Вступительное слово и доклад Президента «Вместе — за сильную и процветающую Беларусь!» на пятом Всебелорусском народном собрании

Сила в движении!


Важным вопросом является проведение скоординированной научно–технической стратегии с партнерами Евразийского экономического союза. К сожалению, есть проблемы.

В последние годы и Россия, и Казахстан создали ряд производств, аналогичных имеющимся в Беларуси. Хотя договаривались не об этом. По сути, такие дублирующие производства создают излишнее давление на общем рынке наших стран. Предприятия вынуждены конкурировать между собой, в то время как стратегически более правильно, наоборот, усилить специализацию на отдельных сегментах и развивать кооперационные связи. Зачем тратить ресурсы, которых и так мало, на создание того, что уже есть, даже если этих ресурсов было бы много? Ведь производство — это еще и научная, конструкторская школа, система подготовки квалифицированных кадров. И всe это колоссальные затраты.

Правительству и уполномоченным должностным лицам необходимо активнее решать вопросы в уставных органах Евразийского экономического союза.

Вообще, Андрей Владимирович (А.В.Кобяков. — Прим. ред.), в ближайшее время надо посмотреть на наших работников в этой комиссии. Мне кажется, они нашли там доходное для себя хорошее место и тихонько сидят как мыши под веником. Надо их пошевелить.

Цель неизменна и понятна — мы должны создать полноценный общий рынок без изъятий и ограничений.

Мы готовы с партнерами по ЕАЭС углублять кооперационные связи, развивать специализацию, совместно продвигать продукцию на дальних рынках, а с Российской Федерацией создать производства — финишные технологические переделы, использующие российское сырье и полуфабрикаты и ориентированные на емкий рынок Европейского союза. Это могут быть нефтепродукты, химические волокна и нити, а также продукция металлургии.

На недавней встрече в Астане Президент Российской Федерации предложил странам ЕАЭС участвовать в российских программах. Очень хорошее, правильное и нацеленное на результат решение, и надо активно этим воспользоваться.

Мы наметили реализовать в 2016 — 2020 годах масштабные научно–технические проекты. Среди важнейших — создание новой системы спутниковой связи, развитие системы дистанционного зондирования Земли, развитие биотехнологической отрасли на основе достижений тонкой химии, генетики, технологий стволовых клеток, научное сопровождение атомной энергетики.

Сегодня требуется изменить подход к внедрению инноваций в реальном секторе экономики.

Перед крупными промышленными объединениями и научными организациями ставлю конкретную задачу создать научные центры по разработке новых материалов — сортов стали (БМЗ), композитных материалов («Белнефтехим» и Минстройархитектуры), ассортимента древесно–плитной продукции («Беллесбумпром») и другие.

По стратегически значимым для нас отраслям мы должны приблизиться к мировому уровню. Остановлюсь на конкретных задачах, стоящих перед отраслями.

В нефтехимической отрасли первоочередной задачей является наращивание выпуска товаров с высокой добавленной стоимостью, таких как конструкционные материалы для машиностроения, отделочные, химические нити, иная конкурентоспособная готовая продукция высших переделов.

Особое внимание будет уделено промышленному освоению Петриковского месторождения калийных солей, увеличению мощностей по выпуску калийных удобрений. Реализация проекта позволит создать свыше двух тысяч рабочих мест в Полесском регионе.

Большое значение приобретет развитие отечественного машино– и станкостроения. Без него мы будем вынуждены и впредь преимущественно закупать иностранные средства производства, а значит, зависеть от такого импорта.

В транспортном машиностроении инвестиционные ресурсы с государственной поддержкой будут сконцентрированы на крупных прорывных проектах, таких как организация производства легковых автомобилей «Джили», создание мощностей и расширение производства карьерных самосвалов БелАЗ, модернизация производства МАЗ, автокомпонентов.

Будет сформирован новый промышленный комплекс для производства сложной медицинской техники: рентген–аппаратов, химических и электронно–оптических анализаторов.

Предстоит сформировать высокотехнологичный сектор путем ускоренного развития фармацевтики и биотехнологических производств. Рынок лекарственных средств ЕАЭС огромен — 20 миллиардов долларов США. Бoльшая часть даже самых простых лекарств на нем — импорт из третьих стран. Нам нужны эффективные, безопасные, качественные лекарственные средства.

Предстоит разработать более восьмидесяти новых высокоэффективных препаратов, в том числе занимающих значительную долю в импорте, и нарастить экспорт не менее чем до 40 процентов от общего объема производства.

Динамичное развитие получит энергетический комплекс страны.

В 2018 — 2020 годах начнут работать оба блока Белорусской АЭС. Будет создано порядка двух тысяч новых рабочих мест.

Это шаг к удешевлению энергоресурсов, а следовательно, база повышения конкурентоспособности всех секторов экономики: промышленности, транспорта, сферы услуг.

Беларуси необходимо использовать преимущества ядерной энергетики для формирования вокруг атомной станции кластера энергоемких производств. Нужно сформировать условия для перехода от использования предприятиями и гражданами природных ресурсов, например газа и нефти, на относительно недорогую электроэнергию.

Разъясняю тем, кто не понял и слушает нас: электроэнергии в стране будет много с вводом атомной электростанции. Мы все озабочены, некоторые наши так называемые внутренние партнеры и критики страдают и рыдают, что у нас избыток электроэнергии будет, а покупать ее якобы некому... Купят, если предложим качественный продукт по нормальной цене.

Но не в этом дело. Сегодня надо заместить то, чего у нас не хватает (газ, нефть и так далее), на электричество. Что, сегодня нельзя? Сегодня весь мир движется, как я сказал, к зеленым технологиям, к зеленой экономике. Сегодня за электромобилями уже в Америке и других странах в очереди стоят!

Поэтому надо сегодня готовить нашу экономику и людей к тому, что у нас будет много электроэнергии и электричества.

И тихонько, спокойно переводить их на то, чтобы стояли не газовые плиты в домах, а электро. Делать их очень эффективными. В мире уже научились их делать. Надо, чтобы мы постепенно привыкали к электромобилям. Надо, чтобы станки работали и прочие средства производства на электричестве всe больше и больше.

Вот к чему надо сегодня стремиться. И никогда не будет ничего лишнего. По–хозяйски со всем разберемся.

(Аплодисменты.)

Много разговоров о безопасности, много необоснованной критики в наш адрес в связи со строительством атомной электростанции. Прямо заявляю: к нам претензий со стороны уполномоченных международных организаций (МАГАТЭ) в части соблюдения всех норм и требований никаких нет. Нет никаких претензий!

Ясно, это большая конкуренция. Построив атомную станцию, мы совершаем огромный скачок вперед. И, естественно, мы будем более конкурентоспособны. Поэтому нас начинают сегодня «наклонять». Народ должен это знать. Мы это знаем и на колени не встанем. Мы построим то, что мы наметили.

(Аплодисменты.)



Важные стратегические задачи стоят в сфере транспорта по развитию транспортной и логистической инфраструктуры. Следует увеличить скорость железнодорожных перевозок, улучшить коммуникации с ближайшими портами, создать автоматизированные склады и перевалочные пункты.

Это необходимо для налаживания оперативных и гибких кооперационных поставок с международными компаниями, уменьшения запасов материалов и комплектующих на самих предприятиях.

Целесообразно вернуться к вопросу о более активном использовании недр.

Жду комплексной стратегии Правительства в этой сфере.

Назначая министра нового — и ученого, и человека от земли, ему была поставлена задача: найти то в нашей матушке–земле, о чем трудно даже сегодня представить. Докажите, что там, в земле, этого нет. Пока никто это не доказал. Значит, положите на стол планы разработок новейших полезных ископаемых в Беларуси. Они или будут, или их там не будет. Никто не сказал, что — нет. Значит, да. Ищите.

(Аплодисменты.)

В стране имеется мощный комплекс по разведке недр. Накоплен богатейший опыт геологоразведки и освоения месторождений. Как использовать этот потенциал на внешних рынках, должно быть отражено в стратегии.

Надо выходить на новые рынки, предлагать потенциальным зарубежным партнерам наши услуги. Да, сейчас в добывающей отрасли спад во всем мире, но следует действовать на упреждение, заранее изучить перспективы развития добычи и выйти к зарубежным партнерам с предложениями, по которым будем даже работать пусть через несколько лет.

Активнее используйте потенциал производственного объединения «Белоруснефть», института «Белгорхимпром», НПЦ по геологии. Ведь есть еще страны, которые «сидят» на месторождениях, но сами добывать не умеют. Мы должны конвертировать свой наработанный годами опыт геологоразведки и добычи в валюту.

Приток инвестиционных ресурсов высоких технологий позволит поднять на новый уровень все отрасли нашей экономики.

Второй ключевой приоритет — занятость населения.

Мы об инвестициях говорили, а сейчас о занятости.

Совершенствование структуры экономики неизбежно ведет к высвобождению избыточной численности работников. Чтобы не допустить резкого скачка безработицы, надо принять упреждающие меры.

Улучшить работу служб занятости, наладить переподготовку специалистов, упростить условия перетока рабочей силы между регионами и отраслями. И главное — новые рабочие места, высокопроизводительные. Их за пятилетие предстоит создать более 250 тысяч.

Для этого нужно задействовать конкурентоспособные финансовые механизмы. Через наши банки открывается доступ к финансовым инструментам и рынкам Евросоюза, средствам международных финансовых организаций. Отечественными банками может быть предоставлено частному бизнесу порядка миллиарда долларов китайских кредитов уже сейчас.

Важнейший инструмент не только самозанятости, но и творческой реализации населения — развитие малого и среднего бизнеса. Переходя в бизнес, люди смогут обеспечивать себя и свои семьи, а также трудоустроить двух–трех человек. Сферы приложения усилий здесь не ограничены, все зависит от желаний и возможностей людей создавать свое дело. Наиболее привлекательными выглядят сфера бытовых услуг, торговля, индивидуальное производство.

Раскрепощение деловой инициативы должно стать движущей силой для восстановления экономического роста и создания новых рабочих мест.

Работа Правительства должна выстраиваться на таких простых принципах, как равенство для всех форм собственности, содействие развитию предпринимательства и деловой активности, устранение того, что этому мешает.

Прежде всего необходимо упрощать и ускорять вовлечение неэффективно используемого государственного имущества в экономический оборот, расширять возможности для аренды объектов госсобственности, совершенствовать налоговое администрирование. Порядок уплаты налогов должен быть предельно простым, чтобы любой начинающий предприниматель мог разобраться и не попасть в число нарушителей.

Целесообразно освободить создаваемые в сфере материального производства малые, средние предприятия от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе технологического оборудования.

В сельской местности новые предприятия будут освобождены на два года от уплаты налогов на прибыль и на недвижимость. А также создать нужно центры поддержки предпринимательства на территории районов с численностью населения свыше 30 тысяч человек. Все это позволит активизировать развитие предпринимательства, в том числе в регионах, и вовлекать в трудовую деятельность больше людей.

Вот задачи, которые вертикаль власти должна решить в самые короткие сроки. Создание системных условий по улучшению ведения бизнеса — это вопросы Правительства и центральных министерств.

А каждодневная работа с предпринимателями и инвесторами — прямая обязанность местных органов власти.

Третий приоритет — экспорт. Он остается неизменным на протяжении многих лет, так как в значительной степени влияет на благополучие всей нашей страны. В его реализации накоплен определенный опыт. Однако сейчас на первый план выходит такой аспект, как диверсификация экспорта, освоение новых рынков сбыта товаров и услуг.

Дело в том, что серьезно сжались наши традиционные рынки, а экономика Беларуси, чтобы успешно развиваться, требует восполнения сокращающихся там поставок наращиванием их в других регионах мира.

К сожалению, в последнее время из–за снижения стоимости экспорта валютные поступления сократились, хотя физические объемы экспортных поставок приросли на 2,4 процента.

Наиболее существенно снизился экспорт тракторов и седельных тягачей, грузовых автомобилей, сельхозтехники, шин и ряда других товаров именно на наших традиционных рынках сбыта.

Поэтому первоочередная задача — выход на новые внешние рынки и усиление позиций на традиционных.

Для этого внешнеэкономическая стратегия страны будет направлена на установление взаимовыгодных связей как на Востоке, так и на Западе и Юге.

Прежде всего нам необходимо максимально использовать преимущества интеграционных проектов, созданных на постсоветском пространстве по нашей инициативе и при активнейшем участии, — Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств.

При всех объективных трудностях, связанных с ситуацией на этих рынках, мы должны понимать, что иностранным инвесторам мы интересны, и не в последнюю очередь благодаря тому, что у нас есть свободный доступ к этим рынкам. А это двести пятьдесят миллионов человек.

Поэтому нам ни в коем случае нельзя уходить из Евразийского региона и терять преимущества в работе с нашими ближайшими соседями и союзниками.

Возможности для укрепления здесь белорусских позиций имеются, ими надо пользоваться!

Первый год работы Евразийского экономического союза был непростым. Несмотря на это, в период нашего председательства в органах союза сделано немало.

Есть ощутимые подвижки в формировании согласованной промышленной политики, либерализации рынка транспортных услуг, развитии экспорта, создании общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий. Заложены основы формирования общего рынка нефти и газа.

Конечно, нам предстоит еще многое сделать для снятия всех барьеров внутри союза. В этом пятилетии мы должны добиться практической реализации договоренностей, а также существенно продвинуться вперед в ликвидации оставшихся изъятий и ограничений во взаимной торговле.

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве Содружества Независимых Государств сейчас переживают сложные времена.

Разделяя мнение о безусловной необходимости модернизации Содружества, мы считаем целесообразным сохранить его как международную организацию. СНГ ни в коей мере не исчерпало своих возможностей. Задача — усилить экономическое взаимодействие и сделать Содружество более привлекательным для государств–участников.

Реально оценивая потенциал традиционных рынков, мы приходим к выводу о важности более значительного присутствия белорусских товаров и услуг в Европе, Азии, Америке, Африке.

Чтобы динамично развиваться, необходимы нормальные отношения с Европейским союзом и Соединенными Штатами Америки. Последние годы отмечены потеплением наших взаимоотношений. Отказ от санкционной политики в отношении Беларуси открывает новые возможности в развитии взаимодействия. И было бы грешно этим не воспользоваться.

Нам, по большому счету, нужно наверстывать упущенное и выйти для начала на тот уровень отношений с Евросоюзом и США, который существует у наших партнеров по ЕАЭС и СНГ, у той же России, Армении, Казахстана.

В сотрудничестве с Западом нас интересуют прежде всего инвестиции, трансфер технологий, создание передовых совместных производств, участие белорусских компаний в международных производственных цепочках и, конечно, поставки нашей продукции. Белорусские предприятия должны перенять все то лучшее, что позволит им занять достойное место среди ведущих мировых компаний, специализирующихся в машиностроении, энергетике, фармацевтике, телекоммуникациях и информационных технологиях.

Ведь Евросоюз — второй по значимости рынок для белорусского экспорта. Конструктивное разноплановое сотрудничество с Евросоюзом отвечает нашим национальным интересам. Ключевая задача на перспективу — полная нормализация отношений и выход на заключение базового соглашения между Беларусью и Евросоюзом.

Особенно сложное, но необходимое дело — переориентация экспорта с ближайших рынков на страны Азии, Америки, Африки. Ведь со странами «дальней дуги» планируем прирост экспорта до 52 процентов к нынешнему уровню.

Беларусь за последние несколько лет реализовала стратегические решения по укреплению экономических отношений с Китайской Народной Республикой и вывела наши отношения на уровень всестороннего стратегического партнерства.

Кстати, завтра у меня переговоры с руководителем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином.

Недавний запуск белорусского спутника с китайского космодрома «Сичан» и создание современных оборонных систем вывели на новую высоту наше технологическое сотрудничество. Необходимо, чтобы инновационная и инвестиционная составляющие в ближайшем будущем определяли характер взаимоотношений с великим Китаем.

Поэтому сегодня крайне важно генерировать бизнес–идеи, продуманные, просчитанные с учетом реалий рынка, инвестиционные проекты, которыми следует привлекать китайских инвесторов.

Несмотря на определенные логистические сложности на американском континенте, мы должны выйти на новые для нас рынки Перу, Чили, Уругвая, Никарагуа, Колумбии, Мексики. И для этого сделано уже немало.

Перспективным направлением является наращивание экспорта услуг в страны Латинской Америки — строительных, геологоразведочных, нефтедобывающих и других.

Активизируется наше сотрудничество с Африкой главным образом за счет формирования надежных каналов продвижения белорусской продукции.

Задача сегодняшнего дня — придать росту нашего экспорта в Африку устойчивый характер.

Нельзя забывать, что на внешних рынках жесточайшая конкуренция, настоящие торговые войны и сражения за каждую товарную позицию с применением, как я уже говорил, широкого арсенала средств — от заградительных таможенных барьеров, через ценовые маневры, до применения оружия.

Поэтому и нам надо быть во всеоружии. Успех гарантирован только при условии повышения качества поставляемой продукции, снижения ее себестоимости, обеспечения полноценного пред– и постпродажного обслуживания на уровне лучших мировых практик.

Если мы хотим успешно конкурировать, необходим комплекс мер содействия национальным экспортерам. Этому послужит Национальная программа поддержки и развития экспорта Беларуси на 2016 — 2020 годы.

Будут созданы специализированные агентства по продвижению экспорта, осуществляемого субъектами малого и среднего предпринимательства. Налажено участие бизнес–сообщества в формировании внешнеэкономической политики. Усовершенствована национальная система экспортного финансирования. Заработает единый портал внешнеторговой деятельности.

Для кардинального упрощения и облегчения процедуры экспортного кредитования в стране на базе Банка развития будет создано специализированное агентство по содействию экспорту, работающее по принципу «одно окно». Потребуется более эффективная работа дипломатического корпуса, специалистов в области внешнеторговой деятельности.

Наряду с руководителями предприятий и отраслей ответственность за наращивание экспорта возлагается и на Министерство иностранных дел. Считаю, что реализация принимаемых мер позволит увеличить экспорт товаров и услуг, перейти к его диверсифицированной товарной и географической структуре, обеспечить положительное сальдо внешней торговли. Особенность заключается в том, что порядка 30 процентов экспорта должна составить продукция новых производств и видов услуг.

Четвертый приоритет — информатизация.

Несколько лет назад мы всерьез взялись за информатизацию. Первые результаты нашей работы уже отмечены в мире.

По данным Международного союза электросвязи, Беларусь по уровню развития информационно–коммуникационных технологий опередила все страны Содружества и страны Восточной Европы. Мы вплотную приблизились к первой тридцатке самых развитых стран мира в данной сфере. Но это только начало. В следующую пятилетку мы ставим перед собой амбициозную задачу — стать лидером в нашем регионе, в Восточной Европе.

И речь в данном случае идет не о показателях. Ускоренная информатизация — это не дань моде. Это залог выживания и конкурентоспособности всей экономики. Сегодня в мире нет ни одной сферы (от финансов и банков до промышленности и сельского хозяйства), куда не проникли бы информационные технологии. Поэтому наша главная задача в этой области — это не только и не столько создать полноценное электронное правительство или нарастить экспорт программного обеспечения. Главная задача — внедрить информационные технологии в каждую отрасль экономики. Это, кстати, один из наиболее эффективных методов и снижения затрат, и оптимизации управления, и роста конкурентоспособности.

(Аплодисменты.)

Следующий, пятый приоритет — наша молодежь.

Он определен не случайно. Мотивированная, образованная, активная молодежь — это, по сути, стратегический ресурс развития страны, любой страны. Ведь от того, какую смену мы воспитаем, насколько подготовим к самостоятельной жизни, зависит будущее государства, прогресс или деградация общества.

Реализация этого приоритета предусматривает образование и профессиональное становление молодежи, формирование конструктивной гражданской позиции, воспитание патриотизма, вовлечение в конкретные дела по укреплению государства, защите его рубежей, обеспечению спокойствия и порядка в обществе.

Омоложение кадрового состава управленцев, создание условий для проявления способностей молодого поколения являются важнейшими направлениями организационной и идеологической работы Администрации Президента и всей вертикали власти.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы поддержки одаренной, талантливой и обладающей лидерскими качествами молодежи, раскрытию ее творческого потенциала.

Особым направлением молодежной политики станет активное вовлечение студентов в науку. Цель — сформировать новое поколение исследователей.

Больше внимания следует уделить формированию уважения семейных ценностей. Поддержка молодых семей всегда была и останется одной из главных забот государства.

Ведь когда молодежь имеет хорошие бытовые условия, она стремится создать свою семью, иметь детей, значит, возрастает гарантия закрепления на местах.

Органам госуправления, крупным предприятиям, бизнесу необходимо активно включаться в отбор и продвижение талантливых молодых людей. Воспитывать кадры, начиная с вуза, а то и со школы, предлагать обучающие программы, стажировки, практику на предприятиях. Стараться заинтересовать человека профессией. Это позволит вырастить достойную смену и обеспечить уверенное будущее страны.

Дальнейшее развитие получат волонтерское и студотрядовское движения.

Центральную роль во всей этой масштабной работе должна сыграть наша ведущая молодежная организация — Белорусский республиканский союз молодежи.

Не могу не отметить важную роль молодежи как самой активной и творческой части общества. Именно ей предстоит решать основные задачи социально–экономического развития Беларуси в перспективе.

Поэтому важнейшая цель пятого приоритета — сформировать инициативное, трудолюбивое, грамотное и культурное поколение, ответственное за свою судьбу и судьбу своей Родины.

(Аплодисменты.)

3. О РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ


Село, малые и средние города — основа страны. Мы всегда следовали принципу: в любом месте Беларуси каждому человеку должно быть одинаково комфортно. Не должно быть разрыва между городом и селом, между столицей и регионом. Все наши территории должны развиваться равномерно. А тем, кому объективно тяжелее, должна оказываться поддержка и помощь.

Эта политика будет продолжена в текущей пятилетке. Главное направление — привлечение инвестиций в регионы, которые дадут новые рабочие места, достойную зарплату и налоги в местный бюджет.

Нам нужно равномерное распределение производительных сил по стране! Нельзя всe тащить в Минск. Говорю об этом в очередной раз. Мы уже сегодня в часы пик не можем передвигаться по транспортным артериям Минска. Мы, как и все страны вокруг, да и в мире, можем допустить тяжелейшую и непоправимую ошибку, когда почти половина населения живет в столице и окрестностях, а в результате народ, живущий в столице и окрестностях, задыхается. Вам это надо? Нет. И минчанам тем более. Поэтому надо предпринимать всe, чтобы население жило там, где работа.

И запомните простую народную истину: «Не сено идет к корове, а корова к сену». И надо научить наш народ двигаться туда, где есть рабочее место. А не создавать рабочие места, где всем хочется. Ну где — в Минске или под Минском.

Говорю это в очередной раз. И мы уже приняли серьезные меры, вплоть до сокращения жилищного строительства в Минске и переноса всего этого в регионы. Эта политика будет продолжена.

Мы делаем ставку на частный бизнес не только в создании рабочих мест, но и в импортозамещении.

Напомню: в регионах оно не менее чем наполовину должно быть обеспечено предприятиями частного бизнеса.

Все рычаги для поддержки инвесторов у губернаторов в руках, они есть — это продажа неиспользуемого имущества, сдача его в аренду, предоставление дополнительных льгот по инвестиционным договорам. Надо смело и решительно пользоваться этими правами. Любой масштабный и полезный для страны проект может быть рассмотрен на уровне Президента.

Надо привлекать частников и в те сферы, которые ранее были исключительно заботой государства. Речь идет о строительстве дорог, детских садов, обновлении инфраструктуры.

Всегда можно найти формулу согласования интересов государства и бизнеса. Это как раз то, что мы называем частно–государственным партнерством.

Правовая база для него создана. Местным властям развязаны руки. Ищите инвесторов, заинтересовывайте их, вовлекайте в государственные проекты. Тем более каждому доведены конкретные задания и поручения.

Если что–то или кто–то мешает этому — говорите прямо. Думаю, что и в ходе наших дебатов мы услышим мнения с мест: что мешает привлечению инвесторов? Что еще нужно сделать? А если все сделано и ничего не мешает, то почему дефицит инвесторов?

Важнейшая сфера, за которую несут прямую ответственность местные власти, — это сельское хозяйство. Наше село, без которого не может быть страны. Сегодня здесь накопилось огромное число застарелых проблем. Не видеть их, промолчать о них невозможно.

В отрасль вложены огромные деньги. Ни одна страна бывшего Союза не давала так много денег, как Беларусь. Мы вложили в модернизацию села только в последние годы по 2 программам, наверное, где–то свыше 50 млрд долларов. Мы резко нарастили объемы аграрного производства. А вот с продажами и рентабельностью дело обстоит сложнее. Даже с рентабельностью. Продавать тоже научились. Более того, спрос большой на нашу продукцию.

Серьезных успехов на новых для нас рынках нет. Традиционные рынки (прежде всего Россию) мы можем потерять, если продолжим работать так, как раньше. Россия уже сегодня фактически идет по нашему пути. Огромные средства вкладываются в село, сейчас, может быть, немного меньше, но тем не менее, растут колоссальные частные агрохолдинги. Мы должны понимать: ужесточение конкуренции на российском рынке — не временное явление. Это всерьез и надолго. Понять это надо было еще вчера.

Чем мы можем ответить на все это? Только одним — снижением затрат и повышением качества продукции. Иного не дано!

Сегодня затраты на производство основных видов продукции в растениеводстве и животноводстве у нас в полтора раза выше, чем в Европе. Это прямое следствие лени, воровства, нарушения трудовой и производственной дисциплины, отсутствия инноваций.

Необходимо продолжать работу по финансовому оздоровлению отрасли. Если предприятие не может самостоятельно отвечать по обязательствам, на его место должно прийти новое — это естественный процесс. Либо передавать такие предприятия в аренду, в доверительное управление настоящему хозяину.

Все решения приняты — действуйте!

Нам надо научиться работать по принципу самофинансирования.

К 2020 году сельское хозяйство должно стать высокоэффективной отраслью с уровнем рентабельности продаж не менее 10 процентов и экспортной выручкой от 7,5 миллиарда долларов.

Конечно, ставку мы делали и делать будем на крупнотоварное производство, на формирование сквозных, хорошо организованных продуктовых компаний, охватывающих всю инфраструктуру — от производства исходного сельскохозяйственного сырья до его переработки. А дополнительным, пока слабо используемым резервом развития села, должно стать фермерство и предпринимательство.

В фермерских хозяйствах республики занято 9 тысяч человек.

К 2020 году необходимо создать не менее 3,5 тысячи новых рабочих мест и увеличить производство продукции в фермерских хозяйствах в 3 раза.

Эффективно сработала норма о кредитовании фермеров для покупки сельхозтехники отечественного производства, сами люди об этом хорошо отзываются.

Поручаю облисполкомам выработать дополнительные меры по расширению этого опыта. Посмотрите, может, надо увеличить лимиты микрокредитования, профинансировать покупку техники, расширить размеры угодий.

Еще одним направлением регионального развития является создание научно–технологических парков (в том числе в городах областного подчинения) в качестве площадок для организации высокотехнологичных производств, основанных на технологиях V и VI технологических укладов.

Создание инфраструктуры во взаимосвязи с размещением новых производств позволит обеспечить развитие территорий со сложным экономическим положением, сократить разрыв в уровне и качестве жизни населения в городах различных категорий и сельской местности. Для этого предусмотрен целый ряд объектов для капитальных вложений.

В Брестской области на основе местных природных ресурсов планируется строительство горно–обогатительного комбината на базе месторождения «Ситницкое» (предприятие «Гранит»), создание мебельного и лесопильного производства в «Ивацевичдрев». Эти и ряд других объектов позволят нарастить производственный потенциал данного перспективного региона, который, к сожалению, оказался лишь на шестом месте среди областей по результатам работы в прошлой пятилетке.

В Витебской области, которая заняла второе место по динамике развития в республике по итогам пяти лет, предусматривается большой объем работ по реконструкции и наращиванию производства на таких крупных предприятиях, как «Нафтан», Оршанский льнокомбинат, в сфере обувной и швейной промышленности.

Планируется построить завод по выпуску металлического листа и жести в Миорском районе, возвести Витебскую, Полоцкую и Бешенковичскую гидроэлектростанции.

В Гомельской области, занявшей четвертое место, продолжится разработка Петриковского месторождения калийных солей, о чем я говорил, получат развитие деревообработка и целлюлозно–бумажное производство. Будут введены новые мощности на Белорусском металлургическом заводе. Совершенствование производства на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе позволит довести глубину переработки нефти до 90 процентов и выше. Постоянное внимание будет уделяться ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

В Гродненской области (третье место по итогам пятилетки) в целях повышения устойчивости экономики предусматривается модернизация крупнейших организаций химического производства с внедрением ресурсо–, энерго– и экологосберегающих технологий.

Среди важнейших проектов — строительство азотного комплекса и цеха по производству азотной кислоты на «Гродно Азот», модернизация предприятия «Лакокраска» и другие.

В Минской области, показавшей лучший результат среди регионов за пятилетку, предстоит возведение горно–обогатительного комплекса на базе Старобинского месторождения в Любанском районе, строительство завода порошковых красок в Вилейском районе, создание нового производства по переработке вторичных полимерных отходов на Борисовском заводе пластмассовых изделий, расширение производства легковых автомобилей. Одним из направлений инновационного развития промышленности региона станет создание наукоемких производств в сферах биотехнологии, тонкой химии, новых материалов, машиностроения, электроники, логистики на базе индустриального парка «Великий камень» в Смолевичском районе.

Перспективы Могилевской области, занявшей седьмое место в пятилетке, связаны с наращиванием химического производства, выпуском пластмассовых изделий и новых типоразмеров шин. Особого внимания потребует реализация целевой программы по комплексному социально–экономическому развитию юго–восточного региона Могилевщины (Кричевский, Климовичский, Краснопольский, Костюковичский, Славгородский, Чериковский и Хотимский районы). Программа утверждена.

Стратегия развития города–героя Минска (по итогам пятилетки — увы, пятое место) предусматривает опережающее развитие высокопроизводительных секторов экономики, предприятия которых в наибольшей степени сконцентрированы в столице. Особое внимание также будет уделено внедрению передовых «градообразующих» технологий («умный город» и целый ряд других).

Всем регионам необходимо решение важной экологической проблемы — загрязнение бытовым мусором. Несмотря на функционирование мусороперерабатывающих предприятий практически во всех крупных и средних городах страны, доля такого мусора увеличивается с каждым годом. В связи с этим необходимо активизировать строительство производств по переработке коммунальных отходов в целях предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду и максимального вовлечения отходов в оборот в качестве вторичного сырья. Не только столица, но все регионы должны постоянно поддерживать добрый имидж Беларуси — страны чистой, красивой, удобной для жизни людей и привлекательной для наших гостей.

4. О СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ


Особо хочу подчеркнуть, что подъем экономических отраслей и регионов важен в первую очередь для повышения уровня и качества жизни людей. Это прямая зависимость: надо лучше работать, чтобы лучше жить.

Реальный сектор экономики в наибольшей степени формирует бюджет государства и те ресурсы, которые инвестируются в развитие социальной сферы. Мы раньше выбрали и в дальнейшем намерены придерживаться социальной ориентации государства. Об этом свидетельствуют как расходы годовых бюджетов страны, так и преобладание в государственных программах статей социальной направленности.

В 2016 — 2020 годах планируется реализовывать более 20 государственных программ, при этом ориентировочно две трети бюджетных средств, выделенных на их финансирование, будут инвестированы в социальную сферу. В первую очередь в медицину, образование, культуру, поддержку семей, социальную защиту населения.

Ни один человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, не должен остаться без помощи государства. Речь идет о внедрении безналичных жилищных субсидий в целях смягчения последствий увеличения тарифов на услуги ЖКХ.

Подчеркиваю: их увеличение должно проводиться одновременно со снижением затрат на оказание услуг, ростом доходов людей и развитием системы адресной поддержки уязвимых категорий граждан!

Нельзя забывать о создании удобной среды жизнедеятельности для людей с ограниченными возможностями. Это важная задача, и мы ее должны решать.

В течение пятилетки безбарьерная среда будет создана более чем на 3,5 тысячи объектов республики.

В этой пятилетке мы приступим к реформированию и системному совершенствованию нашей пенсионной системы. Чтобы не допустить снижения уровня пенсий и регулярности их выплат, потребовалось пересмотреть сроки выхода людей на заслуженный отдых. Поставлена задача обеспечить уровень пенсий в 40 процентов от заработной платы. Мировой стандарт.

В проекте программы намечены высокие рубежи развития социальной сферы. Не буду их все перечислять, остановлюсь на важнейших направлениях.

Здравоохранение.

Расходы на эту сферу составляют более 5 процентов ВВП, причем государство обеспечивает их основную долю. Это оправданно. Государственная медицина — самая продуктивная система, которая наилучшим образом служит широким слоям населения. Мировым сообществом высоко оценены наши достижения в развитии этой отрасли. В рейтинге эффективности здравоохранения «Блумберг» Беларусь заняла 47–е место, обойдя и Соединенные Штаты, и Россию.

В последние годы многое сделано по техническому оснащению медучреждений, подготовке кадров, созданию специализированных центров в столице и областях. Но мы не останавливаемся на достигнутом.

Дальнейшее развитие всех звеньев здравоохранения — от ФАПа до центров — находится под особым контролем руководства страны и местных органов власти. От состояния этой сферы во многом зависит обеспечение продолжительной и активной жизни людей, залогом которой является здоровье. К 2020 году ожидаемая средняя продолжительность жизни увеличится и превысит 75 лет. Этому будут служить усиление профилактической, реабилитационной работы системы здравоохранения, расширение охвата населения услугами первичной медицинской помощи, формирование здорового образа жизни и снижение влияния факторов риска.

Все учреждения здравоохранения должны быть нацелены прежде всего на раннее диагностирование и лечение максимально широкого спектра болезней на качественно высоком уровне. В этом направлении работа должна быть усилена.

Необходимо обеспечить поэтапный переход к деятельности участковой службы по принципу команды — врач общей практики, его помощник по амбулаторно–поликлинической помощи, медсестра.

К 2020 году надо увеличить долю работающих по этому принципу до 100 процентов.

Предстоит увеличить объемы высокотехнологичных видов медицинской помощи, таких как кардио– и нейрохирургия, хирургическая офтальмология, трансплантология, эндопротезирование, активно развивать телемедицину, дистанционные формы мониторинга здоровья.

Не могу не затронуть ряд сопутствующих вопросов, решение которых давно назрело. Мы не можем мириться с тем, что продолжительность жизни белорусов меньше, чем в самых развитых странах Западной Европы. Ведь многие причины смертности зависят от нас самих.

Непозволительно большое количество наших граждан гибнет в дорожно–транспортных происшествиях, на пожарах, на производстве, тонет в водоемах.

Нельзя недооценивать такую острую для нашего общества проблему, как алкоголизм и наркомания. В большинстве своем от отравления алкоголем и употребления наркотиков умирают молодые люди, которым еще жить и жить.

Мероприятия по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма требуют особого внимания не только медицинских и правоохранительных органов, но и всего общества. Ведь эта беда наносит удар как по конкретным людям и семьям, так и по генетическому коду всей нации и имиджу народа. Кому из нас будет приятно, если Беларусь назовут страной пьяниц и наркоманов? Поэтому и бороться за здоровый образ жизни надо всем миром!

Прежде всего необходимо создать среду, благоприятную для жизнедеятельности семей (сферы семейного досуга, услуг для семей с детьми). Настойчиво продвигать в обществе позитивное отношение к семьям, в которых не допускаются пьянство и другие негативные явления. Положительный пример родителей — это надежный путь воспитания с самого раннего детства достойного человека.

Нельзя откладывать решение этих задач. Меры по созданию условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности, должны реализовываться комплексно. Уверен, что нашему обществу по силам решить эти задачи и стабилизировать успех в росте численности белорусского населения.

Для популяризации моды на здоровье необходимо активно использовать также физкультуру и спорт.

Нужно направить физкультурно–массовую работу на увеличение оздоровительных групп, клубов по интересам, секций по видам спорта.

Хотелось, чтобы и наши профессиональные спортсмены, особенно игровых видов, чаще радовали миллионы болельщиков и любителей своими успешными выступлениями и яркими победами на престижных турнирах и чемпионатах. Как вчера, небольшая страна Хорватия разбила чемпионов мира и Европы неоднократных — испанцев. Радость для всей страны. Ну нам пока, как и нашим братьям–россиянам, радоваться нечему... Будем стремиться к большему.

(Аплодисменты.)

Я почему про россиян говорю, потому что, когда нет наших, мы же болеем за россиян. А такая ситуация возникла, что болеть не за кого...

Словом, когда мы говорим о медицине, хочу сказать одно — немало сделано, но хочу предупредить: не расслабляйтесь.

Образование.

Сразу хочу подчеркнуть важнейшее требование: система образования не должна быть оторванной от экономики. Надо увеличивать практико–ориентированность обучения. Это единственный путь подготовки специалистов, владеющих информационными технологиями, знающих все этапы производства.

Идея непрерывного образования, разумеется, не означает, что человек всю жизнь будет студентом. Речь идет об образовании, формирующем в человеке стремление к постоянному совершенствованию и саморазвитию.

Образование — не значит, что окончил школу, вуз и все, образовался. Нет, это — основа, фундамент, там научили учиться.

А дальше мы должны действовать сами.

Ничего не изменилось, новости здесь нет.

Система образования должна вырабатывать у людей способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Как я говорю: надо научить учиться.

Уже сегодня необходимо определяться с подготовкой кадров для высокотехнологичных и наукоемких отраслей.

Cкажу следующее: масса проблем в образовании. Число желающих походить по этому полю, потоптаться и там что–то реформировать не сокращается. Недавно вице–премьеру новому (Н.И.Кочанова. — Прим. ред.) и новому министру (М.А.Журавков. — Прим. ред.) была поставлена конкретная задача: если мы ничего не можем придумать и придумать нельзя, то не губите то, что есть.

(Аплодисменты.)

Делайте так, чтобы дети и люди могли получить то, ну хотя бы, что получали мы.

Есть стремление неких умников создать заумную программу, программу такую, что математическую задачу человек — математик, физик средней руки — решить не может (в пятом — седьмом классах!). Так что это за программы, кому они нужны, кого мы там готовим?!

Опять не буду вдаваться в подробности, министру поставлена задача: или — или.

В ближайшее время должны быть созданы нормальные учебники. Это главное, это «икона» в школе. И их должны создать лучшие учителя нашей школы, а не академики, которые забыли, когда учились!

Проблема перезрела. Перезрела! И ее в этой пятилетке однозначно должны решить. Мы можем ее решить. Там, где мы создали новые учебники для школы общеобразовательной, для вузов, а это и вузовская проблема, там мы имеем нормальные результаты. Нельзя детей перегружать в школе с малого возраста, мы же уродуем их!

(Аплодисменты.)

То же самое, много сегодня идет споров, и люди интересуются на предприятиях, когда я приезжаю, — централизованное тестирование или классическая сдача экзаменов? Я честно признался: меня никто не склонил еще ни на ту, ни на другую сторону. Не надо торопиться. Да, ЦТ имеет много недостатков, но сегодня нет проблем ни с коррупцией, ни с чем. Все–таки люди туда должны идти, в высшую школу, с определенным уровнем знаний, а ЦТ проверяет знания. Но вот эти экзамены и вопросы по централизованному тестированию должны быть не для академиков и окончивших вузы, а для школьной программы! Дети не должны получать психологические травмы, идя на это централизованное тестирование. Они должны сдавать экзамены, в том числе методом централизованного тестирования, изучив школьную программу.

(Аплодисменты.)

О жилищном строительстве.

За последние пять лет построено 25 миллионов квадратных метров жилья. Нам надо в строительстве увеличивать эффективность. Нам надо создавать современные материалы, чтобы дом или квартиру можно было построить быстро, качественно и чтобы она долгий период времени служила.

У нас сегодня жилой фонд потребляет 35 — 40 процентов энергоресурсов страны. Почти половина — жилой фонд! Значит, это направление для нас очень важно и все процессы там должны быть усовершенствованы.

Ставится задача переориентации мощностей отрасли на экспорт услуг — проектирование и сдача объектов «под ключ».

Более активно будем развивать индивидуальное строительство.

Я говорил о стройматериалах с высокими техническими характеристиками, к 2020 году мы увеличим выпуск их до 85 процентов. Это поможет снизить себестоимость квадратного метра до уровня среднемесячной зарплаты по стране.

Необходимо обеспечить доступность кредитных ресурсов для населения.

За пятилетку мы планируем построить свыше 18 миллионов квадратных метров жилья, в том числе 1,55 миллиона — для состоящих на учете нуждающихся граждан.

Поддержка семьи.

В системе ценностей белорусов семья занимает лидирующую позицию. Мы будем применять механизмы поддержки семьи. Такие, как формирование материнского капитала, оказание помощи многодетным семьям к учебному году, предоставление широкого спектра социальных услуг семьям с детьми.

Мы не должны допускать того, чтобы с рождением каждого последующего ребенка снижались и возможности для родителей, для поиска перспективной работы.

Сегодня есть вопросы с детскими садами, особенно в крупных городах — там, где создаются новые микрорайоны. Мы будем строить детские сады, только надо подумать, что делать с детскими садами в центре, где уже живут люди, почему–то совсем не рожающие.

В конечном итоге наша задача — сохранить положительные тенденции рождаемости населения и обеспечить демографическую безопасность.

Культура и искусство.

Год культуры. У нас намечен ряд мероприятий в этом направлении, мы их реализовываем. Для культуры сделано немало: и по реконструкции, по реформированию. Но для того чтобы наш народ был культурным, есть всe, чтобы он считался культурным. Надо культурным работникам немножко пошевеливаться, быть более инициативными, раскованными и не смотреть все время в рот государству. Акцент надо сделать как на масштабы и качественную сторону нашей культурной сферы, так и на повышение ее туристической привлекательности.

Создаваемые произведения литературы, музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства призваны содействовать формированию ценностей белорусского общества, отражать духовный опыт нации. Наша цель — не самоизоляция, не противостояние другим культурам, а взаимодействие и взаимообогащение.

Подчеркиваю: отличительными чертами культуры белорусского народа являются взаимное уважение, неприятие любых форм межнациональной враждебности. Эти принципы мы поддерживали и будем поддерживать впредь!

Беларусь сегодня — цитадель традиционной культуры и морали. Так будет всегда.

(Аплодисменты.)


Советская Белоруссия № 118 (25000). Четверг, 23 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter