Московское метро проектируется в Минске

Сидят на одной ветке

Московское метро переживает строительный бум. За 10 лет — с 2011 по 2020 год — планируется прирастить протяженность подземных магистралей на 150 километров, почти в полтора раза. Будут построены новые линии, в том числе с выходом за МКАД в так называемую Новую Москву, десятки станций. В этом российской столице активно помогают белорусские предприятия: поставляют стройматериалы и конструкции, возводят отдельные объекты. А ОАО «Минскметропроект» стоит, можно сказать, на переднем рубеже — проектирует подземные транспортные пути.

Месяц назад накануне Дня единения народов Беларуси и России в Москве открылась станция метро «Минская».
фото: роман щербенков

— Участвуем в этой работе с 2011 года, — конкретизирует роль минчан в развитии московского метрополитена директор «Минскметропроекта» Валерий Чеканов. — Проектировали продление Замоскворецкой линии от станции «Красногвардейская» до «Алма–Атинской». Протяженность отрезка относительно небольшая, однако горно–геологические условия оказались очень сложные. Плюс проектирование двух электродепо для поездов — Печатники и Братеево. Сейчас разрабатываем документацию по Кожуховскому направлению — отрезок линии на юго–востоке Москвы с выходом за МКАД: 4 станции, общая протяженность — 7 километров. Помимо тяжелых геологических условий дело осложняют многочисленные подземные коммуникации, которые надо обходить либо перекладывать. Между тем объект предстоит сдать уже в следующем году. Должны успеть.

Чтобы уложиться в кратчайшие сроки, проектирование ведется параллельно со строительством. Устранять случайные шероховатости помогают представители минских проектировщиков, которые постоянно находятся в Москве и осуществляют авторский надзор. Регулярно посещают объекты и руководители «Минскметропроекта». Возникают ли при этом какие–либо коллизии из–за того, что строительство ведут организации двух хоть и союзных, но все–таки разных государств? Нет, не возникают. Общаются специалисты на одном языке, в том числе техническом. Формальностей при пересечении границы никаких. А главное, отметил Валерий Чеканов, «у нас одна школа метростроения». В отличие, скажем, от западной, где метро играет сугубо утилитарную транспортную функцию. Белорусские и московские специалисты стремятся проектировать и строить метрополитен по высоким архитектурно–художественным стандартам. Чтобы в подземных залах люди чувствовали себя эмоционально комфортно.

Зародилось это творческое родство еще при проектировании Минского метро, строительство которого началось 40 лет назад. А технико–экономическое обоснование и другую предварительную документацию на него разрабатывали москвичи — специалисты головного института «Метротранспроект». Впоследствии от него отпочковался минский филиал, костяк которого составили 10 специалистов из других филиалов института, разбросанных по СССР. В их числе оказался и Валерий Чеканов, выпускник Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, успевший поработать к тому времени в Ташкенте. Затем штат минских проектировщиков стали регулярно пополнять выпускники Белорусского политехнического института (сейчас Белорусский национальный технический университет), где была создана соответствующая кафедра. Минские проекты при СССР всегда тщательно рассматривались и утверждались в головном институте в Москве. Это была хорошая творческая школа. Сейчас «Минскметропроект» полностью самостоятельный, насчитывает 290 человек, в том числе 220 проектировщиков. Сила!

— Минское метро в силу специфических горно–геологических условий изначально проектировалось мелкого заложения: станции строятся в открытом котловане, проходка тоннелей осуществляется подземным способом, — раскрывает подробности Валерий Чеканов. — С тех пор мы специализируемся на таких объектах. Этот опыт активно используем при проектировании метро для Москвы. При этом сполна делимся и другими передовыми наработками — методом строительства по типу «стена в грунте», когда подпорная стенка котлована затем становится несущей на будущей станции. Стараемся максимально полно использовать объем подземных сооружений. Хотя для этого объекты приходится проектировать фактически индивидуально, в строительстве они получаются дешевле.

Кроме того, минские проектировщики специализируются на проектировании электродепо, участвовали в разработке документации на такие объекты для метро Казани, Новосибирска, Омска, Красноярска. Проектировали они и транспортные тоннели, построенные на Кавказе.

Интересуюсь, чем же займется столь квалифицированный коллектив, когда завершится московский заказ?

— Развитием Минского метро, — уверен Валерий Чеканов. — Сейчас по нашему проекту сооружается первая очередь третьей линии, состоящая из 4 станций. Она вступит в строй в 2019 году. Надо будет проектировать продолжение, которое должно принять первых пассажиров через три года. Не за горами и начало работы над четвертой линией, кольцевой. Наш опыт интересен и другим странам.

Словом, все говорит о том, что подземка в обозримом будущем останется приоритетным видом транспорта для густо застроенных Минска, Москвы и других городов, где каждый квадратный метр земли постоянно дорожает. А значит, сотрудничество белорусских и российских метростроителей обязательно получит взаимовыгодное продолжение.

Цифры

Минское метро имеет две действующие линии общей протяженностью 37 километров и 19 станций. Со временем 1 линия прирастет еще на 3,7 км, вторая — на 4,3 км. Третья линия составит 16,7 км, четвертая — 24,3 км.

bibikov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter