«Сидеть. Говорить будем!»

Студент взял в заложники бывших однокурсников

Студент взял в заложники бывших однокурсников


В среду в Финляндии был день траура по погибшим в результате кровавой бойни в колледже финского города Каухайоки. По последним данным, жертвами стрельбы, открытой во вторник 22–летним студентом колледжа Матти Юхани Саари, ворвавшимся в класс во время экзамена, стали 11 человек, включая самого убийцу, который после расстрела поджег помещение и выстрелил себе в голову. Оказалось, что Саари открыто предупреждал о своих намерениях в Интернете, но его «не услышали». Еще большей сенсацией стало то, что менее чем за сутки до трагедии убийца был допрошен полицией, задержавшей его «по наводке» бдительных граждан. Однако оснований заключить студента под стражу у блюстителей порядка не нашлось.


Жуткая история заставила по–другому посмотреть на дикий случай, произошедший за несколько дней до нее в Гомеле. Неделю назад почти ровесник финского убийцы, 23–летний студент, угрожая пистолетом, почти 40 минут удерживал бывших однокурсников в аудитории Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины.


...На специализацию «Лесное хозяйство» биофака Гомельского университета парень из Речицы поступил более трех лет назад. Однако проучился недолго. Сначала ушел в «академку» по состоянию здоровья, после перевелся в БНТУ. На прошлой неделе молодой человек явился в бывшую альма–матер. Но — не повидаться с однокурсниками, а поговорить о своих обидах.


Вечером у «лесников» шла очередная лекция. Бывший студент вошел туда как свой человек. В руке у парня был черный пакет. Преподаватель дерзости незнакомого гостя удивилась:


— Покиньте аудиторию. Вы срываете занятие.


Парень спокойно попросил ее переместиться в глубь аудитории, а потом, показав пистолет, коротко объяснил: из помещения никто не выйдет, пока не приедут его родители. Им студенты должны были рассказать, какой конфуз приключился с их сыном и что именно тот случай привел к сбоям в здоровье, необходимости лечиться в психиатрической больнице... Интимная подробность якобы выглядела так: однажды парень не добежал до уборной, и не все сделали вид, что не заметили.


— Он и до этого случая был довольно странный, — в памяти одногруппников остался таким по сей день. — Сам в себе. Тихий, замкнутый, необщительный. А после того случая у него что–то вроде мании появилось. В суд обращался. Якобы мы его оклеветали, слухи распространяем. Нас вызывали, брали объяснения.


...Пистолетом парень не размахивал. В нем будто и пуль не было. Когда позвонил родителям: «Приезжайте скорее, я здесь», оружие вновь спрятал в пакет. Но спокойнее студентам не стало. Толком ведь никто не успел разобрать — то пневмопистолет или оружие посерьезнее. Ждали худшего:


— На самом деле было страшно. Он почти ничего не говорил. Стоял и молчал. Некоторым девчонкам стало плохо...


Несколько ребят пожаловались на боли в животе. Он разрешил им покинуть аудиторию. Те помчались в деканат. Вызывать милицию. Сотрудники прибыли раньше, чем родители, по его звонку тут же выехавшие из Речицы. Из аудитории парня вывели без приключений. Что мог, то рассказал оперативникам: пистолет купил накануне на рынке «Ждановичи», хотел, мол, только убедить родителей в том, что здоров.


В первые часы после случившегося уголовное дело было возбуждено по факту хулиганства. Сейчас оно переквалифицировано в «Незаконное лишение свободы». Это предполагает срок от 3 до 5 лет. Статья в практике крайне редкая. Последний раз она «звучала» в деле речицкой преступной организации, которая занималась вербовкой гастарбайтеров, в том числе и принудительной. Назначена психиатрическая экспертиза, от результатов которой будет зависеть дальнейший ход событий.


— Поскольку задержанный состоит на учете в психоневрологическом диспансере, то может быть признан невменяемым в момент совершения преступления, — не исключает такой финал уголовного дела начальник следственного отдела ОВД Центрального района Гомеля Андрей Коваленко. — Ясно, что все это в нем копилось. Полагаю, под влиянием болезни, а не потому, что в группе насмехались. Если специалисты установят невменяемость, его направят на принудительное лечение.


Компетентно


Сергей Станкевич, заместитель главного врача Гомельской областной клинической психиатрической больницы:


— Случай частный, и разбирать его необходимо в индивидуальном порядке. К такому поступку могли привести и психическое заболевание, и психологический конфликт, и житейская ситуация. А если говорить в целом о динамике явления, то в последние годы нет тенденции роста психических расстройств. Зато наблюдается — и это мировая тенденция — рост пограничных психических состояний: депрессии, нервные срывы, тревожность. В том числе и среди молодежи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter