Сила простоты

Какой будет налоговая система в следующем году?
Какой будет налоговая система в следующем году?

Около 400 тысяч человек — целый областной город — столько в стране бухгалтеров. При всем уважении к представителям этой далеко не простой профессии надо признать, что такое количество людей, по сути, ничего не производящих, не есть хорошо для экономики. И тем не менее работники бухучета сегодня на вес золота — достаточно открыть страничку вакансий в Интернете. Дефицит главбухов и счетоводов при их, казалось бы, явном переизбытке объясняется сложностью и путанностью налоговой системы. По оценкам Всемирного банка, в Беларуси едва ли не самое большое количество платежей и отчислений по сравнению с другими странами. В профильном министерстве такие оценки считают субъективными. И тем не менее...

Требования упростить налоговую систему звучат не первый год. В Правительстве создаются рабочие комиссии, куда привлекаются юристы, бизнесмены, ученые. Предложения по реформированию существующих платежей вносятся смелые, порой даже радикальные (например, предлагалось объединить все существующие налоги и отчисления в 5 — 6 базовых платежей). А что на выходе?

В этом году предложено упразднить два местных сбора и отчисления 1 процента выручки в дорожный фонд. Взамен ставка НДС будет увеличена с 18 до 20 процентов. «Безусловно, позитивные шаги есть, — считает участник рабочей группы по упрощению налоговой системы, зампред Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. — Есть прогресс по экологическому налогу. Раньше его платили 15 тысяч организаций, размещающих и хранящих отходы. Теперь этот платеж будут вносить владельцы полигонов: они включат сумму налога в свои тарифы. В итоге количество плательщиков в следующем году снизится до 170. Сократятся бумагооборот и объем работы бухгалтеров».

И все же, по мнению моего собеседника, в деле упрощения налогов можно было бы достичь большего успеха. Например, логично отменить мелкие неэффективные сборы, повысив взамен ставку налога на прибыль. Количество заполняемых деклараций для предприятий уменьшилось бы. Предлагалось также упразднить отчисления в фонд поддержки сельхозпроизводителей, а в качестве компенсации увеличить НДС до 22 — 24 процентов. Все эти ходы, по мнению предпринимателей, не привели бы к сокращению бюджетных доходов. Зато количество деклараций так же, как и вал инструкций и постановлений, которые бухгалтерии должны применять в работе, резко сократилось бы.

Предприятия бы получили осязаемую выгоду во времени и финансах. Зато возросла бы нагрузка на сотрудников Министерства по налогам и сборам и Минфина: им пришлось бы самостоятельно «сортировать» налоги и направлять деньги по разным каналам...

Другой обсуждаемый вопрос: величина налоговой нагрузки. Мнения о том, что налоговое бремя слишком тяжело, звучат регулярно. «Снижение налогов привело бы к росту бизнеса и объем поступлений в бюджет увеличился бы», — замечает Александр Калинин.

Замминистра экономики Татьяна Старченко, разумеется, не против расцвета частной инициативы, но она обращает внимание на то, что «государство несет бремя социальных расходов и поэтому не может одновременно снижать налоги». Любопытные аргументы в пользу существующих налоговых ставок приводит замминистра по налогам и сборам Лариса Кондратова. По ее словам, в Германии уровень налоговой нагрузки такой же, как у нас, а в скандинавских странах — еще выше, что не мешает им развиваться. Впрочем, резонно и другое соображение: финансовые возможности европейских предприятий отличаются от наших.

...Так какой же будет налоговая система в следующем году? Окончательные выводы на этот счет делать рано. Проект бюджета–2008 скоро поступит в Парламент. Работа и дискуссии продолжаются...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter