О чем рассказал Пьер Ришар на своем концерте в Минске

Силь ву Пьер

В конце прошлой недели Минск навестил месье Пьер Ришар, культовый французский киноактер 70–х и 80–х. Комедии с участием «невезучего» Ришара смотрели миллионы. «Высокого блондина в черном ботинке» дамочки боготворили. Успех заграничного комика в Советском Союзе легко объясним. Наша женщина, как известно, — это любовница, сестра, жена и мать в одном лице. Пускай француженки любят коварных обольстителей, а нам оставьте нашего растяпу в разных носках, неуклюжего Франсуа Перрена (самый популярный образ, созданный Ришаром в кино) — его можно и с ложки кормить, кудри ему расчесывать и к груди прикладывать. К такому немощному недотепе мы готовы пронести свою любовь сквозь годы.

Фото Павла ЧУЙКО

Немудрено, что визит кумира прошлых лет — 81–летнего Пьера Ришара — вызвал в концертном зале «Минск» дамский переполох. Его ровесницы атаковали зрительный зал еще на подступах, умоляя на крыльце о «лишних билетиках». На моноспектакль «Пьер Ричард III» многие пришли с детьми и подарками для француза: одна поклонница сплела венок, другая — вышила ухватку, третья собственноручно изготовила перекидной календарь, на каждой странице которого — кадры из обширной кинокарьеры Ришара. «Мусье» откровенно купался в народной любви, на поклон выходил четыре раза, а цветочные букеты разного достоинства все не заканчивались. В какой–то момент охранники устали сопротивляться и все желающие прикоснуться к французу ринулись с цветами прямо на сцену и дальше — за кулисы, где безнадежно пытался укрыться от цунами обожания сухонький усталый старик.

Приют для богемы


Безумие, творившееся в зале в этот вечер, напомнило мне один рассказ только ушедшего от нас Умберто Эко. «Некогда в Барселоне существовал «Приют богемы» — заведение, в котором выступали старые театральные развалины, задыхающиеся восьмидесятилетние певцы, скрученные артритом почти столетние балерины, древние субретки, хрипатые и целлюлитные. Зрители, состоявшие на треть из ностальгирующих, на треть — из любителей ужасов и на треть — из снобов–интеллектуалов, наслаждавшихся таким образом «театром жестокости», отбивали ладони, аплодируя, а исполнители были счастливы — потому что чувствовали, что зал был некоторым образом с ними, для них, как они...»

Сегодня в Минске можно смело открывать такой же «Приют богемы», где будут с успехом выступать наши вчерашние кумиры — мировые звезды, те из них, кто еще способен устоять на ногах. И мы их в обиду не дадим, это уж точно. Вспомните хотя бы нелепый конфуз, который случился в Лос–Анджелесе на прошлой неделе с Полом Маккартни, когда его не пустили на вечеринку по случаю завершения церемонии «Грэмми» — охранники попросту не узнали в могучем старике вчерашнего кумира миллионов. Дикие нравы. В нашем «приюте» к звездам применяют самый надлежащий уход: потребовал, к примеру, Пьер Ришар швейцарский сыр в гримерку — организаторы его выступления в Минске метнулись в Вильнюс и привезли «чиз» надлежащей марки. И это самое малое, что можно было сделать для актера, так откровенно выставившего напоказ все свои страхи, проблемы и комплексы.

Смеемся и плачем


Творческий вечер Пьера Ришара в Минске трудно назвать спектаклем. Актер травил обыкновенные байки — обязательная программа всех оставшихся не у дел великих. Вспоминал, как куражился с Жераром Депардье во время съемок фильмов «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы», доводя режиссера Франсиса Вебера до исступления. Смысл всех историй в том, что актерский дуэт, в особенности его крупная половина, чудовищно много пил — из–за чего с трудом запоминал текст и мизансцены, поэтому каждый кадр требовал десятки дублей. Для того чтобы придать своим звездным актерам товарный вид, однажды Вебер сдал Ришара и Депардье на две недели в санаторий, но даже там, под присмотром врачей и тренеров веселая парочка умудрялась прикладываться к вину. Режиссер махнул на пьяниц рукой. В результате, как признался минчанам Пьер Ришар: «Я — заземлился, а Жерар Депардье окончательно оторвался от земли».


«Заземлением» Пьер Ришар называет свои гастроли по Восточной Европе, где его любят гораздо больше, чем во Франции. Девиз комика: «Я ни о чем не мыслю, следовательно, существую». Актер счастливо женат в четвертый раз — первые его две жены были француженками, вторые две — экзотические подружки, марокканка и вот последняя — бразильянка, эффектная молодая брюнетка, моложе своего супруга на 30 лет. «Теперь мне приходится скрывать свой возраст. Когда говорю, что мне 80, многие возмущаются: мол, 80 было в прошлом году. Тогда парирую: «А я остался на второй год!» Стоит признать, что харизма у Ришара бронебойной силы, все полтора часа, пока он предавался воспоминаниям, подбадривая себя шлепками и ужимками, зал хохотал. Ришар — большая умничка, разлил по залу столько тепла и улыбок, сколько бывает в винных погребах Франции, где бродят прогретые солнцем туристы.

Кстати, по научению верного друга Жерара Депардье в последние годы Пьер увлекся виноделием и с радостью принимает гостей на своих виноградниках Шато Бэль Эвик. Недавно во Франции в печать вышла книга воспоминаний Ришара «Я ничего не знаю, но все скажу». Судя по спектаклю «Пьер Ричард III», книга получилась смешной и увлекательной. Чувство юмора у актера отменное: что–то среднее между аристократическим и матросским, как и происхождение бедного Пьера...

«Лучшие годы — те, что впереди!» С этими словами Пьер Ришар прервал свои воспоминания и поднял бокал розового вина за присутствующих в зале дам. «Только в такие минуты я понимаю, что живу и счастлива», — закричала с места одна восторженная зрительница. Ей и Ришару зал долго и горячо аплодировал.

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 34 (24916). Вторник, 23 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter