В первые дни февраля текущего года группа работников белорусской потребительской кооперации во главе с председателем Правления Белкоопсоюза В.В. Кулешовым знакомилась с методами работы шведских кооператоров. Этот, четвертый по счету, визит стал одним из результатов многолетнего сотрудничества Научно-исследовательского института Белкоопсоюза и Шведского проектного центра «KF», благодаря которому в Швеции побывало уже 26 человек, занимающих в кооперативных организациях самые разные должности – от продавцов до председателя Правления Белкоопсоюза.
На этот раз главной темой стало изучение методов организации розничной торговли, дистрибьюции, а также организационной структуры управления Шведского кооперативного союза.
Чем же интересен Шведский кооперативный союз, который сами шведы называют сокращенно «KF» — от слов «Kooperativa Forbundet» (в дословном переводе «объединенные кооперативы»)?
Он интересен тем, что претерпел ряд преобразований, предпосылки которых были весьма схожи с теми условиями деятельности, в которых сегодня работает Белкоопсоюз. Он интересен результатами этих преобразований, методами решения проблем, кажущихся нам пока непреодолимыми. Наконец, он интересен открытыми, доброжелательными людьми, готовыми делиться опытом, приезжать в Беларусь и отвечать на любые вопросы без ссылок на коммерческую тайну, из чувства кооперативной солидарности, которая для них не пустой звук.
Итак, для начала немного истории и статистики.
«KF» учрежден потребительскими обществами Швеции в 1899 году, т.е. в нынешнем, 2009 году, ему исполняется 110 лет. В настоящее время в «KF» входит 51 потребительское общество, пайщиками которых является 3,084 млн. человек, или около 30 % всего населения Швеции. В ней, как и в Беларуси, живет чуть меньше десяти миллионов жителей.
«KF» является членом трех международных кооперативных некоммерческих союзов – Международный кооперативный альянс, кооперативы Европы (европейский регион МКА) и ЕВРОКООП.
«KF» вместе с кооперативными союзами Дании и Норвегии является соучредителем межнациональной кооперативной группы КООП НОРДЕН, которая за 2006 год занимала 5-е место в мире по товарообороту среди крупнейших кооперативных розничных сетей (товарооборот более 12,5 млрд. долларов). В 2007—2008 годах КООП НОРДЕН был разделен на 3 организации, одна из которых, СИЛАБ, занимается закупками на национальном уровне, а две – «Интеркооп» и «Кооп Трейдинг» – на международном уровне, закупая товары для трех упомянутых кооперативных союзов. При этом «Кооп Трейдинг» покупает товары в Европе, а «Интеркооп» – в Африке и в Азии.
Потребительские общества очень разнятся по величине. Самое маленькое – это всего лишь 62 пайщика, а самое большое – 590 тысяч.
«KF» обеспечивает работой более 16 тыс. человек, однако из года в год систематично проводит политику сокращения издержек на оплату труда и сокращает персонал за счет внедрения систем автоматизации. Так, на 2009 год запланировано сокращение около 1000 работников.
Товарооборот «KF» за 2007 год – около 5,6 млрд. долларов. Он занимает второе место по объемам розничных продаж продовольственных и быстрооборачиваемых непродовольственных товаров среди сетевых операторов Швеции, удерживая в национальных масштабах долю, равную 21 %, и уступает лишь своему главному конкуренту – частной розничной сети ИКА, доля которой 50,4 %.
К месту будет упомянуть, что по итогам 2006 года, по данным рейтинга Глобал-300, который составляется Международным кооперативным альянсом, «KF», с оборотом 3,6 млрд. долл., занимал 17-е место в мире среди крупнейших кооперативных розничных сетей.
Нужно отметить, что если бы Белкоопсоюз, с розничным товарооборотом, эквивалентным 1,4 млрд. долл. по итогам 2006 года (за 2007-й и 2008 годы рейтинг еще не составлен), участвовал в этом рейтинге, то среди 80 крупнейших кооперативных ритейлеров мира он занимал бы 43-е место. То есть не так уж плохо, как кому-то иногда кажется.
Что касается первого места рейтинга Глобал-300, то на нем прочно и с большим отрывом обосновалась немецкая кооперативная группа ЕДЕКА Централе АГ (EDEKA Zentrale AG) с товарооборотом 21,86 млрд. долл. Возможно, в будущем мы еще расскажем об этой группе отдельно, потому что она входит в число крупнейших ритейлеров мира не только среди кооперативов, конкурируя с такими трансконтинентальными гигантами, как «Метро», «Карефур», «УолМарт» и др.
Что же позволяет шведским кооператорам выдерживать сверхжесткую конкуренцию?
Если ответить коротко на этот вопрос – интеграция и специализация. Два этих термина присутствуют в описании любого процесса, будь то закупки товаров у поставщиков или организация работы в магазине.
Внешне процесс отчетов и выборов в «KF» очень похож на белорусскую кооперацию. Пайщики также собираются на собрания по участкам, также выбирают представителей на общее собрание.
Однако после того, как избран председатель правления, начинаются главные отличия.
Правление и председатель подбирают человека на должность, которая звучит следующим образом: президент и главный исполнительный директор. Председатель правления и президент – разные люди, имеющие совершенно разные обязанности. Председатель не имеет права вмешиваться в оперативные решения, принимаемые президентом. Задача президента – создать управленческую структуру, способную организовать дело не хуже, а даже лучше, чем у конкурентов. Если он не справляется с этой задачей – с ним, по итогам года, просто расстаются.
(Продолжение следует)