Память о знаменитом исследователе Сибири Иване Черском хранят деревни Верхнедвинского района

Сибириада Черского

Благодаря стараниям земляков в верхнедвинской деревне Волынцы имя знаменитого исследователя, географа-самоучки знает каждый школьник

Мемориальная доска на ж/д станции Свольно

МАЙ 1892 года. Ивана ЧЕРСКОГО в сопровождении жены и 12-летнего сына Александра ведут под руки на карбас, который должен отправиться в грандиозную экспедицию, рассчитанную на три года. Она предполагала маршрут в две тысячи километров — от Якутска до Нижнеколымска. Когда начался спуск по реке Колыме, Иван Дементьевич уже не мог ходить, болел (было ему всего 47 лет). Сидя в закрепленном на карбасе кресле, он давал указания по сбору нужной информации. Несмотря на постоянную слабость, еще 26 дней сам вел дневник путешествия… Откуда у обессиленного болезнью человека такая тяга к постижению неизвестного? Быть может, характер? Это позже именем Черского назовут более 10 географических объектов, среди коих горные хребты, вулканы, мысы и заливы. А пока он всего лишь ученый, с которым еще каких-то лет 10 назад из-за его статуса «ссыльный» просто не хотели знаться… 

В ИМЕНИИ Свольно Дрисненского уезда (сейчас Верхнедвинский район) в зажиточной дворянской семье Дементия и Ксении Черских в 1845 году рождается мальчик Ян. Воспитанием его занимались мать и сестра Михалина (отца тот потерял еще в десятилетнем возрасте). Начальное образование будущий знаменитый исследователь получил дома. Позже была гимназия, затем Виленская академия. Яну все давалось легко — иностранные языки (их он знал четыре), верховая езда, фехтование. Что его ждет дальше, тоже было известно — университет, вольная студенческая жизнь. Когда повзрослеет, вступит в права наследства. Будет управлять родовым имением Свольно и заседать в дворянском собрании. Но оказалось, что у судьбы на его счет совсем другие планы. Ему исполнится 18, и он потеряет все… 

В январе 1863 года на северо-западе Российской империи вспыхнуло шляхетское вооруженное восстание за независимость и возрождение союзной державы Речи Посполитой в старых границах. Лозунг повстанцев «За вашу и нашу свободу!» был по душе студенту. Однако вскоре мятежники были разбиты царскими войсками. Изможденный юноша оказался в плену. Понимал  — пощады не будет, бунтовщиков ждали виселица, расстрел или каторга. Военно-полевой суд приговорил его к конфискации имущества, лишению дворянских прав и бессрочной рекрутской службе на краю света — в Сибири. Мать едва успела перед отправкой по этапу передать сыну узелок с одеждой и едой, в котором припрятала взятые в долг у дриссенского купца деньги. Позже за эти пять золотых монет он «выкупил» себе ротацию: Благовещенск заменили Омском. 

Эти деньги — все, чем Ксения Яковлевна могла помочь сыну. К тому времени ее уже выселили из имения, наложили арест на имущество. Дом передали железной дороге. В советские годы, вплоть до 1960 года, в усадьбе располагалась Свольнянская школа.

Облик этого здания с ювелирной точностью удалось воссоздать верхнедвинскому мастеру Константину Полынскому. Макет дома хранится в Волынецком краеведческом музее имени Черского, который открылся в агрогородке в 1995 году. Почему местом музея стали именно Волынцы? В самом Свольно, где жилых лишь пару домов, есть каменное напоминание о роде Черских. Валун, установленный в конце 1980-х годов. На одноименной железнодорожной станции — табличка. А вот Волынцы — центр сельсовета со своим Домом культуры и школой. Со школы, а вернее, с учителя истории Бориса Шимука и началось создание музея. Именно он первым обратился к персоне Черского и положил начало работе по изучению его жизни и творчества. Материалы об исследователе Сибири по крупицам собирал в архивах и музеях России, Литвы и Беларуси, работал в Национальной академии наук, обращался в Белорусское географическое общество. Постепенно информации собралось на целый музей. Позже его дело продолжила хранитель фондов Надежда Сосновская, а сейчас — директор музея Лариса Вайновская. 

НА ВТОРОМ этаже местного Дома культуры и расположилась основная экспозиция. Фотоснимки, книги, карты... На одной из них штрихпунктиром помечен путь исследователя. Глядя на необъятную Сибирь, сложно представить, что еще в конце XIX века ее можно было обойти вдоль и поперек.

Бывший хранитель фондов Волынецкого музея Надежда СОСНОВСКАЯ

Такое рвение к познанию у Черского, который в ссылке стал носить имя Иван, Надежда Сосновская объясняет желанием юноши доказать, что он не враг:

— Он всегда хотел аргументировать, что его положение — некое недоразумение. Все тяготы и лишения незаслуженны. Уже будучи в Омске, он занялся исследовательской деятельностью — стал собирать травинки, камушки. «Странного» солдата заприметили. Когда давали увольнительные на два дня, Черский посвящал это время работе — бродил по берегу Иртыша и пополнял свое собрание уникальными находками. Позже у него набралась целая коллекция. В один из дней проездом в городе был ученый, академик Миддендорф. Он оценил сбор раковин пресноводных моллюсков, что позволило сделать правильные выводы о происхождении Омской равнины в противовес существующей версии. Это знакомство вселило в Черского надежду: он верил, что в конце концов может избавиться от положения ссыльного и всерьез заняться наукой. 

Позже Черский попросил, чтобы его перевели в Казань, где бы он смог поступить в университет. Но ему отказали… Из-за этого у юноши случился нервный срыв. Сперва все думали, что он симулирует, но болезнь прогрессировала. На три месяца его положили в госпиталь, после чего негодного к военной службе перевели из казармы в положение вольного ссыльного. Как жить дальше? Надежда Ананьевна в литературе нашла описание того периода жизни Черского:

В музее, которым заведует Лариса ВАЙНОВСКАЯ, хранится уникальный экспонат-макет имения Черских

— Он зарабатывал тем, что давал уроки танцев. Вечером подрабатывал в больнице. Так держался несколько лет. Исхудал, стал чаще болеть. Но знакомства сделали свое дело — за молодого ученого вступился все тот же Миддендорф. Волей-неволей Черского направляют в столицу Сибири — Иркутск, где Иван становится писарем, библиотекарем и консерватором Музея Сибирского отдела Русского географического общества. 

Пролистывая музейные книги, нахожу воспоминания друзей об ученом. Географ Бенедикт Дыбовский писал, что работе тот отдавался полностью — мог трудиться по 14—16 часов, не жалея себя. Он был высоким статным парнем, но рано стал болеть, потому что не жалел сил для науки. Обладал и тонкой ранимой натурой: «Несмотря на упорную работу по выработке характера, Черский не смог преодолеть исключительной чувствительности, которая была основой его моральной сущности. Однажды в костеле, когда запели песню о  воскрешении из мертвых, с Черским случился нервный припадок. Слезы лились из глаз, тело дрожало. Он впал в артистический экстаз, как сам это назвал. Позже он рассказывал, что весь мир детских воспоминаний встал перед его глазами». 

В 1878 году Черский женится на молодой иркутянке Мавре Ивановой. Он снимал комнату в доме ее матери, вместо оплаты обучая грамоте хозяйских дочерей. Одна из сестер, Ольга, интереса к наукам не питала, а вот Мавра была настоящим самородком, все схватывала на лету. Она стала исследователю не только женой, но и верным соратником. Мавра Павловна ездила вместе с ним в экспедиции, помогала вести записи, даже писала под диктовку материалы в географические журналы. Устраивала и в быту — в любом медвежьем углу, говорил, могла сделать уют. Спустя год у них родился сын Александр. А в 1885-м Иван Черский наконец получает долгожданную амнистию и вместе с семьей переезжает в Санкт-Петербург. Обустроившись на новом месте, Иван Дементьевич решает забрать к себе мать и впервые за долгие годы посещает родную Витебщину. Заезжает и в Свольно, хотя имение принадлежит уже другим людям. О чем думает ученый, глядя на родной дом? Не о том ли, что неисповедимы пути Господни...

В СВОЛЬНО в 2006 году приезжал и дальний родственник Черского — правнучатый племянник Андрей Дуглас. Дед Андрея — Генрих Дуглас — был сыном сестры Черского Михалины. Надежда Сосновская хорошо помнит тот приезд:

— Андрей о себе рассказывал мало, знаю только, что сперва жил в Иркутске, затем перебрался в канадский Ванкувер. Он в какой-то степени пошел по стопам знаменитого родственника — в составе экспедиций отвечает за исправность аппаратуры. Андрей дал подтверждающее письмо, в котором предки по линии Дугласов согласны, что наш музей будет носить имя Черского. Для чего приезжал? Разыскивал родственников. На тот момент, рассказывал, уже отыскал более 200 человек, так или иначе связанных с Черским — в Германии, Дании, Якутии, Армении (там жили внучки Черского). 

Одну из них — Ингу Папазян — удалось отыскать сотруднице Алеутского краеведческого музея (Камчатский край) Наталье Фоминой. Наталья Сергеевна рассказала, что Инга —  правнучка Александра Черского (сына Ивана Дементьевича): «Она живет в Ростове-на-Дону. Выслала ей нашу книгу — фотоальбом «Путешествие по земле Командора», где есть повествование об Александре Черском, который скончался на острове Медном. Это соседний остров. А мы живем на острове Беринга. Та в ответ прислала восторженный отзыв».
Праправнучка Анна ОСИПОВА-ЧЕРСКАЯ

Еще одну дальнюю родственницу — Анну Осипову-Черскую — удалось найти в том же Ростове-на-Дону. Анна рассказала «СГ», что дома у нее хранится семейная реликвия — книга о прапрадедушке. О родстве с известным исследователем узнала еще в детстве: «Близкие рассказывали о знаменитом прапрадеде. А в прошлом году со старшей дочерью проводили исследования, собирали всю имеющуюся о Черских информацию. Подтверждать родство нет смысла, так как есть старинные фотографии. Изучили все точки зрения по поводу происхождения Черских. На мой взгляд, ни одна из них не может точно нарисовать картину его корней. Единственное, что удалось найти в документах, — упоминание в Польском гербовнике Симона Оскольского 1641 года фамилии Черских среди Равичей. Датируется 1588 годом. Узнали, кстати, что на территории Брестской области есть деревня Черск, а в Польше — город Черск и Черский замок. Ну и, конечно, про Христофора Черского, прапрадеда Ивана, у нас тоже есть информация». 

На малой родине в Верхнедвинском районе Анне погостить пока не удалось, но такую идею она не отметает. Мечтает побывать и в тех местах, где с экспедициями ходил Иван Дементьевич. А вот Надежду Сосновскую в 1970-е судьба в Сибирь забросила: она побывала на мысе Челюскина. Бабушка Надежды, Евдокия Коновна, из репрессированных, была при Сталине сослана в Канск Красноярского края. Поэтому многое, о чем писал и что открывал белорусский исследователь в Сибири, Надежда Ананьевна видела своими глазами. Не так давно она вместе с сыном ездила на Байкал по местам Черского. Заезжали и в Листвянку, где сейчас Музей Иркутского научного центра Сибирского отделения наук:

— Иван Дементьевич обошел Байкал по всему периметру, выполнил геологическую разведку всего берега. И когда в 1880 году на конгрессе в Венеции была представлена его карта, о нем заговорил весь мир. Этот труд отмечен Золотой медалью. Картой Черского географы и хозяйственники пользовались вплоть до 1950 года.

Дань уважения выдающемуся исследователю отдают в Сибири и наши соотечественники. Уже около 20 лет здесь работает Иркутское товарищество белорусской культуры имени Черского. Его руководитель Алена Сипакова, с которой удалось списаться, рассказала, что решение назвать региональную организацию в честь исследователя принято 31 мая 1996 года на первом съезде белорусов Прибайкалья: «Черский Иваном стал как раз в Иркутске, и то не сразу... Мы исправляем сложившиеся годами ошибки: не Иван, а Ян, не поляк, а белорус... Сам Черский и другие ссыльные из Беларуси сопротивлялись стереотипу «если католик, значит, поляк». Этот факт мы оценили как яркий пример стойкости «не покидать, не забывать и оставаться белорусами, литвинами вдали от Родины». Занимались биографией Черского, его сибирским отрезком жизни, изучая переписку, мемуарные записи его современников, жизнь его вдовы Мавры Черской, которая свой век доживала на родине мужа. Это исполин науки, имя которого у нас в Сибири известно каждому. Важно для нас и то, что он помнил про свое белорусское происхождение, свои корни». 

Белорусов в Иркутской области очень много, если копнуть — едва ли не у каждого третьего найдутся белорусские корни. В советские годы регион «прирастал» белорусами за счет строителей, военнослужащих, специалистов других профилей. Памятные даты, связанные с жизнью и деятельностью Ивана Черского, всегда отмечаются нашими соотечественниками в Сибири. Есть у товарищества уникальная традиция — в юбилейные годы они совершают восхождения на пик Черского и устанавливают там памятные знаки. 

ТОЧКИ НА КАРТЕ

1. Хребет Черского — горная система в Якутии и Магаданском крае от верховья реки Колыма до низовья реки Яны протяженностью 1500 километров (по площади больше Кавказа и выше всех гор Северной Сибири). Высочайшая вершина — гора Победа — 3147 метров. Название дано в 1927 году Всесоюзным  географическим обществом.

2. Хребет Черского — в Забайкалье (Читинская область) протяженностью 800 километров. 

3. Вершина Черского — высочайшая вершина Байкальского хребта ( 2673 метра) на северо-западном берегу Байкала, расстояние до вершины от берега Байкала – 15 километров.

4. Пик Черского — вершина высотой 2090 метров, юго-западнее южной оконечности озера Байкал.

5. Долина Черского — древняя мезозойская долина между Восточным Саяном и Енисейским кряжем.

6. Вулкан Черского — в Восточном Саяне (район Тункийской впадины) с относительной высотой 120 метров и кратером около 90 метров, в 7 километрах к востоку от курорта «Аршан», у подножия бьет родник, не замерзающий зимой.

7. Ледники Черского — два ледника на Байкальском хребте (присклоновый — на перевале «Солнечный» и долинный — у подножия вершины Черского).

8. «Камень Черского» — гора (смотровая площадка) на Байкальском побережье у истока Ангары.

9. Мыс и залив на Байкале.

10. Стоянка имени Черского — стоянка первобытного человека в окрестностях Иркутска. 

11. Городской поселок Черский (бывший поселок Нижнее-Колымск) — находится в нижнем течении реки Колыма в 200 километрах от побережья Северного Ледовитого океана.

bizyk@sb.by 

Фото автора и из архива Волынецкого краеведческого музея имени Черского
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter