Шведский размер

Правила жизни Саши Варламова
Правила жизни Саши Варламова

Недавно мы с молодыми модельерами вернулись из поездки в Швецию, в ее текстильную столицу город Борос.

В Швеции очень высок уровень различных социальных гарантий, позволяющих ее гражданам чувствовать себя уверенно. Там практически нет безработных. За всю поездку я не увидел ни одного человека с протянутой рукой. Это — удивительная страна. Люди добры и тактичны. Никому не придет в голову сказать что–то обидное приезжему. Это тот уровень отношений, о котором всегда мечтаешь в чужой стране.

Я бы хотел рассказать, как в Швеции готовят специалистов, связанных с модой. Есть два аспекта — положительный и отрицательный. Первый связан с техническим оснащением учебного процесса. Сегодня нет такого оборудования, выпускаемого текстильным институтом города Борос, которое не знали бы специалисты. В их распоряжении самые новейшие машины: вязальные, текстильные, швейные. Все, что позволяет превосходно и с выдумкой работать с тканью: современные технологии позволяют делать им немыслимые вещи.

Каждый год в учебную группу набираются десять человек. В процессе обучения во главу ставится поиск некой новой идеи, и затем нахождения путей ее решения. В институте отношения выстроены демократично. Там нет даже свойственной нашим высшим учебным заведениям внешней дистанции, когда преподаватели ходят в пиджаках и галстуках, студенты — исключительно в кроссовках и джинсах. Все одеты приблизительно одинаково. Преподаватель со студентом могут запросто сидеть на полу в коридоре, обсуждать идеи, рисовать эскизы на листке бумаги.

Институт открыт для контактов с белорусскими дизайнерами. Они говорили нам: «Обязательно присылайте свои идеи. Мы дадим вам стипендию. Только определитесь с темой, обоснуйте ее и — учитесь!» Сейчас мы изучаем возможности, чтобы двое наших выпускников смогли два года работать у них в качестве преподавателей.

Но есть и отрицательный момент процесса обучения, с которым я там столкнулся. Весь спектр этих технических возможностей во время всего процесса, включая разработку дизайна, конструкции, окраску шерсти, льна или шелка, печати рисунка, на мой взгляд, используется в институте процентов на пять. Наши студенты ходили с широко раскрытыми глазами, потому что такого оборудования нет даже на десятой части белорусских предприятий, изготавливающих одежду. Мы удивлялись, что, имея такой огромный потенциал, шведы не выдают должного результата, вернее, он получается у них почему–то слабее, чем у нас. Для себя я объяснял это банальной истиной: когда все можно и все есть — ничего уже не хочется. Шведы не скрывали, что, по большому счету, занимаются сегодня уже наукой, поиском путей решения идейных глобальных вопросов, мы же занимаемся чистым искусством.

Наша мода отличается от шведской. У нас главный критерий — творчество, у них — концептуальность. Для них наша мода слишком эмоциональна, слишком ярка, неожиданна. Шведам, по–моему, не хватает нашего живого восприятия, живой реакции.

Есть и другое отличие шведского образования по сравнению с нашим. После окончания учебы шведские молодые специалисты не имеют возможности реализовывать себя, потому что там отсутствует как таковая система индивидуального пошива. Открыть свое производство просто невозможно! Огромное количество налогов. Самое большое в мире.

У нас открыть свое дело можно. Поэтому они нам и завидуют: «Вам хорошо. Вы можете делать одежду и продавать ее». Это огромная проблема для них. У них нет свободных портних, свободных дизайнеров. Того, на чем держится белорусская мода. Для нас же — это реальность и огромный стимул для развития. И, конечно же, для того, чтобы как можно быстрее избавляться от комплексов и неверных представлений о самой себе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter