Сила в движении

Барановичи, Чаусы, Кричев, Чериков, Полоцк, Минск — на сайте Европейской недели мобильности, намеченной на 16 — 22 сентября, уже зарегистрировались более 20 белорусских городов–участников. Скоро станет ясно, побьем ли мы рекорд прошлого года, когда к инициативе официально присоединились 48 наших населенных пунктов. Руководство которых понимает, что развитие транспортной системы — не цель, а средство повысить качество жизни. Оказывается, на 1/3 оно зависит именно от мобильности — удобства, безопасности, доступности в перемещении из точки А в точку Б.

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО

Заместитель председателя Белорусского союза транспортников Валентина Леончик приводит такой факт: один рубль, вложенный в транспорт, дает четыре рубля отдачи в других сферах. Нет возможности комфортного передвижения — люди куда–то не поедут, чего–то не купят, не посмотрят, в чем–то не поучаствуют. И наоборот. А устойчивая городская мобильность означает не только хорошие условия для всех — пешеходов, велосипедистов, автолюбителей, развитый общественный транспорт, но и, по большому счету, равный доступ к работе, образованию, услугам. Универсального рецепта, как этого достичь, нет. Европейская неделя мобильности как раз и является поводом для городских администраций проанализировать свою ситуацию и улучшить ее. Особый упор идет на экологичные подходы. В Минске, например, транспорт дает 85% выбросов в окружающую среду. При этом на трамвай у нас приходится всего 4% перевозок. А вот в Виннице, где прицельно развивали этот вид, — до 60%. В Европе есть примеры, когда на пространствах, подобных нашей минской площади Победы, весь транспорт скрыт под землей, а сверху устроены зеленые зоны.

В этом году Минск будет участвовать в неделе третий раз. Многое уже сделано: появились новые велопарковки, открылись три охраняемых всесезонных велогаража, на популярных веломаршрутах в 120 местах понижены бортовые камни. В этом году в День без автомобиля, 22 сентября, проезд на общественном транспорте для тех, кто предпочтет его своей машине, уже традиционно будет бесплатным — при предъявлении прав и техпаспорта на авто. По данным метрополитена, в 2016 году этим воспользовались 8,5 тысячи человек, а в прошлом — в два раза больше!

Интересен и опыт участия Полоцка в Европейской неделе мобильности. В свое время, чтобы понять, как горожане оценивают транспортную ситуацию и какие проблемы наболели, тут установили специальный ящик для сбора мнений и предложений. Местные СМИ разрекламировали эту возможность, и в итоге высказалось около 600 человек. Основные нарекания были на качество дорог и отсутствие оборудованных велодорожек, по которым, как оказалось, хотела бы передвигаться четверть опрошенных. В итоге в сентябре 2016–го в Полоцке открыли первую велодорожку, маршрут которой был выбран самими горожанами. А в прошлом году акцент сделали на болевые точки в дорожной инфраструктуре. Например, проблема постоянных пробок на перекрестке улиц Октябрьской и Евфросиньи Полоцкой, соединяющем несколько густонаселенных районов, была решена при помощи изменения разметки, режима работы светофоров и запрета левого поворота. Пропускная способность увеличилась на 30%.

Но, конечно, главный плюс участия в Европейской неделе мобильности в том, что она дает повод для мозгового штурма, площадку для диалога и консолидации усилий местных властей и общественных организаций. Основу для решения долгосрочных задач. А улучшение транспортных систем наших городов именно к ним и относится.

vasilishina@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter