Чем шведский Кальмар похож на белорусские райцентры?

Шведские заповеди

Каждое утро с Валерием Ткачевым, доцентом Института журналистики БГУ, мы отправлялись на велотренировку по просыпающемуся Кальмару. Дело в том, что вместе с ключами от комнат в уютном и функциональном жилом корпусе инcтитута Fojo каждому из нашей десятки выдали и ключи от великов. Отличные двухколесные машины! Опять же, кто не знает: велосипед для шведов вообще и для кальмарцев в частности — незаменимая вещь. Иногда важнее и популярнее автомобиля. Классная велодорожка кружила нас по городку и уводила в парковую зону. И тут нам чуть ли не под колеса попадались кролики, перебегающие от подъездов малоэтажных домов в зеленую зону. Мы любовались скромной архитектурой, цветущими сиренью и сакурами и невольно сравнивали Кальмар с нашими райцентрами. Если бы не японские деревья, ушастые нарушители дорожного движения и кое-что еще, то мы многим очень даже похожи…



3. Не спрашивай: «Можно?» просто иди


С Ниной Хельмгрен мы профессионально тоже кое в чем похожи. Не во всем. Но сейчас речь не о нас. При первом знакомстве в Минске, в Белгосуниверситете, где она проводила семинар по социальной журналистике, я не сразу понял ее профессиональные заповеди. И, задавая вопрос, пытался быть снисходительным к ее странным, как мне показалось, чисто женским подходам к профессии. Я тогда вообще не имел представления о шведской журналистике! Уже в Кальмаре, сменив невежество на любопытство, многое понял. Хотя и не все принял. Ключом к разгадке служила Нина, ее профессиональная биография.

Она начинала репортером на региональном радио, затем на главном Шведском — в Стокгольме. Не избежала увлечения политической журналистикой, посетила США. И много времени провела в Афгане! Попала в Москву. Сначала стена ее восприятия мира проходила по Балтийскому морю, и все, что лежало на Востоке, было так далеко. А после столицы России все оказалось так близко. Она хотела быть частью мира, и стала. Потому что никогда и нигде не спрашивала, можно ли пройти, а шла. Иногда, правда, ее пытались остановить… Нина Хельмгрен написала две книги, стала известной в Швеции журналисткой, пришла работать и делиться опытом в инcтитут Fojo. Несколько раз приезжала на семинары в так понравившийся ей Минск. И все равно еще много где на планете обязательно хочет побывать.

Вместе наблюдаем за работой стеклодува, изготавливающего
сувениры на стекольной мануфактуре.

Когда мы приехали в Кальмар и сразу изменилась к лучшему погода, Нина сказала, что привезли много тепла, света и солнца. Хотя на Балтийском побережье всегда начеку северные ветры. Нам тоже повезло с погодой, которая помогла лучше узнать город во время прогулок и экскурсии.

Среди нас единственной «не минчанкой» была Ирина Петрусевич, редактор райгазеты «Голас Касцюкоўшчыны». Ее особый интерес к обустройству малых городов вполне понятен. Тем более интересен шведский опыт. А он во многом достоин изучения. И будь я наделен такими полномочиями, обязательно отправил бы сюда пару-тройку руководителей райисполкомов или их заместителей для изучения, так сказать, ландшафта. Ирина рассказывала нам, как вместе с небольшим коллективом обустраивала территорию вокруг здания редакции и не всегда находила понимание ближайших соседей. Жаль их. 

После шведского обеда на берегу дивного лесного озера.

ШВЕДЫ в Кальмаре живут уютно и прагматично. Никаких огородов и теплиц — газоны, деревья, велосипеды, автомобили. Небольшие выкрашенные и, как правило, деревянные либо каркасные дома, или трех- четырехэтажные многоквартирки с балконами, на которых шезлонги со столиками. После семи вечера улицы пустеют, почти все магазины закрываются, жизнь перемещается в дома — к телевизорам и диванам, в спортклубы, ресторанчики.

Любопытно обустроены территории вокруг малоэтажек. С улицы мы все никак не могли рассмотреть детских площадок, зон отдыха. Сплошные стоянки авто, велосипедов. И только потом поняли: весь «людской комплекс» — во дворах, зато там нет места никакой технике. Тоже поучительно, я уже ведь писал в первой части: в Швеции все так устроено, что никто никому не мешает. Взяла на карандаш такую планировку и моя коллега из Костюковичей, авось с поддержкой райисполкома и жилкомхоза внедрит.

За Кальмарским замком начинается Балтийское море.

И вот еще интересное наблюдение. Сам Кальмар чем-то напоминает наш Светлогорск. Он тоже частью своей построен, по сути, в лесу. Или лес своей большей частью вырос в городе, не суть. Важно другое: и в городском лесу (сосна да береза, как у нас), и в далеком загородном шведы почти не убирают, и уж тем более не жгут, ветки, старые деревья. Надеюсь, никто не подумал, что это они от лени. Там у них как-то девственно заповедно и оттого мило сердцу особенно. Еще что отличает от нашего — идеального и потому не очень исконного — лесного порядка, так это камни: валуны когда-то ледник разбросал по зеленым зонам, да там их и оставил основательно вросшими в землю. Тут уж шведский пейзаж ни с каким иным не спутать.

Хорошо изучили его, пока добирались поездом из Стокгольма до Кальмара. А потом переезжали автобусом из Кальмара в Векше. И напоследок еще раз прокатились около 80 километров в направлении дачи Ольги Вале, руководителя нашего проекта от института Fojo. Она и муж любезно пригласили нашу группу к себе на фазенду. Пока добирались, вдоволь насмотрелись и шведских деревень, и засеянных полей, и незатейливых пейзажей. Нет, не только в Кальмаре, но и в еще более глубокой провинции шведы живут уютно и прагматично.

Руководитель проекта из Института повышения квалификации журналистов FOJO
Ольга ВАЛЕ с супругом на своей даче тепло встретили и проводили нашу делегацию. Спасибо!

Ну а домик супругов Вале и вовсе превзошел все наши ожидания. Нет, не роскошью и размерами. Он обыкновенный сельский дом, деревянный, рядом и вовсе угодья фермера. Но внутри все хозяевами сделано для комфортной жизни — от подвала до кухоньки. Вот ведь умеют жить шведы: и такую скромную дачу подсоединили к системе «умный дом», которая позволяет на расстоянии, из Кальмара, скажем, управлять электричеством, отоплением.

Именно здесь, в небольшой шведской деревне, в обычной скандинавской избе с пылающим камином, Нина и Оля придумали подвести итоги семинара. В духе наших недельных дискуссий о социальной журналистике. Раскрепощенно и очень по-домашнему. На дорожку я пригласил Нину Хельмгрен с ее коллегами к себе в редакцию. И еще сказал, что не только в Минске, но и в белорусской деревне им будет что посмотреть и чему удивиться. И даже назвал адрес: Снов, Несвиж, Мир.

И там, и везде у нас не обязательно спрашивать: можно? Просто приходите. По белорусским традициям гостям всегда рады. А в нашей деревне, точнее, в агрогородках — особенно.

Фото автора

Минск—Стокгольм—Кальмар—Минск
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter