Сила градуса - в женской слабости

Женская алкогольная зависимость — актуальная проблема для общества. Не зря говорят, муж пьет — один угол в доме горит, а если жена — полыхает все жилище. Можно ли ее излечить раз и навсегда? Кто и почему попадает в ловушку недуга? 

Каковы причины развития алкогольной зависимости у прекрасной половины? Можно ли ее излечить раз и навсегда, все ли возрасты «покорны» рюмке и бокалу, сегодня узнаем у заведующей реабилитационным наркологическим отделением Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Валерии ПОГОСКОЙ.

— Тема женского алкоголизма актуальна давно. Если примерно восемь лет назад в нашем отделении реабилитации представительницы слабого пола составляли 10—20 процентов, то сегодня — 50 и выше. Но я связываю этот факт с тем, что в последние годы заметно активизировалась работа социальных служб, к специалистам чаще стали обращаться за помощью. 


Другое дело, у женщин болезнь протекает более «злокачественно». И не только в биологическом, но и социальном плане. Согласитесь, мужчинам быть алкоголиками вроде как допустимо, а дамам — стыдно. Это распространенная точка зрения. В результате подхватившие недуг позднее и неохотнее обращаются за помощью, порой болезнь уже запущена. Но все-таки прогресс в последнее время заметен. Приходить к нам стали раньше, пусть и не совсем по собственной воле. В любом случае возрастает возможность выйти на стойкую ремиссию.

— Но все ли принимают и понимают свою болезнь?

— Алкоголизм — недуг отрицания. Большинство пациентов с большим трудом принимают сам факт зависимости. Соседи, родственники, даже дети знают: мама или тетя нездоровы, а женщина искренне этого не понимает. Большинство наших пациентов убеждены в том, что не больны. Почему тогда обращаются? Боятся потерять работу, некоторые хотят вернуть детей, выйти из семейного конфликта. Но одна из задач реабилитации — работа с мотивационным блоком и со знанием болезни. Ребенка изъяли из семьи или муж угрожает разводом не потому, что все вокруг такие плохие и мир несправедлив. Это прямое следствие твоей зависимости! 

— Можно ли назвать определенный возраст, в котором чаще всего попадают в «ловушку стакана»?

— Я бы связывала это не с возрастом, а с кардинальными переменами в жизни. К примеру, профессиональный кризис. Потеря кого-то из близких, выход на пенсию, наличие тяжелого заболевания. Как ни странно, еще и рождение детей. Да-да, кризисность возникает и на счастливых чувствах. Так что скорее причиной становится травмирующая ситуация, к которой человек не может адаптироваться.

— С чего все начинается? С периодического употребления, с малых или больших доз? Правда ли, что зависимость развивается быстрее, чем у мужчин? 

— Это на самом деле индивидуально. Все зависит от физиологических особенностей организма, социального окружения и от психологической структуры личности. Если у кого-то из родных был алкоголизм, то риск развития этого недуга возрастает. И от пола это не зависит.

Влияет и такой фактор, как изначально повышенная толерантность. То есть высокая доза алкоголя, которую человек сразу может принять. Ухудшают ситуацию сопутствующие болезни желудочно-кишечного тракта, почек. Когда в организме нарушены системы детоксикации или усвоения спиртных напитков. Психологический фактор. Пациентка начинает злоупотреблять алкоголем в подростковом или молодом возрасте? Риск развития алкоголизма будет выше, а сам он будет протекать быстрее и тяжелее.

У женщин зрелого возраста, с жизненными ценностями, внутренними ресурсами, кодексом морали недуг будет развиваться постепенно, да и на трезвость они будут выходить легче.

Зависимая ближе к пожилому возрасту, с порочной системой ценностей или мать-одиночка, человек без образования, с соответствующим пьющим окружением, порушенными семейными связями? Алкоголизм быстро атакует таких жертв…

— Казалось бы, слабая половина отдает предпочтение менее крепким коктейлям, винам, джин-тоникам… 

— У нас в реабилитации половина пациенток, а то и больше — из сельской местности. А там коктейли не пьют… Плодово-ягодные напитки куда более опасны, нежели крепкие. Надо исходить из реалий. Пьют то, что доступно и дешево. 

Но знайте, болезнь не выбирает, где прописан и живет человек. Она будет протекать с одними и теми же симптомами и стадиями, вне зависимости от качества напитков, профессии. Ты успешный директор фирмы или оператор машинного доения — исход один и он известен. 

По опыту знаю, что первоначально женщины чаще выпивают тайком, в одиночку, не так открыто. Но это первое время, а потом картина схожая. И у компанейского пьяницы, и у пьяницы-одиночки алкоголизм протекает одинаково. Самые молодые наши пациентки — 18 лет. Самого старшего возраста — 54—58 лет. Приезжают лечиться со всей республики. Также были из Турции, Великобритании, США, Латвии, Украины, Нигерии. 

— Как убедить даму в том, что ей нужна помощь, пора к психиатру или наркологу?

— А вот такие убеждения не действуют. Мы придерживаемся принципа, что изначальная мотивация не оказывает решающего влияния на прогноз заболевания. У большинства пациенток госпитализация все равно вынужденная — угроза потери семьи, детей, болезнь. 

— Какие методы предлагаете?

— Медикаментозное лечение не используем. Такой вид терапии предназначен для купирования симптоматики отмены алкоголя — похмелья. Это задача наркологии. Мы предлагаем комплекс разных методик профессиональной психотерапии зависимостей плюс 12-шаговую программу самопомощи анонимных алкоголиков.

— Как меняются здоровье и внешность некогда прекрасной половины? 

— Алкоголь сильно меняет внешне. Начнем с алкогольного габитуса — это отечное одутловатое лицо, мешки под глазами, гиперемия либо усиленный капиллярный рисунок на щеках, носу. Отмечаются вялость мышц, оскудение мимики, сухость кожи. Волосы становятся поредевшими. Происходят серьезные изменения на уровне обмена веществ. 

Одна из основных мишеней алкоголя — головной мозг. При его хроническом воздействии клетки обезвоживаются и погибают. И это процесс постоянный и безвозвратный. Когда погибают и резервные клетки, происходит так называемая «точка невозврата». Как итог — необратимые изменения в памяти, интеллекте. Зубы разрушаются. И не только потому, что такой человек не бывает у стоматолога. Нарушен режим питания, работа желудочно-кишечного тракта. Слизистая желудка получает кислотную, щелочную нагрузку, происходит хронический ожог. Печень и почки также не справляются с дозами спиртного. В результате развиваются цирроз, почечная недостаточность. Алкоголики часто погибают от острого панкреатита — под прямым ударом поджелудочная железа. 

— Может ли мать передать свою зависимость по наследству?

— Конечно. И даже если она вовремя взялась за ум — все равно опасность сохраняется.

 — А как же тогда культура пития, есть ли безопасные «дамские» дозы? 

— Их нет. Алкоголь — наркотик. Причем социально приемлемый. А всем известно, что безопасных наркотиков не бывает. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter