Шведские уроки

(Продолжение. Начало в № 15, 16)

(Продолжение. Начало в № 15, 16)

3) 3 потребительских кооператива с низкой степенью централизации (так называемые независимые кооперативы). Централизован только процесс договорной работы по FMCG1 и поставка товаров. Управление денежными потоками и недвижимостью производится самостоятельно.

Что означает это деление в переводе на общедоступный язык?

Приведем пример М-кооперативов, на которые приходится 60 % пайщиков и 62 % товарооборота. Этот тип кооперативов делегировал все права оперативного управления структурам кооперативного союза. Так, принадлежащей кооперативам недвижимостью (магазинами) управляет компания «KF» Риал Эстейт». Эта компания отвечает за поддержание объектов в работо­способном состоянии, ремонтирует их и т.д. За наполнение магазинов отвечает группа компаний кооперативного союза, управляемая фирмой «КООП Швеция». При этом договорную работу с поставщиками товаров ведут три упомянутые выше – СИЛАБ (шведские поставщики), «Кооп Трейдинг» (европейские поставщики), «Интеркооп» (африканские и азиатские поставщики). За логистику и распределение (отдаленный аналог нашей оптовой торговли) отвечает компания СИЛАБ, а за управление ассортиментом товаров в разных типах магазинов, от маленького до гипермаркета, отвечают специалисты по ассортименту пяти розничных концепций: «Нара», «Консум», «Экстра», «Форум» и «Бигг».

А кто «делит» деньги? За управление деньгами, поступающими от продажи товаров, отвечает финансовый департамент кооперативного союза. Это он, шведский вариант нашего финансово-расчетного центра райпо, правда на уровне целого государства, «делит» деньги сообразно запросам различных звеньев кооперативной структуры. Большинство организаций, входящих в «KF», даже не имеют собственного счета в банке! Это вовсе не означает потерю возможности влиять на денежные потоки. Просто, работая в ситуации с высокой степенью предсказуемости, потребобществу нет смысла тратить время (и, замечу, деньги) на администрирование плановых платежей. Эта обязанность передана на верхний уровень управления и находится под контролем компьютерной системы. Компьютер следит за очередностью, распределяет платежи в соответствии со сроками, предусмотренными в договорах с контрагентами и т.д.

Расскажем более подробно о розничной торговле шведов, сравнив там, где это возможно, с белорусскими цифрами.

Торговая сеть «KF» на 1 января 2008 года – это 847 магазинов, из которых почти 800, за вычетом книжных и других непродовольственных магазинов, магазины по продаже FMCG. Количество, конечно, мизерное в сравнении с белорусской потребкооперацией, в которой работает 9416 продовольственных и смешанных магазинов (на 1.01.2008 г.). Отличие – в площади объектов. У шведов нет маленьких магазинов. Самый маленький их магазин – это более 250 кв. м торговой площади, а у нас средняя площадь магазина составляет около 78,2 кв. м.

Кстати, в 50-х годах в шведской кооперативной рознице было около 8 тысяч магазинов, но постепенно их количество сокращалось, а сами магазины укрупнялись. Сегодня они разделены на 5 основных концепций, исходя из площади, широты ассортимента и целевой аудитории: супермаркет у дома («Нара»), супермаркет здоровой пищи («Консум»), классический супермаркет («Экстра»), продовольственный гипермаркет («Форум»), хозяйственный гипермаркет («Бигг»). Процесс укрупнения коснулся и самих потребительских обществ, входящих в «KF». Если в 1950 году их насчитывалось около 700, то в 2008 г. – только 51.

Ежедневно в магазины шведских кооператоров приходят за покупками 1—1,5 млн. покупателей, в белорусские примерно столько же – около 1,2 млн. Но если мы разделим количество покупателей на количество магазинов, то получим, что в Беларуси один наш магазин посещают ежедневно в среднем около 130 покупателей, а в Швеции – 1300—1900. Наш типичный покупатель совершает покупку в среднем на 5—10 тыс. руб. и при этом в магазине его обслуживают опять- таки в среднем 2 продавца, которые продают от 300 до 450 кг товара за день, в зависимости от сезона.

Как видно из таблицы, магазины самой маленькой концепции КООП НАРА имеют торговую площадь около 250—400 кв. м. Эта концепция ориентирована на покупателей, не имеющих времени на длительные хождения по магазинам и живущих в «пешеходной доступности». Ассортимент – 3—4 тысячи наименований товара. Средний уровень торговой надбавки – 30 %.

Магазины КООП КОНСУМ – это супермаркеты в городах с торговой площадью 400—1400 кв. м. Ассортимент – до 9000 наименований. Целевая аудитория – семьи старшего возраста. Ассортимент ориентирован на товары быстрого приготовления и экологически чистые продукты. Средний уровень торговой надбавки – 25—28 %.

Магазины КООП ЭКСТРА – супермаркеты торговой площадью 1500—3000 кв. м. Располагаются большей частью на окраинах городов либо за городом. Ассортимент – 8—12 тыс. наименований. Целевая группа – семьи с детьми. Средний уровень торговой надбавки – 20—25 %.

Магазины КООП ФОРУМ – гипермаркеты торговой площадью 2,3—8 тыс. кв. м, есть один-два магазина площадью до 12 тыс. кв. м. Ассортимент – 10—18 тыс. наименований. Наряду с продовольственными товарами в этих магазинах уже представлен достаточно широкий ассортимент непродовольственных товаров для домашнего обихода. Целевая аудитория – много покупающие люди, семьи с детьми. Средний уровень торговой надбавки – 15—18 %.

Магазины КООП БИГГ – гипермаркеты формата DIY2 торговой площадью до 5000 кв. м и ассортиментом товаров до 40 000 наименований. В них продается садовый инвентарь, хозяйственная группа товаров, включая строительные материалы и средства малой механизации.

Система коммерческой работы и товароснабжения розничной торговой сети

Принципиальная функциональная схема работы «KF» по доставке товаров от поставщика до полки в магазине выглядит следующим образом:

1) менеджеры «KF» по ассортименту выявляют ассортимент, востребованный покупателями, и делают заявку закупочным предприятиям, они же определяют ассортиментную матрицу для магазинов и формируют плано­граммы и

2) закупочные предприятия «KF», специализирующиеся по разным ассортиментным группам и географическим регионам планеты, находят поставщиков и за­ключают договоры на поставку товаров и

3) согласно заключенным договорам поставщики: а) свежих товаров – поставляют товар непосредственно в магазины (молоко, свежее мясо, зелень, хлеб и др.); б) поставщики остальных товаров – поставляют их на дистрибьютерские центры (ДЦ) «KF» крупными однородными партиями и

4) ДЦ комплектуют товары по заказам магазинов, которые осуществляются автоматически компьютерной системой в режиме реального времени, по мере ухода товаров с полок в магазинах и прохождения через регистрирующее устройство на кассе, и загружает скомплектованные заказы в заказанный на конкретное время суток транспорт и

5) транспорт доставляет товар в магазины и

6) персонал магазинов выставляет товар на полки согласно заранее составленным менеджерами по ассортименту «KF» плано­граммам и

7) после прохождения товара через кассу (продажи) компьютерная система автоматически добавляет ушедший товар к следующему заказу на поставку товаров с ДЦ или от поставщика свежих товаров и

8) формирует заявку на оплату денег поставщику товара, которые списываются в его пользу со счета «KF» при наступлении срока оплаты под контролем служащих финансового департамента аппарата управления «KF» и

9) и процесс повторяется начиная с п. 1.

-----------------------------------

1 FMCG – Эф Эм Си Джи «Fast Moving Consumer Goods», устойчивая аббревиатура, в переводе означающая «быстро продаваемые (оборачиваемые) потребительские товары». Под это определение попадает большая часть продовольственных товаров и ограниченный ассортимент непродовольственных (мыло, зубная паста, СМС и т.д.).

2 От английского выражения «Do It Yourself», в буквальном переводе означающего «Сделай это сам». Устойчивая аббревиатура для обозначения магазинов хозяйственных товаров и товаров для дома.

------------------------------------

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter