отраслей и обеспечить на этой основе рост благосостояния наших граждан.

Основой движения вперед на современном этапе должны стать новые подходы к модернизации экономики и эффективное государственное управление.

В настоящее время под оперативным управлением министерств и концернов находятся 1.005 организаций — почти половина чистых активов экономики.

Но при этом вклад их в общую выручку по стране составляет лишь четверть, примерно 25 процентов.

Цифры наглядно показывают, что эффективность деятельности этих предприятий остается невысокой. И одна из причин такого положения дел — низкое качество управления.

Поэтому нам необходимо модернизировать его наряду с обновлением производств. Именно тогда мы получим полную отдачу от модернизации: завоюем новые рынки, продадим продукцию с прибылью и достойно заплатим каждому труженику.

Нужно укрепить хозяйственную самостоятельность, сосредоточить внимание на сохранении акционерной стоимости и эффективности работы, сократить затраты и тем самым увеличить производительность труда.

Совершенствование управления экономикой потребует пересмотра функций министерств — усиления их роли в формировании отраслевой политики, мониторинге и прогнозе развития отрасли, продвижении и защите интересов производителей на внешних рынках.

Это позволит оптимизировать структуру государственных органов, снизить их число.

Будут приняты решения по передаче из республиканской собственности в коммунальную предприятий, не являющихся стратегическими либо функциональными, то есть не обеспечивающих реализацию государственных задач и функций.

Цель в том, что все госпредприятия, имеющие перспективу, должны стать высокодоходными активами, источниками поступлений в бюджет в виде налогов и дивидендов, давать высокопроизводительные и хорошо оплачиваемые рабочие места нашим людям. Резервы по повышению эффективности госсектора огромны.

Говоря об эффективном государственном управлении, мы имеем в виду совершенствование госаппарата, чтобы он мог на высочайшем профессиональном уровне управлять государственной собственностью, превращая ее в высокодоходные активы.

Часто высказывается мнение, что система госуправления в республике очень затратна. Однако если сравнить расходы на содержание госаппарата в разных странах, то в Беларуси их доля ниже и составляет 2 процента ВВП. В три с половиной раза выше — в Европейском союзе, в нашей России — в два раза выше.

Надо сказать честно и прямо: в Беларуси один из самых компактных государственных аппаратов в мире.

Вопрос в другом. Работа госаппарата недостаточно эффективна.

Необходимость кардинального совершенствования системы госуправления в целях повышения его эффективности назрела давно. Для этого нужен целый ряд мер.

Должен быть повышен престиж работы госслужбы. Это непременное условие, если мы хотим добиться результата. Ведь от знаний, профессионализма, компетентности государственного служащего порой зависит очень многое — судьбы целых отраслей, предприятий, в конечном счете судьбы работающих там людей.

Во всем мире за умных, энергичных специалистов идет борьба. Их привлекают высокими зарплатами, премиями, социальными пакетами. Это реалии конкурентной борьбы за интеллект. И в таких условиях мы просто обязаны привлечь в госаппарат самых лучших, самых компетентных. А значит, мы должны предложить им по–настоящему достойные условия для работы, прежде всего — уровень оплаты труда.

Пришло время принять кардинальные решения в этой области. Но, еще раз подчеркну, главная наша беда состоит в том, что мы, имея достаточное число людей, государственных служащих, которые понимают, что делать, грамотные, толковые люди, и это признают все, и я это также подтверждаю, мы порой работаем неэффективно. Я часто привожу пример: мы работаем по–советски, мы едем в сельхозпредприятия, куда надо и куда не надо, контролируем, кто как сеет, убирает, в какие сроки и так далее. У нас ведь сегодня даже в крупном районе уже не 30, не 25 хозяйств, как во времена Соколова, Дементея. Сегодня их осталось 13 — 15, из них только 2 — 3 — низкорентабельные. Так вы обратите, председатели райисполкомов, со всеми своими аппаратами в 120 — 180 человек, обратите внимание на эти три хозяйства. А в остальных вы должны, конечно, бывать, но отдыхать. Не надо их поучать, что делать и как. Не надо их излишне напрягать, руководителей. Не надо ходить следом за ними. И не надо их душить контрольными мероприятиями и проверками, если вы не поймали их за руку. Поймали за руку — мое открытое слово: наказывайте.

(Аплодисменты.)

Притом наказывайте на всю катушку, не щадя. Чужого брать нельзя! Я 20 лет твержу всем вам об этом. Но если у вас нет фактов (запомните: то, что я говорю с этой трибуны, для правоохранительных органов закон), если у вас нет достоверных фактов, что руководитель любого уровня — госучреждения, частного или другого предприятия — нарушает закон, вам на этом предприятии делать нечего! Вот решение раз и навсегда!

(Аплодисменты.)

Оптимизацию госаппарата не следует сводить к простому сокращению численности штата, надо обеспечить госуправление на качественно более высоком уровне. Чтобы сформировать у людей понимание, что государство — не донор или контролер, а партнер, создающий условия для успешного развития предприятий, регионов и страны в целом.

И еще один недостаток. Ну, говорят, малый государственный аппарат — 120 — 180 человек в райисполкоме. А посмотрите на стиль работы сегодня. Ведь мы порой принимаем решения в исполкоме по тем вопросам, к которым вообще прикасаться не надо сегодня. Их просто надо видеть. Председатель райисполкома и ответственный работник должны как–то корректировать их. Надо принимать решение по важным вопросам, которые обеспечат поступления в бюджет, жизнь людей, развитие региона. На эти вопросы обращать внимание. Хорошо, обратили, приняли решение в исполкоме, правильное решение — что дальше? Дальше железобетонно эти решения должны исполняться! Исполняются? Нет! Мы принимаем решение, прежде всего вы, райисполкомы, облисполкомы отчасти, а дальше — они проваливаются. И вы «героически» идете и начинаете всем своим аппаратом райисполкома, облисполкома сами исполнять эти решения. Слушайте, кому нужно такое управление?!

Надо, чтобы в исполкоме (я сейчас отвлеченно говорю) работали не 180 человек, а, может быть, 25 умнейших, толковых людей. Все сэкономленное отдать этим 25 и добавить еще зарплату, чтобы они выверенные решения принимали. 25 умных людей, знающих производство и дело на местах, достаточно для принятия решений. Но если решение принято, оно по вертикали должно неукоснительно исполняться. И нам надо будет тогда 200 или 180 человек? Да не надо, не надо будет у Шапиро и у Шорца по 2,5 — 3 тысячи чиновников.

Поэтому я поставил конкретную задачу перед Администрацией Президента, и Семен Борисович Шапиро (председатель Минского облисполкома. — Прим. ред.) мне пообещал решить эту задачу, сократить, пусть в результате эксперимента, хотя бы на первом этапе в 2 раза госаппарат, а деньги все оставить для этих госслужащих. И я пообещал, что мы найдем вне бюджета деньги, чтобы их поддержать. И что вы думаете, эта проблема решена сегодня? Я попросил, а сегодня я принял решение, поэтому, Андрей Владимирович (А.В.Кобяков — Премьер–министр. — Прим. ред.) и Семен Борисович (С.Б.Шапиро. — Прим. ред.) положите мне с Косинцем (А.Н.Косинец — Глава Администрации Президента. — Прим. ред.) на стол эти предложения — по сокращению государственного аппарата, я не хочу сказать в 1,5 — 2 раза (лучше в 2 раза) и параллельно — систему мер по неукоснительному исполнению принятых решений.

(Аплодисменты.)

Важнейшее из таких условий на сегодняшний день — макроэкономическая стабильность и снижение инфляции, для того чтобы двигаться вперед и развиваться.

В первую очередь путем проведения Национальным банком и Правительством согласованной макроэкономической политики: отсутствие эмиссии, снижение процентных ставок, уменьшение объемов кредитования неэффективных госпрограмм и проектов.

Скажу больше и откровенно вам сегодня, ведь скрывать нечего, и вы, наверное, это заметили, в средствах массовой информации прозвучало это на недавнем докладе Премьер–министра и Председателя Национального банка. Я не знаю, для чего, но мне в последнее время все по вертикали пытаются что–то доложить. Я так понимаю: получить благословение, чтобы в случае недостатка и провала я потом за это и отвечал? Поэтому я счел необходимым, это касается всех, обратить внимание и Андрея Владимировича (А.В.Кобякова. — Прим. ред.) и Павла Каллаура, Председателя Нацбанка: я в ваши дела не влезаю, для того чтобы одобрять или за вас делать. Вы люди грамотные, прошедшие ту же школу, что и я, непосредственно работаете в тех сферах, в которых управляете, — действуйте. Но не дай бог остановите экономику! Вот тогда вам и проценты, и кредиты, все вспомнится.

Поэтому хватит сегодня ходить друг за другом и спрашивать позволения! Вы знаете, как делать, что делать и каких целей добиваться. Все в простом. Инновации, IT–технологии, приватизация и прочее, все это понятно, мы уже это освоили. Но все, и наша жизнь тоже, в простом — надо раздеваться и работать до седьмого пота!

Не будет этого — погибнем. Конкуренция бешеная (недобросовестно, вплоть до бряцания оружием и развязывания новых войн). Все это идет из экономики.

И подумайте, а сможем ли мы, находясь на перекрестке всех дорог, выстоять и дальше проводить вот эту политику «тонкого льда»? Подумайте серьезно об этом.

Без достижения устойчивых ежегодных темпов инфляции в 5 примерно процентов, конечно же, будет сложно оздоровить экономику в целом.

Правительству и Национальному банку необходимо продолжить системную работу по укреплению доверия к белорусскому рублю, обеспечению устойчивого роста золотовалютных резервов, поддержанию их на безопасном уровне, повысить эффективность бюджетных расходов и сократить внешний долг.

Возможности стимулировать рост экономики у нас есть, и их не так уж мало, как может показаться. Но сегодня ключ к успеху — умение концентрировать усилия и средства.

Программой намечен за пять лет прирост ВВП, производительности труда и инвестиций на 12 — 15 процентов, экспорта на 21 — 25 процентов. Цифры не заоблачные.

Все ресурсы необходимо сконцентрировать на ключевых приоритетных — инвестициях, занятости, экспорте, информатизации и молодежи.

Первый из них — инвестиции.

Основная новизна инвестиционной политики заключается в следующем:



льготное кредитование всех новых проектов и программ будет осуществляться честно, открыто через единого оператора;

главный принцип — конкурсное распределение средств, предпочтение будет отдаваться окупаемости и возвратности ресурсов;

особая роль будет отведена внешним источникам финансирования, в основе — иностранные инвестиции.

Главным источником роста ВВП являются эффективные инвестиции. За пятилетие необходимо реализовать более 80 крупнейших инвестиционных проектов на сумму свыше 27 миллиардов долларов, привлечь не менее 14 миллиардов долларов внешних источников, включая полное использование кредитных линий и прямых инвестиций Китайской Народной Республики. Это наш основной инвестор.

Опыт многих развитых стран свидетельствует, что их экономическая конкурентоспособность, роль и влияние в мировой экономике, уровень и качество жизни граждан напрямую зависят от инноваций и развития умной экономики. Мировая промышленность находится в стадии перехода к следующему технологическому укладу.

За счет инвестиций национальная экономика должна стать инновационной по своей сути. В этом огромный резерв восстановления ее конкурентоспособности. Поэтому надо руководствоваться правилом, что важнейшая сфера капиталовложений — инновации, то есть создание новой, наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. Для этого нам нужно совершенствовать структуру промышленного комплекса, создавать и развивать наукоемкие сектора.

По итогам последнего рейтинга Беларусь вошла в десятку стран с наиболее динамично развивающейся экономикой знаний.

По номинации «наука и технологии» наша страна занимает 37–е место среди почти 170 стран мира.

Потенциал умной экономики в следующей пятилетке следует серьезно нарастить за счет: развития высокотехнологичных производств — микроэлектроники, лазерных, био– и нанотехнологий, продукции высокоточного машиностроения, которые должны стать основой для повышения конкурентоспособности страны;

создания условий, при которых инновационные расходы, включая частные инвестиции, достигнут уровня полутора процента ВВП в год. Необходимо сконцентрировать научно–технический потенциал страны на прорывных научных исследованиях и разработках, обеспечив их практическое внедрение в производство.

Перед учеными Национальной академии наук и руководством ее, других учреждений стоят по–настоящему масштабные и ответственные задачи. В перспективе надо обеспечить получение новых знаний мирового уровня. Прежде всего в области разработки и создания устройств нового поколения, гибридных биодатчиков и сенсоров, роботов и искусственного интеллекта. А также более динамично развивать те направления, где у нас имеется хороший научно–технический задел, основанный на разработках отечественных ученых в сфере электроники, наноматериалов, фотоники, микробиологии, тонкой химии, производства лазерных источников.

Необходимо развить рынок научно–технической продукции за счет упрощения условий коммерциализации результатов научно–технической деятельности, принадлежащих государству, гарантированного обеспечения охраны, защиты и управления объектами интеллектуальной собственности на внутреннем и международном рынках.

По приоритетным для страны направлениям через десять лет мы должны войти в число стран–лидеров.

Первостепенная задача — повышение доли высокотехнологичного и среднетехнологичного производств. Необходимо приблизиться к показателям ведущих стран мира: довести высокотехнологичный сектор до 5 процентов и среднетехнологичный до 50 процентов в структуре экономики.

Но это не означает отказа от развития традиционных отраслей, стратегически значимых для страны. Например, от производства пищевых продуктов, сельского хозяйства, производства нефтепродуктов и прочее.

Высокопроизводительный инновационный сегмент должен стать мощным локомотивом, который потянет за собой подъем базовых отраслей — металлургии, машиностроения, химической, радиоэлектронной, легкой промышленности. Тем самым эти предприятия получат импульс для обновления технологической базы, обеспечат новые высокопроизводительные и высокооплачиваемые рабочие места.

Я вот это всe говорю, а многим покажется, что слишком заумно. Да нет, я всe сказал, выверив каждое слово на предмет — мы это можем или нет, у нас есть задел для этого, люди вообще это понимают, умеют делать? И понимают, и умеют! И это мы сделаем обязательно, следом развивая то, что мы традиционно развиваем.

(Аплодисменты.)


Советская Белоруссия № 118 (25000). Четверг, 23 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter