В Швеции небольшая группа преподавателей Института журналистики БГУ и журналистов-практиков изучали тему «Социальная журналистика»

Шведские заповеди

Пора браться за Швецию. После интересной поездки туда все откладывал на потом дорожные заметки. Слишком непросто летом, в период отпусков и большой запарки, в редакции выкроить на это время, тем более что и оперативный предлог почти что вечен: журналистика и общество. То есть в Швеции мы, небольшая группа преподавателей Института журналистики БГУ и журналистов-практиков, по приглашению коллег изучали тему «Социальная журналистика». Интересная, познавательная командировка! Кое-чем из нее планировал поделиться с читателями. Наконец, сообщение информагентства заставило отложить некоторые дела и взяться за перо. Шведский министр образования Аида Хаджиалич ушла в отставку после того, как полиция поймала ее за рулем с повышенным содержанием алкоголя в крови: 0,2 промилле. Оказывается, авто под управлением госпожи министра полиция остановила по дороге из Копенгагена.  Премьер-министр Стефан Левен отставку принял. Еще что интересно: Аида Хаджиалич выехала на ПМЖ в Швецию, когда ей было пять лет, и она стала первым министром в стране, исповедующим ислам…



Новость ложится в контекст и нашей повестки. Мы встречались с некоторыми политиками, священнослужителями и журналистами в городах Кальмар и Векше, дискуссировали о проблемах беженцев, исламизации Европы и Скандинавии, ответственности перед обществом, в том числе и за реформы в образовании. И всегда в фокусе разговора находились отношения политиков с прессой. Это же, кто не знает, Швеция, которая  первая на планете приняла закон о свободе печати.

Начнем, конечно, с политики. Хотя, уверен, Нина Хельмгрен, известная шведская журналистка, преподаватель Института повышения квалификации журналистов FOJO, по приглашению которого мы и приехали в страну викингов, не очень бы одобрила этот мой выбор. Это она сказала: «Мы должны следить за тем, у кого власть. Власть всегда воздействует на журналиста. В Швеции в этом отношении стало намного хуже». Ну, если в Швеции хуже! Но в Беларуси я сам выбираю приоритеты. Да и тема, с которой начинаю заметки, актуальна и для нашего общества.

1. Кальмар и кролики


Лена Халлегрен, депутат шведского парламента (риксдага), забежала к нам на утренний кофе в аудиторию FOJO по дороге в Стокгольм, где заседают шведские избранники. Она не просто депутат, а председатель комиссии по вопросам образования. В свое время была членом правительства социал-демократов. Сейчас представляет интересы кальмарских избирателей в высшем законодательном органе. Мне показалось, Лена не очень доброжелательна к нашему брату. В частности, ей не нравится, когда журналисты досаждают им, политикам. Свои интервью и публикации сводят к подробностям личной жизни, обязательно преувеличивая факты. И мало кому из пишущей братии интересна та серьезная, основательная работа, которую провела депутат в сфере образования. Газеты если и говорят об этом, то вскользь.

Кстати, об образовании. Оказывается, в Швеции с ним такие же проблемы, как и у нас. Или почти такие. Качество школьного образования ухудшилось, и это волнует многих шведов. В том числе в контексте выборов парламента и правительства. Хуже того, как заметила Нина Хельмгрен, участвующая в утреннем разговоре с депутатом, соотечественникам даже стыдно за такое отношение властей к школе. Низкий статус учителя, такие же зарплаты. Лена Халлегрен в дискуссии с нами опиралась на известную пословицу: что позволено Юпитеру… На ее взгляд, у предыдущего правительства было почти 8 лет для того, чтобы изменить ситуацию, но оно сделало с точностью до наоборот. Теперь надо даже равные права школьников восстанавливать. В то же время важную роль при определении степени ответственности играет принадлежность к партии. Скажем, правительственному чиновнику из оппозиции можно состоять еще и в правлении нефтяной компании, а вот социал-демократу – ни за что. При этом хорошее предложение правящей умеренной коалиции по тому же образованию в риксдаге не прошло, а возобладала непопулярная точка зрения оппозиции.

Пойди пойми этих шведов. Я спросил у депутата Халлегрен о том, что, может быть, политику сложно раздваиваться между партийными обязательствами и народными чаяниями, не говоря уже о своей профпринадлежности? Да, ответила она, нужно всего понемногу, но я живу ради политики, когда не сплю, то работаю, чтобы сделать если не шаги, то шажочки к лучшему для своих граждан. Ответ, в принципе, идеальный, но пятью минутами раньше депутат говорила, что если ей премьер предложит пост министра образования, она, пожалуй, согласится. Что ж, все-таки партийная ангажированность и карьерная перспектива важнее любой самой народной нейтральности.

И в этом тоже, как мне кажется, суть демократии и свобод отдельно взятого шведского политика.

БУДЕТ встреча с депутатами риксдага и у епископа Фредрика Модеуса из города Векше. Тема, которая волнует Шведскую церковь, та же, что на устах всей Европы: как решить проблему беженцев. Нас, белорусских журналистов, епископ принял в резиденции епархии, которая впечатляла вкусом и уютом. За чашечкой чая в зеркальной гостиной с картинами речь пошла о вере, исламе и роли прессы и церкви. Падре, как и положено священнику, на все имел свой взгляд и высказывал его мягко, философски.

«Все люди, и мы всем говорим «Добро пожаловать!», — рассуждал Фредрик Модеус. И хотя в Швеции ужесточились условия приема беженцев, мы уже живем в мультинациональном обществе, и процесс этот необратим. По отношению к мусульманам, да и не только к ним, важно учитывать два момента: говорить друг с другом, а не о других; делать вместе то, что можно сделать. И свою задачу, и всей церкви Швеции епископ видит в том, чтобы беженцы стали частью их общества. Все получится, если вовремя и объективно поставить себя на место другого человека.

В Швеции, как и в Беларуси, свободно работают церкви, костелы, мечети, синагоги. С 50-х годов прошлого века у них полная свобода вероисповедания. По статистике, в храмы ходит гораздо больше населения, чем, скажем, в кино. В частности, к Шведской церкви принадлежит 65 процентов населения страны. Все они через налоговую декларацию платят небольшой налог со своего годового дохода и всегда могут проверить, как и на что используются их деньги.

Роль церкви и прессы наш собеседник даже боится переоценить – настолько она велика и едина в демократическом обществе. Единственное, чего он опасается на современном этапе, — потери веры в Бога. То есть утраты гуманизма прежде всего. Епископ Модеус, образованнейший человек, отец троих детей, почитатель книг, музыки и спорта, не скрывал своей радости от того, что служит Всевышнему в обществе с гарантированными законом свободами. Кстати, этот самый закон подготовлен именно служителями церкви еще в те далекие времена, когда Швеция и Финляндия были одной страной.

ДОЛГО не выходила из памяти беседа с епископом. Вечером, как всегда, пошел на прогулку по Кальмару, городку с 60-тысячным населением на берегу балтийского залива. Бродил по его многочисленным паркам, тротуарам и набережной. Насколько уютно, функционально и просто умеют шведские провинциалы обустраивать территории своего проживания! В этом нашим райцентрам многому надо у них поучиться. Хотя в каких-то особенностях бытия, может быть, и наоборот.

Но целые стада кроликов! В центре города, скверах и у подъездов малоэтажных домов. Они шмыгают под ногами у прохожих, дополняя общую картину характерного для шведов единения с природой. В Кальмаре никто никому не мешает жить. Наоборот, здесь все так органично и свободно. Политики в Швеции приходят и уходят, а жизнь, стало быть, все равно обустраивается по заповедям священника Модеуса: всегда ставь себя на место другого.

СПРАВКА «СГ»

Кальмар— один из старейших городов Швеции, административный центр лена Кальмар.

Расположен на юго-востоке страны, на берегу Балтийского моря.  Это ворота на самый длинный в Швеции Эландский мост, соединяющий остров Эланд со Скандинавским полуостровом. В средние века был третьим по величине и центром торговли. Город образовался вокруг замка Кальмар, который  построен в XII веке вокруг сторожевой башни. 

В Кальмаре находится Институт повышения квалификации журналистов Fojo.

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter